Международные соглашения и стандарты в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Обеспечение благоприятного качества окружающей среды и организация рационального природопользования является одной из наиболее актуальных проблем не только России или стран Европы, но и всего мирового сообщества. Осознание наступившего глобального экологического кризиса органами власти большинства государств мира в середине прошлого века привело к формированию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и динамичному изменению внутригосударственного экологического законодательства большинства стран мира, включая и Россию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Основная часть
1.Основные международно-правовые документы в области охраны окружающей среды
1.1 История развития международных источников охраны окружающей среды…...4
1.2 Охрана окружающей среды в международных договорах ……………………….6
1.3 Отдельные международные соглашения по охране окружающей среды………..8
2. Основные международные стандарты по охране окружающей среды
2.1 История развития международных стандартов по охране окружающей среды..14
2.2 Британский стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750.16 2.3 Серия международных стандартов систем экологического менеджмента ISO 14000……………………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

СЭМ реферат.docx

— 81.68 Кб (Скачать файл)

Разработка  программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы  учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное  воздействие на окружающую среду  жизненного цикла новых видов  продукции.

Разработка  и выпуск детального руководства, которое  позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система  функционирует, и учитывает все  значимые аспекты воздействия предприятия  на окружающую среду.

Установление  системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения  требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения  ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.

Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану.

BS 7750 был принят  Финляндией, Нидерландами и Швецией.  Франция, Ирландия и Испания  разработали свои стандарты. Австрия  предпочла ждать опубликования  международных требований к системам  экологического менеджмента. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Серия международных стандартов  систем экологического менеджмента  ISO 14000

ISO 14000 - признанная  в мире основа для построения  системы экологического менеджмента  (СЭМ) – внедренная от Аргентины  до Зимбабве. Внедрение стандартов  этой серии помогает организациям  одновременно наилучшим образом  управлять их воздействием на  окружающую среду и демонстрировать  рациональное природопользование.

Стандарт ISO 14001 был принят в качестве национального  стандарта более чем в половине стран из 160-ти национальных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всем мире. Хотя сертификация соответствия стандарту  не является обязательным требованием  стандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатов было выдано в 148 странах.

Появление ISO 14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента  на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных  природоохранных инициатив. Система  стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем  выбросов, концентрации веществ и  т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система  экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят  в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные  за определенные области экологически значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких  требований к воздействию организации  на окружающую среду, за исключением  того, что организация в специальном  документе должна объявить о своем  стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные  стандарты не должны вторгаться в  сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы  к качеству продукции, (например, концепция "всеобъемлющего менеджмента качества" – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Предполагается, что система стандартов будет  обеспечивать уменьшение неблагоприятных  воздействий на окружающую среду  на трех уровнях:

Организационном – через улучшение экологического "поведения" корпораций.

Национальном  – через создание существенного  дополнения к национальной нормативной  базе и компонента государственной  экологической политики.

Международном – через улучшение условий международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить  на три основные группы:

- принципы создания  и использования систем экологического  менеджмента; 

- инструменты  экологического контроля и оценки;

- стандарты,  ориентированные на продукцию. 

В трех названных  областях разработаны и разрабатываются  следующие документы, которые представлены в таблице 1: [9]

 

Таблица 1

 

Принципы экологического менеджмента

Принят

1

2

3

ISO 14001

Системы экологического менеджмента (ЭМС) – спецификации и руководство  по использованию

+

Продолжение таблицы 1

1

2

3

ISO 14004

ЭМС – Общие руководство по принципам, системам и методам

+

ISO 14014

Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности  предприятия. Должно использоваться перед  созданием формальной системы экологического менеджмента

 
 

Инструменты экологического регулирования  и оценки

 

ISO 14010

Руководство по экологическому аудиту – Общие принципы экологического аудита

+

ISO 14011/1

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита – Аудит  систем экологического менеджмента

+

ISO 14012

Руководство по экологическому аудиту – Критерии квалификации экологических  аудиторов

+

ISO 14031

Руководство по оценке экологических  показателей деятельности организации

 
 

Стандарты, ориентированные на продукцию

 

ISO 14020(Серия документов)

Принципы экологической маркировки продукции

 

ISO 14040(Серия документов)

Методология "оценки жизненного цикла" – оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях  ее жизненного цикла

 
 

Глоссарий

 

ISO 14060

Руководство по учету экологических  аспектов в стандартах на продукцию

+


 

Так стандарт ISO 14001 имеет следующую структуру:

1. Возможности  стандарта

2. Ссылки на  нормативные документы

3. Определения

4. Требования  к системе экологического менеджмента

4.1. Общие требования

4.2. Экологическая  политика

4.3. Планирование

4.3.1. Экологические  аспекты

4.3.2. Законодательные  и другие требования

4.3.3. Цели и  задачи

4.3.4. Программа  (программы) экологического менеджмента

4.4. Внедрение  в действие

4.4.1. Структура  и ответственность

4.4.2. Подготовка, осознание и компетенция

4.4.3. Коммуникации

4.4.4. Документация  в системе экологического менеджмента

4.4.5. Контроль  документации

4.4.6. Оперативный  контроль

4.4.7. Подготовленность  к чрезвычайным ситуациям и  ответственность за действия  в условиях чрезвычайных ситуаций

4.5. Проверяющие  и корректирующие действия

4.5.1. Мониторинг  и измерения

4.5.2. Действия  в случае несоблюдения требований, корректирующие и предупредительные  действия

4.5.3. Отчетность

4.5.4. Аудит  системы экологического менеджмента

4.6. Периодический  пересмотр системы менеджмента

Ключевым  понятием серии ISO 14000 является понятие  системы экологического менеджмента  в организации (предприятии или  компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации  и руководство по использованию  систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. [10]

Все остальные  документы рассматриваются как  вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита ЭМС. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Официально  стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных  требований, а обеспечивают систему  определения того, каким образом  компания влияет на окружающую среду  и как выполняются требования законодательства. Организация может  использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель ЭМС или  формат внутреннего аудита системы  экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может  управлять всей совокупностью своих  воздействий на окружающую среду  и приводить свою деятельность в  соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – чтобы  продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию и  документально обосновать заявление  о выпуске "экологически чистой" продукции, видимо, будет движущей силой  внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря  на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO – сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может  понадобиться сертификация или внедрение  ЭМС, можно назвать такие, как:

- улучшение  имиджа фирмы в области выполнения  природоохранных требований (в т.ч.  природоохранительного законодательства);

- экономия  энергии и ресурсов, в том числе  направляемых на природоохранные  мероприятия, за счет более  эффективного управления ими; 

- увеличение  оценочной стоимости основных  фондов предприятия; 

- желание  завоевать рынки "зеленых"  продуктов; 

- улучшение  системы управления предприятием;

- интерес  в привлечении высококвалифицированной  рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться  на национальном уровне. Судя по опыту  таких стран, как Канада, ведущую  роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие  как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и  т.д. Ожидается, что стандартный процесс  регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии  системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости. "Сертификация в рамках ISO 9000 –  это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Как видно, ISO 14000 предъявляет требования скорее к самой системе экологического менеджмента. Обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение  функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано  в соответствии с ISO 14000, даже если его  технологические системы и организационные  мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.

В ISO существует более 220 технических комитетов (TechnicalCommittee, TC), посвященным самым разным техническим областям. Каждый технический комитет разрабатывает стандарты (а также руководства, отчеты, спецификации и т.п.) в своей области, принимаемые голосованием при поддержке более 75% участвовавших в голосовании национальных органов по стандартизации, являющихся членами данного

Основным  предметом стандартов ISO серии 14000 является система экологического менеджмента (СЭМ). Поэтому центральным документом серии считается ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента — Спецификация и руководство по применению». В  отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — считается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие требованиям стандарта ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. Стандарт ISO 14004 выступает в качестве разъяснения требований ISO 14001, дающего дополнительные (но уже не обязательные) рекомендации по созданию и функционированию систем экологического менеджмента. К июлю 2002 г. в мире насчитывалось 38787 организации, получившие сертификат соответствия их системы экологического менеджмента требованиям ISO 14001. В России таких организаций пока, по нашим данным, четырнадцать, но работа над внедрением систем экологического менеджмента и подготовкой к сертификации ведется на многих предприятиях различных отраслей.

Стандарты ISO 14001 и ISO 14004 разрабатывались с учетом опыта применения принципов всеобъемлющего менеджмента качества (отраженного и в стандартах ISO серии 9000) к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. В свою очередь, опыт разработки и применения стандартов ISO 14001 и ISO 14004 был учтен при создании стандартов ISO 9001 и ISO 9004 версий 2000 г. В настоящее время обе серии стандартов являются полностью совместимыми. Сейчас также ведется работа над выпуском новых версий ISO 14001 и ISO 14004, в которые вносятся уточненные и более доступные для понимания, по сравнению с версиями 1996 г., формулировки. [11]

Другие стандарты  и технические отчеты (TR) ISO, входящие в серию 14000, посвящены подходам, которые могут использоваться предприятиями  и организациями для снижения воздействия на окружающую среду. Все  эти стандарты носят характер рекомендательных, но в силу их рамочного  характера им следует большинство  организаций, развивающих системы  экологического менеджмента или  применяющих соответствующие подходы  и инструменты независимо. Стандарты ISO 14010, ISO 14011 и ISO 14012 описывают требования к экологическому аудиту (аудиту СЭМ), общие требования к аудиторам. Опубликован  стандарт, посвященный экологической  оценке площадок и организаций (ISO 14015). Совсем недавно вышел в окончательном  варианте общий стандарт, посвященный  аудиту систем менеджмента качества и экологического менеджмента — ISO 19011. Этот стандарт заменяет собой  требования ISO 14010, ISO 14011 и ISO 14012.

Информация о работе Международные соглашения и стандарты в области охраны окружающей среды