Международное право охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природ¬ных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живу¬щих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу от¬дельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества. И хотя охрана окружающей среды в пределах территории государств — это дело прежде всего самих этих госу-дарств, координация их усилий, взаимодействие их эко¬номических в научно-технических потенциалов могут значительно расширить имеющиеся у них возможности и средства и решить экологические проблемы, которые не под силу решить одному или нескольким государствам.

Файлы: 1 файл

ИНДЗ_право.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Вступление

 От окружающей человека среды во многом зависит его жизнедеятельность. То, как мы изменяем мир согласно своих потребностей неизбежно скажется на нас самих. Разнообразие природного мира тает на глазах из-за нерационального его использования человеком, который фактически рубит ветку, на которой сам сидит. К середине ХХ века масштабы разрушения окружающей среды приобрели такие масштабы, что мировое сообщество более не могло закрывать на это глаза. Так началось формирование системы международного права по охране окружающей среды, которая базируется на ряде договоров, о которых упомянуто ниже.

Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение  природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества. И хотя охрана окружающей среды в пределах территории государств — это дело прежде всего самих этих государств, координация их усилий, взаимодействие их экономических в научно-технических потенциалов могут значительно расширить имеющиеся у них возможности и средства и решить экологические проблемы, которые не под силу решить одному или нескольким государствам. Вот почему экологические проблемы заняли видное место в современных международных отношениях, они обсуждаются на различных всемирных форумах, в том числе в ООН.

Ученые утверждают, что решение проблем сохранения окружающей среды требует создания некой «единой мировой власти», или «всемирного правительства». Обеспечить коллективное международное сотрудничество всех государств, независимо от их социального строя, в деле охраны природы можно только на основе международных соглашений между ними, заключенных в соответствии с основными принципами современного международного права, прежде всего принципами уважения суверенитета и равноправия государств и невмешательства в их внутренние дела.

 

 

ГЛАВА 1. ПРИРОДА ПОД ОХРАНОЙ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.1 Охрана окружающей среды — международная задача

 

Охрана окружающей среды — это проблема не только науки и техники. Это также экономическая, социальная и политико-правовая проблема. Неконтролируемое правом развитие техники, особенно в военной области, может привести здесь к непоправимым отрицательным последствиям. Особую опасность в этой связи представляют гонка вооружений, испытания ядерного и другого оружия массового уничтожения. В частности, огромен ущерб, причиняемый флоре и фауне наземными ядерными взрывами. Согласно данным специальной комиссии, которая занималась изучением последствий испытания ядерного оружия на полигоне в пустыне штата Невада (США), каждый из ядерных взрывов, в зависимости от его мощности, полностью уничтожал жизнь на площади от 73 до 204 га. Непоправимый ущерб был нанесен экологическому равновесию в районе атоллов Бикини и Эниветок в Тихом океане, где после второй мировой войны США произвели 66 испытаний атомного и водородного оружия.

Испытания ядерного оружия в атмосфере, которые проводятся некоторыми странами до сих пор, калечат облик пашей земли, приводят к опасному заражению воздуха радиоактивными веществами. В числе государств, не желающих считаться с интересами защиты природы и человечества, находятся Франция, ЮАР, Израиль и др. В печати сообщалось, что Израиль и ЮАР в 1979 г. осуществили ядерный взрыв над районом Южной Атлантики.

О губительных последствиях таких испытаний говорится в докладе Специального комитета ООН по охране окружающей среды. Взрыв одного ядерного заряда мощностью в 10 тыс. т в тротиловом эквиваленте, указывается в докладе, вызывает полное или значительное уничтожение растительности на площади от 400 до 1300 га. А взрыв нейтронной бомбы мощностью в 1 тыс. т в тротиловом эквиваленте на высоте 200 м может уничтожить микроорганизмы на площади 40 га, насекомых — на площади 100 га, растения — на площади 330 га, земноводных и пресмыкающихся — на площади 350 га, многих млекопитающих и птиц — на площади 490 га.

Есть и другие способы распространения  радиоактивных материалов, например путем распыления. В результате непрерывного использования в больших масштабах радиоэлектронного излучения (в том числе ультракоротких радиоволн, микроволн и т. д.) для обслуживания военных объектов окружающая среда заражается своего рода «электронным смогом». Отрицательно сказываются на окружающей среде испытания других видов оружия массового уничтожения, в частности химического оружия в виде бинарных (двухкамерных) снарядов, в которых при взрыве из сравнительно безвредных компонентов, содержащихся в раздельных камерах, образуется сильнейший нервно-паралитический газ. Изготовлять и хранить бинарные снаряды считается более безопасным, чем снаряды, содержащие отравляющие вещества в чистом виде. В то же время, как признают американские специалисты, утечка этих веществ (а за последние 13 лет было около тысячи случаев таких утечек) уже вызвала симптомы отравления у населения районов, где произошли эти случай.

Значительную экологическую проблему породило практикуемое концернами капиталистических стран бесконтрольное захоронение радиоактивных и ядовитых химических отходов под землей и на дне океана. Только у берегов Ирландии скопилось сейчас около 50 тыс. т радиоактивных отходов. Местом массового захоронения таких отходов США пытаются сделать и дно Тихого океана в районе острова Гуам. Эти отходы, упакованные в специальные контейнеры, скапливаются во впадинах океанского дна, крайне неспокойных в сейсмическом отношении, поэтому опасность разрушения таких контейнеров там особенно велика. Любое их повреждение вызовет интенсивное заражение океанских вод.

Но наибольший ущерб природной среде наносят, конечно, войны, во время которых повсеместно уничтожается и флора, и фауна. Причем если прежде вред, наносимый природе, был как бы побочным следствием войн, то в ходе войны, которую США вели в Индокитае, разрушение окружающей среды впервые в истории человечества стало существенным компонентом преступной военной стратегии государства-агрессора. Армия США применяла различные средства, которые уничтожали растительный покров на огромных территориях с целью лишить противника естественных укрытий, свободы передвижения, а также источников пищи и других предметов снабжения. Среди этих средств были химические отравляющие вещества, губящие растительность (55 тыс. т гербицидов) , массированная и постоянная бомбардировка, широкое использование тяжелых бульдозеров (так называемых римских плугов). Особенно тяжелыми были последствия войны для Южного Вьетнама, на который пришлось около 71% всех фугасных бомб, практически все гербициды и все операции по «расчистке», вернее, уничтожению джунглей, где базировались партизанские отряды. Повсеместно и без разбора уничтожались урожаи сельскохозяйственных культур. Такова была тактика «выжженной земли» — умышленное и систематическое уничтожение американским агрессором животного и растительного мира Индокитая. Ущерб, причиненный США флоре и фауне Индокитая, настолько огромен, что и по сей день пагубно сказывается на экономике стран этого региона.

Как видим, сохранение природы и окружающей среды неразрывно связано с сохранением мира на Земле. Эта мысль подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятой на ее XXXVI сессии в 1981 г. по инициативе СССР, а также в провозглашенной на XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. Всемирной хартии природы. Впервые в практике международных отношений в них вскрывается органическая связь между сохранением окружающей среды, сохранением мира на Земле и обузданием гонки вооружений.

Огромное значение в  этом плане имеют международные договоры, направленные на ограничение гонки вооружений и разоружение. Среди них Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; Договор о нераспространении ядерного оружия; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их Уничтожении; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, и др.

Заботой о сохранении окружающей среды проникнуты и другие международные предложения в области разоружения и прекращения гонки вооружений: о полном запрещении испытаний ядерного оружия, в том числе под землей; о запрете нейтронной бомбы; о запрещении химического оружия и уничтожении его запасов, и др. Все эти международные договоры, как действующие, так и находящиеся еще в процессе разработки, могут служить хорошей основой для широкого международного сотрудничества и в области защиты окружающей среды, создавая предпосылки для постепенного восстановления экологического равновесия в природе, нарушенного войнами, варварским отношением к природе во многих странах, загрязнением вод Мирового океана и атмосферного воздуха различными отходами, и т. д.

Среда обитания человечества — очень тонкий и чуткий ко всяким внешним воздействиям организм. Часто попытки решать ту или иную проблему окружающей среды вызывают побочные проблемы. Поэтому конкретные меры по сохранению природных богатств Земли должны приниматься на основе глубокого научного анализа и усилиями многих государств. Без международных соглашений и международного права здесь не обойтись.

Одна из важнейших  задач международной охраны природы — это охрана фауны мира: диких животных, млекопитающих, рыб и птиц. Тревогу вызывают такие факты. За два последних тысячелетия с лица земли исчезло почти 200 видов зверей и птиц, причем более половины их — в течение XIX и XX вв. Если процесс уничтожения фауны не будет приостановлен, то весьма печальная участь ожидает еще около тысячи видов редких и стоящих на грани исчезновения диких животных. Этому в большой степени «содействует» хищническое отношение капиталистических монополий к природе, их погоня за наживой, анархия, присущая капиталистическому способу производства.

В настоящее время  действуют более 200 многосторонних и двусторонних международных договоров, которые регулируют сохранение, изучение и использование фауны и флоры Л Особенность этих соглашений в том, что их участниками являются не только государства, но и неправительственные международные организации. Таково, например, трехстороннее соглашение, заключенное в 1964 г. между Эквадором, ЮНЕСКО и Федерацией Чарльза Дарвина о мерах по охране биологических сообществ Галапагосского архипелага. Кроме того, множество резолюций, рекомендаций и других документов по охране природы принято различными международными организациями — межправительственными и общественными, такими, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Охраной природы занимаются также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Международная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Межпарламентский союз, Всемирный совет мира и другие представительные международные форумы.

После многолетней кропотливой  деятельности, в которой активное участие приняли и советские ученые, была составлена международная Красная книга, куда занесены те из наших «меньших братьев», кто нуждается в помощи в первую очередь. А таких сейчас немало: примерно 200 видов рыб, 40 — земноводных, около 100 — пресмыкающихся, более 250 видов птиц и 300 млекопитающих.

1.2  Международные договоры

 

Основным источником юридически обязательных правил в этой области являются международные договоры между государствами. Если не считать отдельных случаев заключения договоров по охране редких пород зверей и птиц в далеком прошлом, как, например, в древнем Китае, то первые международные соглашения в целях сохранения отдельных представителей фауны стали заключаться в конце прошлого — начале нынешнего столетия. Таковыми были Договор о регулировании лова лососей в бассейне Рейна (1886 г.). Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве (1902 г.), Конвенция о рыболовстве в водах Дуная и Прута (1907 г.), Конвенция по охране котиков в северной части Тихого океана (1911 г.), Договор между Англией и Никарагуа о промысле морских черепах (1916 г.), Конвенция по регулированию лова морской и речной камбалы в районе Балтийского моря (1929 г.) и др. В тот же период были заключены международные конвенции по защите растений (1881 г.), по борьбе с вредителем виноградников филлоксерой (1889 г.) и др.

1.3 Региональные соглашения

 

В послевоенные годы наряду с увеличением числа соглашений такого рода ширится тенденция к заключению международных договоров для различных регионов планеты: Африки, Америки, Европы, Антарктики, различных регионов Мирового океана. Таковы Конвенция по охране фауны и флоры Африки; Конвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария; Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики, и др.

С точки зрения интересов охраны природы международно-правовые нормы должны обеспечивать равновесие между той частью животных, которая изымается из популяции (т. е. данного вида животных) при их добыче, и способностью такой популяции к естественному воспроизводству. В международных соглашениях учитываются: научные принципы охраны природы, т. е. динамика популяций, размножения и развития организмов; факторы распределения, миграций и поведения животных; закономерности естественной смертности и влияние промысла; взаимозависимость всех видов живых существ и их взаимоотношения с изменяющейся средой обитания — флорой, почвой, воздухом, солнечной радиацией и др. На основе всех этих научных данных соглашения создают правила об устройстве абсолютных и частичных природных резерватов, о предоставлении полной и ограниченной защиты отдельным видам животного и растительного мира; они запрещают определенные способы охоты на диких животных, регулируют вывоз их за пределы обусловленного района, торговлю ими и их продуктами внутри района, и т. д.

Информация о работе Международное право охраны окружающей среды