Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 06:01, контрольная работа

Описание работы

1. В составах экологических преступлений предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:
а) причинение крупного ущерба;
б) массовая гибель животных;
в) совершение преступления в зоне экологического бедствия;
г) смерть человека;
д) совершение преступления на территории заповедника или заказника;
е) массовое заболевание людей;
ж) применение взрывчатых веществ при незаконной охоте;
з) повторность правонарушения в течение года.
Определите и обосновывайте соответствующие составы, указанные в главе 26 УК РФ.
Проектом Постановления Правительства Удмуртской Республики территория в границах населенных пунктов Камбарки и Кизнера предполагается объявить зоной экологического неблагополучия. Основанием для такого постановления служат наличие крупных хранилищ химического оружия, которое в процессе его уничтожения может отрицательно повлиять на окружающую среду, здоровье населения и материальные ценности.
Анализируйте правовой режим экологического неблагополучия (зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия) названных населенных пунктов?

Файлы: 1 файл

к.р. - экол. право.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Статья 260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную порубку (повреждение) деревьев и кустарников в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия - незаконной порубке, повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан. Порубка - отделение сырорастущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, корчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная порубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах. Порубка считается незаконной в случаях, если осуществляется: а) без лесорубочного билета, ордера; б) по лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в) в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; г) в неустановленный (в документе) срок рубки; д) в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (в ред. от 24.09.2002) (СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; 2002. N 39. Ст. 3801); е) способом, не указанным в соответствующем документе; ж) на участках, не предназначенных для рубки; з) после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 статьи, является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения незаконной порубкой или повреждением до степени прекращения роста деревьев (кустарников, лиан) ущерба в значительном размере независимо от того, была ли срубленная древесина использована виновным или нет.

Преступление, раскрываемое в ч. 2 статьи (квалифицирующие признаки), окончено (составом) при незаконной порубке (или повреждении до степени прекращения роста) деревьев (кустарников, лиан) в лесах всех групп или насаждений, не входящих в лесной фонд, осуществленной (или осуществленному) группой лиц либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно повлекшей (повлекшему) ущерб в крупном размере. В значительном размере признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам (см. Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236)), превышающий 10 тыс. руб. В крупном размере - 100 тыс. руб. В особо крупном размере - 250 тыс. руб. При определении размера ущерба следует исходить из стоимости, экологической ценности количества порубленного или поврежденного леса, размера вреда, нанесенного незаконной порубкой иному растительному и животному миру, а также из фактических затрат на компенсацию нанесенного ущерба. 

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При умышленной форме вины лицо осознает, что производит (отдает приказ для этого) незаконную порубку (повреждение) деревьев (кустарников, лиан), предвидит возможность или неизбежность наступления в результате этого ущерба природной среде в значительном (крупном или особо крупном) размере (в том числе уничтожая, повреждая особо охраняемые породы деревьев) и желает либо сознательно допускает наступление данного вреда (в некоторых случаях относится к его наступлению безразлично). Для лица, совершающего незаконную порубку (повреждение), группой лиц, организованной группой или с использованием своего служебного положения, такой элемент умысла, как предвидение ущерба в значительном, крупном или особо крупном размере, не обязателен. При неосторожной форме вины лицо предвидит незаконность порубки (повреждения) деревьев, кустарников или лиан, возможность наступления в результате материальных общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия. Неосторожное повреждение древесно-кустарниковой растительности можно наблюдать, например, при лесозаготовках - валке или вывозе леса. Психическое отношение виновного к незаконной порубке (повреждению) деревьев (кустарников, лиан) может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной), например, когда виновное лицо заведомо незаконно производит лесорубочные действия, предвидит ущерб в значительном размере, но ущерб в крупном или особо крупном размере наступает вопреки его воле.

Субъектом преступного посягательства считается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, в том числе и должностное, по распоряжению, разрешению которого произведена незаконная порубка (повреждение) до степени прекращения роста деревьев (кустарников, лиан). Ненадлежащее исполнение должностными лицами служебных обязанностей по управлению лесным хозяйством, государственному контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов РФ, причинившее крупный ущерб (ущерб, сумма которого превышает 100 тыс. руб.), должно влечь УО в соответствии со ст. 293.

Статья 258 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную охоту. Незаконная охота представляет собой умышленные общественно опасные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, не имеющим права на это либо использующим для этого запрещенные средства или способы. Охота имеет место и в том случае, если лицо находится в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты (см. также п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в ред. от 03.05.1994) (СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 39; СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 221)).

Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии. 
   Предметы незаконной охоты - дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы.

 Объективная  сторона составов преступления выражается в форме действия: а) получении продукции охоты (пушного сырья, шкур, мяса диких зверей и птиц) неразрешенными способами; б) осуществлении охоты в запрещенные для нее сроки, в запрещенных местах (вне отведенных мест), неразрешенными орудиями, без надлежащего на то разрешения (за исключением безружейной охоты на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов) (см. п. п. 12 - 16, 30 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР), вопреки специальному запрету либо по разрешению, но с отстрелом, выловом, добычей зверей и птиц сверх количества, указанного в лицензии (разрешении); в) проведении охоты лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимого основания (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом должны наличествовать обстоятельства, указанные в ч. 1 статьи. Иначе деяния квалифицируются как административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП).

Запрещенные способы охоты - гон животных по насту, глубокому снегу, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств, охота на водоплавающую дичь с катеров или моторных лодок с невыключенным мотором и т.д.

Преступление окончено (составом) в момент совершения незаконной охоты: а) с использованием механических транспортных средств или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов, иных способов массового уничтожения птиц или зверей, а равно с использованием служебного положения; б) в отношении птиц или зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой.

Формальный состав преступления имеет место в момент начала выслеживания, преследования, ловли зверей или птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, независимо от того, были ли фактически добыты эти животные (при наличии обстоятельств, перечисленных в п. п. "б" - "г" ч. 1). При отсутствии указанных обстоятельств возможно иное нарушение правил охоты - административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП), которое может перерасти в преступление с материальным составом - при причинении действиями виновного лица крупного ущерба животному миру. 
Именно поэтому конструкция составов преступления считается формально-материальной. Материальный состав преступления имеет место лишь при наличии реального ущерба (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Крупный ущерб определяется на основании стоимости, экологической ценности, количества добытого, распространенности животных, их отнесения к специальным категориям (редким и исчезающим видам), значимости животных для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также размера вреда, в целом нанесенного животному миру. Например, таковым признается ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя, иных животных или птиц, занесенных в Красную книгу (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). 
10.1. В общем смысле материальный ущерб исчисляется согласно специальным таксам, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 N 399 (БНА. 1999. N 29), а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире).

Квалификация общественно опасного деяния как преступления по п. "б" ч. 1  статьи осуществляется в том случае, если оно совершено с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Взрывчатое вещество - химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.д.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла (см.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 218).

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, при котором виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить, а в некоторых случаях предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба. При этом не имеет значения, был ли четко определен умысел виновного на причинение крупного ущерба или отношение виновного лица к нанесению предполагаемого вреда было безразлично. Мотив и цель на квалификацию общественно опасного деяния как преступления не влияют. Вместе с тем незаконная охота, как правило, совершается из корыстных побуждений. 
Субъектом незаконной охоты признается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. 

Часть 1 ст.2.5 КоАП  дает определение повторности  административных правонарушений: «Повторностью совершения административных  правонарушений признается совершение  двух или более административных  правонарушений, предусмотренных одной  и той же статьей Особенной части  КоАП». В ч.2 ст. 2.5 подчеркивается: «Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.»  

 Следовательно, для  наличия повторности требуется:

  • совершение двух и более административных правонарушений;
  • совершение правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особеной части КоАП;
  • совершение всех правонарушений одним лицом;
  • отсутствие обстоятельств, препятствующих признанию повторности.

 

   Выделяют два вида  такой повторности: тождественная  и однородная.  

 Тождественная повторность  административных правонарушений  – совершение одним лицом двух  или более административных правонарушений  в течение года после наложения  административного взыскания за  такое же правонарушение, если  это повторное совершение правонарушения  является квалифицирующим его  признаком.

Признаки тождественности:     

1)правонарушение  совершается повторно;      

2)правонарушения  являются тождественными;     

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"