Конспект лекций по экологическому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций

Описание работы

Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Администр-е методы природопольз-я  предполагают формирование системы  и осуществление руководством опред  эколог политики. Основн элементы администр  регулирования-стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, разрешения, эколог нормативы. Виды эколог нормативов: 1. Стандарты кач-ва ОС, кот регулируют допустимые состояния воздушного и вод бассейна, почв. Устанавл-ся по уровню концентрации загрязнения природной и технологич-й сред, кот  не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей. 2. Стандарты воздействия на ОС. Расчит-ся и устанавлив-ся стандарты ПДВ с учетом рассеивания сбросов и наложение их на фоновое загрязнение. 3. Технологич-е стандарты- устанавливают опред экологич требования к технике, оборудованию, очистным технологиям. 4. Стандарты кач-ва продукции или товарные стандарты по экологичности продуктов,изделий.

Другие инструменты администр-го регулирования: 1. Сертификаты- дают право  на временное или постоянное использоврние  конкр-го прир ресурса на выброс некоторого кол-ва вредных веществ. 3. Лицензии и разрешения необходимых для п/п желающих активизир-ся в сфере подлежащей лицензированию или легально осущ-ть выбросы ; выдаются на опред срок и обновляются через опред время. Главный принцип админ-го управления в РБ разрешительно-запретительный: Мин природы и его органами устанавливаются лимиты на пользование прир ресурсами , на выбросы загрязняющих вещ-в, на размещение отходов. И в соотв-ии с ними выдаются разрешение субъектам хозяйст-я на природопользование. Ответственные работники Мин природы имеют право приостанавливать деят-ть п/п в случае его несоответ-я нормам эколог безапасности. Составлять протоколы и админ-е взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохр-го законод-ва.

 

50. Органы гос. власти  и управления в природопользовании.

Регулирование природопользования или  экологич. регулирование представляет собой сис-му способов и мер гос. воздействия на экологизацию общественного  развития поседством гармоничного сочетания  мех-мов административного управления и экон. стимулирования.

Управление природопользованием  осущ. посредством территориального и отраслевого принципов.   Территор. принцип – учитывает, что ОС, как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе ввоеобразна; реализ-ся начиная с главы гос-ва и заканчивая местными органами гос. власти.

Глава гос-ва – в соответствии с конституцией РБ издает декреты, указы, распоряжения, имеющ. Силу на всей тер. РБ. Президент сам, а также через созданные властные структуры, контролирует соблюдение природоохранного законодательства мест. органами управления и сомауправления, подведомств. органами.

Парламент (Нац. Собр. РБ) – представительный и законодательный орган гос-ва, определяет основные напр-я гос. экологич. политики, принимает законодат. акты в области охраны ОС и природопользования.

Правительство (Совет Мин-в РБ) – центральный орган гос. управления, осуществляет исполнительную власть в РБ.

На местах этот принцип реализ-ся областными, городскими, районными и сельскими исполнительными комитетами, которые несут ответственность за сост-е ОС на подведомственных территориях.

Отраслевой принцип  – состоит в осуществлении гос. контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рац-му использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.

Основным гос. органам управления природопользования явл-ся Министерство ПР и Охраны ОС. На него возложены  след. функции:  - разработка и проведение единой гос. политики в области охраны ОС и рацион-го использования ПР; - комплексное управление природоохранной деят-стью в РБ, координация работы других министерств и ведомств в этой области; - гос. контроль за использованием и охраной ПР; - разработка предложений по совершенствованию хоз-го механизма природопользования, экологич. нормативов и правил; - проведение гос. экологич. экспертизы; - обеспечение населения экологич. информацией, участие в создании сис-мы экологич. образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями; - осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.

Подведомственными Министерству природы  органами управления на местах явл-ся 6 областных, минский городской комитет, 123 горрайинспекций ПР и охраны ОС, которые выполняют в местном масштабе та же функции, что и главное министерство.

В видении Мин-ва природы состоят  след. научные организации: 1) ЦНИИКИВР – центральный научно-исследовательский  институт комплексного использования  водных ресурсов; 2) БелНИГРИ – белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт; 3) Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир»; 4) Белорусский научно-исследовательский центр «Экология».                                                     Не относятся к министерству природы: а) Гос. инспекция охраны животного и растительного мира при президенте РБ; б) Гос. комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии; в) Министерство здравоохранения РБ; г) Министерство по чрезвычайным ситуациям в РБ; д) Министерство лесного хоз-ва; е) Министерство внутренних дел РБ; ж) Гос. таможенный  комитет РБ; з) Управление делами администрации президента.

 Значительную роль в организации  контроля за сост-ем ОС и  использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения: 1) Белорусское общество охраны природы; 2) Белорусское общество охотников и рыболовов; 3) Белорусская экологическая партия «Зеленых».

 

51.Система прогнозирования  и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

Природа инерционно-консервативна, изменения  в ней происход медленнее, чем  в обществ жизни. В связи с  этим огромн значение преобрет предвиденье  возможных воздействий антропогенного фактора на ОС(окр среду). Составл долгоср программ и прогнозов, в кот определяется эколог стратегия хоз развития. Такой прогноз предполаг опред основных направлений и масштабов воздействия хоз деятельности на кач-во ОС. Рассматривают ОС как важнейшие условия жизни людей и устойч эконом рост.

Планирование утратило свой директивный  хар-р, оно стан индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы гос-ва и др субъектов  хозяйствования.

Порядок планирования меропр по охр  окруж среды закрепл в з-не об охране окр среды.(Последняя редакция в 2002г)

Утверждена программа соц-экон развития РБ на 2006-2010гг.В ней оговорена  гос. пол-ка в сфере природопользования, кот направ на снижение вредного антропогенного возд.-я, рационал и эконом использование прир ресурсов на основе интенсивных методов их освоения, ресурсосберегательных и малоотходных технологий, на повышение использ вторичных ресурсов и отходов.

Утвержден нац план действий по рационал использ-ю прир ресурсов и охране окр среды на 2006-2010гг. В нем отмечено в соответствии с на стратегией устойчивого соц-эконом развития РБ на период до2020г ряд стратегич целей эколог политики РБ:

1. создание блогоприятной ОС

2. улучш условий прживания и  здоровья населения 

3. обеспеч эколог безопасности. 

 

52.Правовое регулирование  природопользования и прирохр.  д-сти. 

-Закон О гос. эколог. экспертизе  в ред. 2000г.

-Кодекс РБ о земле, в ред  2002г.

-Кодекс РБ о недрах, в ред  1997г.

-Водный кодекс РБ, принят в  1998г.

-Лесной кодекс РБ, 2004г.

-Закон Об охране и использовании  животн. мира,1996г.

-Закон Об особо охраняемых  прир. тер-ях, 2002г.

-Закон О радиационной безопасности  населения, 1998г.

-Закон О защите населения  и тер-ий от чрезв. ситуаций  прир. и теехногенн. хар-ра, 1998г.

-Закон О промышленной безопасности опасн. производств. Объектов, 2000г.

-Закон О питьевом водоснабжении, 1999г.

 

53.Основная роль  НТП-с его развитием наиболее полно может быть реализована сущ-ть труда определяемая как опосредованный и регулируемый обмен вещ-в м/у челом и природой, использование достижений науки и техники позволяет вовлекать в процесс произ-ва большие объемы прир ресурсов, что представляет собой угрозу эколог кризиса при отсутствии разумных рамок. Противоречие возникло м/у безграничными возможностями развития произ-ва и естественно ограниченными возможностями прир среды. Сущ-т потребность оптимального сочетания произ-х и прир-х процессов в единую систему за счет сопряжения достижений науки и техники с потребностями биосферы, что будет представлять собой экологизацию общ-го развития. Это звено биосферы , кот в своей произ-й деятельности достигло планетарных масштабов. При том усл, что чел-е общ-во постепенно становится управляющим звеном по обеспечению целостности и сохранности биосферы, то она будет эволюцианировать в новое состояние , в ноосферу.Общ-во должно усвоить и принять законы биосферы, т к тенденции техногенного изменения прир условий принимают очень опасный характер для самих людей. Переход от составляющей части биосферы к роли покровителя прир среды должен осущ-ся челом на самых разумных началах.

54 Основные направления  НТП и их влияние на окр  среду

Ведется экологизация произв-ва по след стратегическим направлениям:

  • осущ-ся система организационно-технических решений с учетом эколого-эконом-х, экономико-организац-х условий, а также энергосберегающих прир-охранных и др-х мероприятий. Существенной перестройки осн-х произв-х фондов не предусматривается
  • в процессе расширенного воспроизв-ва идет реконструкция, технич-е перевооружение осн-х фондов предприятия, применение находят самые передовые ресурсо и энергосберегающие технологии, малоотходные и безотходные технологии 

 

Задачи прогнозир-я  НТП и планирования экон-го развития:

  1. повышение жизненного уровня населения, а также личного потребления
  2. соблюдение кач-ва окр среды и обеспечение права человека на комфортную для проживания прир среду
  3. развитие и размещение производит-х сил и отраслей экономики

На сегодняшний день существует 2 типа технологий:

  • сервотехнологии-технологии, предполагающие охрану природы с помощью доп-х технич-х систем и сооружений
  • экотехнологии-технологии органично согласованные с природными процессами и поэтому не нуждающееся в доп-й технике по защите среды

 

55. Основные черты  безотходного производства и  использование вторичных ресурсов

Черты безотходного производства:

1) Приоритетное решение экологических  проблем при обосновании развития  и размещения производительных  сил.

2) Прогрессивное развитие и внедрение  в практику ресурсосберегающих  технологий, комплексных безотходных  производств.

3) Расширенное воспроизводство  природно-ресурсного потенциала  регионов республики.

4) Формирование финансовых средств  для обеспечения охраны окружающей  среды и воспроизводства природно-ресурсного  потенциала.

Стратегия НТП в области природопользование ориентирована на ресурсосбережение, а также на осуществление прогрессивных структурных сдвигов в материальном производстве.

В РБ заложено в программах до 2010 года количество продукции, выпускаемой  по малоотходным и безотходным производствам. Оно возрастёт в 2 раза по сравнению с 2005 годом.

Для этого осуществляются следующие  мероприятия:

1) Перевод промышленности на  качественно новые энерго- и ресурсосберегающие  технологические процессы.

2) Принимаются меры по полному  удовлетворению потребности в  оборудовании и в приборах, обеспечивающих ускорение НТП в природопользовании и охране окружающей среды.

3) Повышается гибкость действующих  производств и технологий с  целью экологически и экономически  эффективной переработки сырьевых  ресурсов.

4) Идёт широкое внедрение соответствующих технологических процессов для хозяйственного и питьевого водоснабжения, обезвреживание годовых выбросов, сбросов, очистки сточных вод с выделением из них ценных веществ.

Накопление производственных отходов  в 2005 году на объектах размещения составило более 800 миллионов тонн.

Использование отходов производства в качестве вторичных ресурсов в 2005 году составило 21 %, при этом увеличившись за год на 3,5 %.

Большая часть (58 %) отходов используется на нужды самих предприятий в  качестве вторичных отходов.

Около 42 % приходится на отходы, переданные другим предприятиям, физическим лицам  или экспортированные для дальнейшего  использования.

Использование отходов потребления  в качестве вторичных ресурсов в 2005 году составило около 2 % от общей  массы. Тогда как 98 % в массе более 3,5 млн. т захоронено на полигонах.

Общее количество полигонов в 2006 году составило 4000 штук. Существует также 200 полигонов твёрдых коммунальных отходов.

Информация о работе Конспект лекций по экологическому праву