Классификация источников экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:54, реферат

Описание работы

Источники экологического права это - нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:
по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;
по рациональному использованию природных ресурсов;
по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
по обеспечению экологической безопасности.

Файлы: 1 файл

Классификация источников экологического права.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

Постановления и распоряжения Правительства  РФ.

В соответствии со ст. 115 Конституции  РФ Правительство издает постановления  и распоряжения на основании и  во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство  может создать норму права  лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Постановления  и распоряжения Правительства в  случае их противоречия Конституции, федеральным  законам и указам Президента могут  быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

 
     Конституции, законы, иные нормативные правовые акты

субъектов РФ.    

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. 
     В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. 
     Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения. 
     В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

 
     Нормативные правовые акты министерств и ведомств.

В пределах своей компетенции  министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области  природопользования и охраны окружающей природной среды наделены неведомственной  компетенцией, являются обязательными  для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в  пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных  органов в области природопользования и охраны окружающей среды может  служить Положение об оценке воздействия  на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

 
     Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

 

 
     Локальные нормативные правовые акты.

Локальными называются нормативные  акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они  санкционированы государством. Локальные  акты подразделяются на акты общего и  специального характера. 
     Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды. 
     Специальные локальные акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия. 
     Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49). 
     Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.

 

С хема


Информация о работе Классификация источников экологического права