Источники экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимостью организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологической функции государства и права.

Файлы: 1 файл

источники экологического права.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

Источники экологического права

Введение

Научно-методологической основой  экологического права являются современные  теоретические представления о  взаимодействии человека, общества и  природы.

Взаимодействие общества и природы как естественный и  объективный процесс, необходимое  условие существования человека проявляется в двух основных формах.

Люди используют объекты  и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование  природных ресурсов, выступая одной  из форм взаимодействия общества и  природы, обеспечивает экономические  интересы общества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали  активное преобразующее воздействие  на природу. В условиях современной  научно-технической революции его  масштабы существенно изменились, хозяйственная  деятельность человека превратилась в  фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические  пределы влияния на природу сразу  во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья  и энергии, возросло загрязнение  окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и  негативному изменению условий  существования самого человека.

Обострение указанных  проблем поставило общество перед  необходимостью организации рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов, специального регулирования  хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и  экономических интересов. Это вызвало  к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологической функции государства и права.

Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов государственно-правового воздействия  на отношения, складывающиеся в сфере  взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной и правовой экологии.

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права  в качестве самостоятельной отрасли  российского права с точки  зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного  экологического законодательства, системы  его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

 

Источники экологического права

Система источников экологического права имеет некоторые особенности. Эколого-правовые нормы в нашей стране устанавливаются на уровне Конституции РФ и субъектов Федерации. Кроме этого, особенности источников права экологического определяются самим характером отрасли в общей системе российского права. Правовые нормы данного права имеют место в самых различных отраслях российского права. Они содержатся не только в природоресурсном законодательстве и в законодательстве об окружающей среде, но и в актах конституционного, гражданского, уголовного, предпринимательского и иного законодательства.

Под источниками экологического права понимаются объективированные  в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения  человека с окружающей средой. Это  понятие источников экологического права (законодательства) в узком  смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение  людей.

Все источники экологического права в обязательном порядке  должны отвечать определенным требованиям:

- правовой акт должен  представлять собой объективный  документ, который должен быть  издан компетентным органом

- нормативно-правовым актом  может быть признан далеко  не всякий документ, а только  тот, который был принят уполномоченным  на это государственным органом

- все принятые нормативные  акты должны быть строгой формы,  которая определенная законом.  Если же форма нормативно-правового  акта нарушена, он должен быть  отменен

- для того чтобы определенный  документ был признан источником  экологического права, он должен  быть принят в особой форме  правотворчества.

К источникам экологического права относятся:

• нормативные правовые акты государственных органов

• локальные нормативные акты органов местного самоуправления;

• правовые обычаи;

•внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания;

• международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

 Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора1.

 Классификация источников  экологического права проводится  с учетом следующих критериев:

• по юридической силе нормативных  актов (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции);

• по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях);

• по субъекту нормотворческой  деятельности.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовых актов источники экологического права подразделяются на законы и подзаконные акты.

Конституция РФ, согласно ч. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. Из этого следует основополагающий принцип формирования российского законодательства, в том числе экологического законодательства, в соответствии с которым законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.         

Нормы Конституции РФ можно  разбить на две группы:

  • первая — непосредственно посвященная экологическим отношениям;
  • вторая — опосредованно участвующая в их регулировании.

К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй — ст. 1, 2, 7, 8, 17—19, 45, 57.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В числе законов, не отнесенных к разряду конституционных, высшей юридической силой обладают кодифицированные нормативно-правовые акты.

В сфере природопользования действуют следующие кодифицированные акты:

 Земельный кодекс РФ2, Лесной кодекс РФ3, Водный кодекс РФ4, Воздушный кодекс РФ5, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации6, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях7;

 

и федеральные законы:

– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях»;

– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах»;

– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об  охране атмосферного воздуха»;

– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;

В сфере правовой охраны окружающей среды правовое значение кодифицированного акта имеет ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Данный Закон:

-определяет правовые  основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

-регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества  и природы, возникающие при  осуществлении хозяйственной и  иной деятельно¬сти, связанной  с воздействием на природную  среду.

-содержит понятия, являющиеся  основными понятиями экологического  права, и основные принципы  охраны окружающей среды, объекты  охраны окружающей среды. 

-установлены полномочия  органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

-определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления(нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ)

Данные нормативные акты содержат основную по объему, самую  важную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу отношений. В кодексах формулируются определения отдельных категорий, используемых в данной отрасли законодательства, закрепляются принципы регулирования соответствующей сферы отношений, а также нормы непосредственного действия.

На основе и во исполнение кодифицированных актов принимаются  отраслевые законы, регулирующие более  узкую группу отношений. Такие нормативные  акты не должны противоречить кодифицированным актам.     

Статьи Закона РФ «Об охране окружающей среды» конкретизированы в  следующих нормативных актах: ФЗ «Об экологической экспертизе»8, ФЗ «О радиационной безопасности населения»9 и других актах природоохранного законодательства.

Самостоятельное место в системе источников права занимают Указы Президента РФ. Президент России, являясь в соответствии со ст. 80 Конституции РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, вправе принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Такие меры Президент полномочен принимать не только «на основе законов»; что является главной формулой подзаконного акта, но и в отсутствие законов.

Следующим звеном в иерархической системе нормативных актов являются подзаконные акты. К их числу относятся постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти.

Наиболее значимые Постановления  Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге  Российской Федерации»; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе  «Экология и природные ресурсы  России (2002–2010 годы)»».

В соответствии со своей  компетенцией Правительство РФ издает постановления по вопросам государственного экологического контроля, государственного учета природных ресурсов, о предоставлении и изъятии природных объектов, о порядке и условиях лицензирования природопользования.

Ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты издаются государственными органами, которые осуществляют контроль в сфере использования отдельных  видов природных ресурсов, а также за осуществлением отдельных видов деятельности, связанных с природопользованием.

В зависимости от субъекта нормотворческой деятельности источники экологического права подразделяются на федеральные законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

По вопросам природопользования и охраны природной среды все субъекты РФ принимают законодательные и иные нормативно-правовые акты с учетом федеральных законов, поскольку регулирование данных отношений в соответствии со ст. 72 Конституции РФ составляет предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии с данным положением некоторые субъекты РФ приняли кодифицированные законодательные акты по вопросам использования и охраны природной среды. Например, в Карелии принят Земельный кодекс и т.д.

Информация о работе Источники экологического права