Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения,

Содержание работы

Введение стр.3-4
1.Понятие и функции юридической ответственности за экологические
правонарушения стр.5-7
2.Виды юридической ответственности за экологические
правонарушения стр.8-16
3. Источники и структура вреда окружающей природе. Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями. стр. 17- 19
4.Задача № 1. стр. 19
5.Решение задачи. стр. 19-21

Заключение

Файлы: 1 файл

Данилевич_АВ_Эколог_право_контр_1.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе

1 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2002. - С. 495.

 

упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ч.З ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в

 

экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» и гл. 30 Трудового кодекса РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске).

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований - административной, уголовной, гражданской.

 

Административная ответственность за экологические правонарушения -это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» и экологическим законодательством. Так ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» перечисляет нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе лицами виновными в административном правонарушении, такие как: непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы и тд.

Гл. 8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» перечисляет административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Эта глава очень обширная и содержит сорок статей такие как: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение требований по рациональному использованию недр и т.д.

Главой восьмой Кодекса установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф, при этом с юридических лиц взыскивается

 

более крупная денежная сумма, чем с граждан и должностных лиц (достигая четырехсот МРОТ); конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права на охоту). Хочу заметить, что в Ко АЛ РСФСР добавлялись более жесткие санкции, такие как: исправительные работы и административный арест.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд. Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер. Является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Уголовная ответственность за экологические преступления прямо предусмотрена УК РФ где сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина. Собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов. Которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек в России умирает в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет (до 2002г.) сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.1

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к

1 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2002. - С. 488.

 

природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими 
    либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с 
    болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном 
    шельфе    и    об    исключительной    экономической    зоне    Российской 
    Федерации;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в 
    Красную книгу Российской Федерации;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;

 

• нарушение   режима   особо    охраняемых   природных   территорий   и 
природных объектов (ст. 246-262 УК РФ).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

  • нарушение   правил   безопасности   на   объектах   атомной   энергетики 
    (ст.215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах. Создающих опасность для 
    жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (245);
  • экоцид (ст. 358).

Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими.

Смежные составы преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст.205)4 нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.217) и др. эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем

 

должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона составов экологических преступлений выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

 

       3. Источники и структура вреда окружающей природе. Возмещение вреда,   

                           причиненного экологическими правонарушениями.                                                                            

 

Имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, или экологический вред подлежат возмещению причинителем вреда в соответствии с общими нормами гражданского права, а также требованиями экологического законодательства.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства