Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:46, курсовая работа
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
	Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.
Введение.................................................................................................................3
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения............4
Административная ответственность за экологические правонарушения........6
Уголовная ответственность за экологические преступления............................11
Гражданско-правовая ответственность за экологический правонарушения...15
Заключение............................................................................................................18
Нормативные акты................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................20
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
Гражданско-правовая (гражданская) 
ответственность является одним из видов 
юридической ответственности и заключается 
в применении к правонарушителю в интересах 
другого лица либо государства установленных 
законом или договором мер воздействия, 
влекущих для него отрицательные, экономически 
невыгодные последствия имущественного 
характера (возмещение убытков, уплату 
неустойки, возмещение вреда). 
 Гражданско-правовая 
ответственность может возлагаться на 
правонарушителя наряду с применением 
мер дисциплинарного, административного 
и уголовного воздействия. 
 Общие положения 
о возмещении вреда, в том числе и экологического, 
содержатся в гражданском законодательстве 
(в частности, глава 59 Гражданского кодекса 
РФ (ГК РФ)), а порядок его возмещения регулируется 
Гражданским процессуальным кодексом 
РФ (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным 
кодексом РФ (АПК РФ). 
 Гражданско-правовая 
ответственность за экологические правонарушения 
заключается, главным образом, в возложении 
на правонарушителя обязанности возместить 
потерпевшей стороне имущественный или 
моральный вред, причиненный в результате 
нарушения правовых экологических требований. 
 Ст. 1064 (п. 1) ГК РФ 
содержит общее правило о том, что вред, 
причиненный личности или имуществу гражданина, 
а также вред, причиненный имуществу юридического 
лица, подлежит возмещению в полном объеме 
лицом, причинившим вред. 
 В экологическом 
законодательстве определение экологического 
вреда содержится в Федеральном законе 
«Об охране окружающей среды», согласно 
ст. 1 которого вред окружающей среде - 
это негативное изменение окружающей 
среды в результате ее загрязнения, повлекшее 
за собой деградацию естественных экологических 
систем и истощение природных ресурсов. 
 Ст. 77 (п.1) Закона 
расширяет и дополняет понятие экологического 
вреда: это загрязнение, истощение, порча, 
уничтожение, нерациональное использование 
природных ресурсов, деградация и разрушение 
естественных экологических систем, природных 
комплексов и природных ландшафтов и иное 
нарушение законодательства в области 
охраны окружающей среды, а п. 3 указанной 
статьи Закона устанавливает, что вред 
окружающей среде, причиненный субъектом 
хозяйственной и иной деятельности, возмещается 
в соответствии с утвержденными в установленном 
порядке таксами и методиками исчисления 
размера вреда окружающей среде, а при 
их отсутствии исходя из фактических затрат 
на восстановление нарушенного состояния 
окружающей среды, с учетом понесенных 
убытков, в том числе упущенной выгоды. 
 Реальный ущерб, 
прежде всего, проявляется в форме загрязнения 
окружающей среды, порчи, уничтожения, 
повреждения, истощения природных ресурсов, 
разрушения экологических систем. Под 
упущенной выгодой понимаются недополученные 
хозяйствующими субъектами - природопользователями 
доходы, которые они могли бы получить 
при обычных условиях хозяйствования. 
Таксами при исчислении размера вреда 
окружающей среде являются условные единицы 
оценки ущерба с учетом понесенных затрат. 
 Согласно ст. 78 
Закона «Об охране окружающей среды», 
определение размера вреда окружающей 
среде, причиненного нарушением законодательства 
в области охраны окружающей среды, осуществляется 
исходя из фактических затрат на восстановление 
нарушенного состояния окружающей среды, 
с учетом понесенных убытков, в том числе 
упущенной выгоды, а также в соответствии 
с проектами рекультивационных и иных 
восстановительных работ, при их отсутствии 
в соответствии с таксами и методиками 
исчисления размера вреда окружающей 
среде, утвержденными органами исполнительной 
власти, осуществляющими государственное 
управление в области охраны окружающей 
среды. 
 На основании решения 
суда или арбитражного суда вред окружающей 
среде, причиненный нарушением законодательства 
в области охраны окружающей среды, может 
быть возмещен посредством возложения 
на ответчика обязанности по восстановлению 
нарушенного состояния окружающей среды 
за счет его средств в соответствии с проектом 
восстановительных работ. Кроме того, 
суды рассматривают требования об ограничении, 
о приостановлении или о прекращении деятельности 
юридических и физических лиц, осуществляемой 
с нарушением законодательства в области 
охраны окружающей среды (ст. 80 Закона 
« Об охране окружающей среды»).Учитывая 
специфику экологического вреда законодатель 
установил, что иски о компенсации вреда 
окружающей среде, причиненного нарушением 
законодательства в области охраны окружающей 
среды, могут быть предъявлены в течение 
двадцати лет (п. 3 ст. 78 «Об охране окружающей 
среды»). 
 Кроме возмещения 
вреда окружающей среде возмещению в полном 
объеме подлежит и вред, причиненный здоровью 
и имуществу граждан негативным воздействием 
окружающей среды в результате хозяйственной 
и иной деятельности юридических и физических 
лиц (п. 1 ст. 79 Закона «Об охране окружающей 
среды»). 
 Помимо Закона 
«Об охране окружающей среды» нормы, регулирующие 
порядок возмещения экологического вреда, 
содержатся в иных нормативных правовых 
актах (природоресурсном законодательстве). 
Так, ст. 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, 
что юридические лица и граждане обязаны 
возместить в полном объеме вред, причиненный 
в результате совершения ими земельных 
правонарушений, ст. 111 Лесного кодекса 
РФ - лесному фонду и не входящим в лесной 
фонд лесам и т.д. 
 Сравнительно 
новым для российского права элементом 
экологического вреда является моральный 
вред, который может заключаться в нравственных 
переживаниях в связи с невозможностью 
продолжать активную общественную жизнь, 
с потерей работы, а также с физической 
болью, связанной с повреждением здоровья 
либо в связи с заболеванием, перенесенным 
в результате нравственных страданий 
(Постановление Пленума Верховного Суда 
РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы 
применения законодательства о компенсации 
морального вреда»). Поскольку окружающая 
нас природная среда удовлетворяет эстетические 
(духовные) потребности человека, то уничтожение, 
к примеру, зеленых насаждений в городах 
также может рассматриваться как фактор 
причинения морального вреда и, соответственно, 
должно служить основанием для его возмещения. 
Согласно ст. 243 ТК РФ устанавливается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях:
- когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.
Также по вопросу, касающемуся материальной ответственности руководителя организации, установенной ст. 277 ТК РФ - руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Заключение
В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость 
наращивать усилия всех государственных, 
в том числе и правоохранительн
Эти органы снизу доверху 
замыкаются на исполнительную власть, 
принимающую окончательные 
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Одним из путей комплексного 
подхода в организации 
Необходимо поднимать 
роль природоохранных прокуратур и 
создавать новые структуры, прообразом 
которых может стать 
Нормативные акты
Список литературы
1 Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3.
2 Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4
3 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 152.
4 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 137.
5 Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 13.
6 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 156.
7 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 160.
8 Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: М., 1994. С. 5.
9 Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.
Информация о работе Юридическая ответственность за экологические правонарушения