Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:07, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы развитие умений стилизовать природные формы у учащихся 1ых классов в ДХШ
Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования…………………………………………………………………….……6
1.1. Принципы и методы стилизации……………………..………………6
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на умение стилизовать природные формы………………………………………..13
1.3. Условия формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования………………….20
Выводы по главе 1…………………………………………………….….27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……………………………………………….………29
2.1. Выявление исходного уровня сформированности умений стилизовать природные формы у школьников……………...…………………29
2.2. Программа формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……….…………38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………..…………48
Выводы по главе 2……………………………………………….………..51
Заключение………………………………………………………………..53
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов.

Специфика стилизации в детском рисунке состоит в том, что облик натуры преобразуется в формах, претерпевающих значительные обобщения при изображении людей, вещей, природы и проч. Их образы одновременно и зримы, и опоэтизированы. Стилизация  как технический приём лишь усиливает эмоциональность, выразительность, поэтичность, типичность в передаче образов в детских рисунках, проявляясь с наибольшей полнотой в те моменты, когда изображение позволяет детям пережить новые сильные впечатления, что в конечном счёте обогащает их небольшой личный жизненный опыт.

Рисование, которым ребёнок рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон его личности, в том числе и на умственное развитие. Поэтому в младшем школьном возрасте путём развития стилизации нужно закреплять и развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности; обучать умению видеть прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства, воплощать увиденное в результате его переработки и отбора главного, типичного.

Таким образом, формирование основ изобразительной грамоты у младших школьников следует начинать с развития стилизации в рисунках, поскольку стилизация в этот период проявляется в их творчестве спонтанно, естественно в силу возрастных и психологических особенностей. Хорошая подготовка в начальной школе методами и приемами стилизации значительно облегчит обучение детей в средних классах. Эта задача будет разрешена, если мы дадим детям сложный учебный материал на доступном уровне, который станет основой для их дальнейшего обучения изобразительному искусству. Реализовать эту задачу – значит сформировать знания основ реалистического рисования на базе развития мышления образами стилизованного обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования

2.1. Выявление исходного  уровня сформированности умений  стилизовать природные формы  у школьников

 

База исследования: Художественная школа Усольского района, рабочего поселка Средний - МОУ ДОД «Детская школа искусств». Адрес: 665475, Иркутская область, Усольский район, рп. Средний, Дома офицерского состава, д. 16.

История школы началась в 1984 году. При активном участии родительского комитета школы, зам.полита дивизии Агеева И.А. (трагически погибшего при выполнении боевого задания в1985г.) был открыт филиал школы при ДМШ п. Тайтурка. Возглавляла школу Егорова Елена Васильевна. В 1989г.- было отремонтировано здание  бывшего офицерского общежития и часть второго этажа - отдана под музыкальную школу. Где школа и располагается по сей день. Директор с1989г.- Петрушина Н.В.

Огромную роль и всестороннюю поддержку в открытии школы сыграли заведующая отделом культуры Усольского района Крыжникова В.Н. и директор школы Петрушина Н.В.

30.01.2002г.- школа преобразована  в МОУ ДОД "ДШИ". На данный момент в школе успешно работают два отделения: Музыкальное и художественное.

В Детской школе искусств п. Средний работают талантливые преподаватели, которые вкладывают весь свой опыт и знания в учащихся, обучая устойчивым навыкам игры на музыкальных инструментах. Навыкам художественного мастерства.

Учащиеся школы активно участвуют в культурной жизни п. Средний, выступают с концертами в МОУ СОШ "Белая", дс №28 "Светлячок", Дом офицеров.

1.09.2004г. - день рождения  художественного отделения. Именно  в этом году было принято 25 учащихся. Сейчас на отделении 66 учеников.

В нашем исследовании приняли участие 18 человек 4-ого класса.

Цель констатирующего эксперимента – определение исходного  уровня сформированности навыков владения приемами стилизации на уроках декоративного рисования.

Нами использовались следующие методы: анкетирование учащихся, наблюдение за ходом учебного процесса, анализ работ учащихся, обработка полученных результатов.

Критериями сформированности навыков владения приемами стилизации у учащихся послужили важнейшие компоненты, составляющие основу декоративного рисования, среди которых форма, конструкция, пропорции, объем и пространство [33].

Таблица 1.

Критерии сформированности теоретических знаний и практических умений и навыков владения приемами стилизации в процессе декоративного рисования

Теоретические знания

Практические умения и навыки

Форма

● Знание способов художественного обобщения формы (типизация, индивидуализация, идеализация, гиперболизация) при переходе от реалистического изображения к созданию декоративного образа.

● Знание национальных особенностей формообразования (предельная обобщенность и простота, геометризация и условность формы), заложенных в традициях белорусского народного искусства при изготовлении изделий из различного материала.

● Умение использовать различные способы художественного обобщения для передачи наиболее выразительных признаков формы объекта (округленность, вытянутость, продолговатость и т.д.) при выполнении стилизации.

● Умение использовать национальные традиции формообразования и особенности обработки материала (глины, дерева, соломки, бумаги и т.д.) при создании декоративного образа плоскостного или объемного характера.

Конструкция

● Знание о способах преобразования внутреннего и внешнего конструктивного строения формы при переходе от реалистического изображения к декоративному.

●Знание национальных особенностей передачи конструктивного строения отдельных деталей объекта (оперение птиц, структурные элементы цветов, деревьев и др.) при работе с определенными материалами (дерево, соломка, глина и др.).

● Умение грамотно трансформировать внутренние и внешние конструктивные характеристики натурного объекта при работе над условно-плоскостным и объемным решением декоративного образа в процессе выполнения стилизации.

● Умение использовать конструктивные особенности отдельных деталей изображаемого объекта при создании эскиза изделия в техниках «резьба по дереву», «аппликация из соломки», «вытинанка», «керамика».

Пропорции

● Знание способов и приемов изменения характерных пропорций формы объекта изображения (укрупнение или уменьшение отдельных деталей) при выполнении стилизации.

● Знание особенностей трансформации формы натурного объекта (преувеличение или преуменьшение пропорций), заложенных в традициях белорусского народного искусства при изготовлении изделий из различного материала.

● Умение правильно видоизменять пропорциональные отношения натурного объекта с целью создания выразительного декоративного образа, используя различные способы художественного обобщения (типизация, индивидуализация, идеализация, гиперболизация).

● Умение грамотно выполнять пропорциональные изменения формы изображаемого объекта с учетом национальных традиций формообразования и материала изготовления.

Объем

Знание способов преобразования объемной характеристики формы при переходе от натурного к условно-плоскостному решению декоративного образа (использование линии, пятна, декора и др.).

● Знание способов условной передачи объема при изготовлении изделий декоративно-прикладного характера из различных материалов.

● Способность грамотно связывать выразительный силуэт декоративного образа с его внутренней наполненностью декоративными элементами (линией, пятном, декором) при условной передаче объема предмета.

● Умение правильно применять декоративные приемы (тональные переходы, введение декора) при условной трактовке объемной формы для конкретного материала.

Пространство

● Знание об условно-декоративном решении пространства в декоративной композиции (сближение планов, отсутствие линейной и воздушной перспективы).

● Знание особенностей трактовки пространственных отношений, заложенных в традициях белорусского народного искусства при работе с различными материалами.

● Владение навыками условного решения пространственных планов (объединение заднего и переднего планов в один средний, одинаковая четкость силуэтов предметов, фронтальное расположение изображаемых объектов друг над другом).

● Умение грамотно передавать условные пространственные отношения при создании эскиза изделия декоративно-прикладного характера из конкретного материала.


 

Для объективной оценки результатов анализа анкет нами были отмечены три уровня сформированности теоретических знаний учащихся: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень. Учащиеся с высоким уровнем обучения обладают качественно сформированными теоретическими знаниями аналитико-синтетического метода работы над рисунком. У них прослеживаются системные знания о форме, способах ее обобщения и трансформации при переходе от натурного рисования к выполнению стилизации.

Средний уровень. Учащиеся со средним уровнем обучения обладают недостаточно сформированными знаниями в области обобщения и стилизации формы объектов действительности при натурном и декоративном рисовании. У них прослеживается неуверенное владение художественными терминами и понятиями в области декоративного рисования.

Низкий уровень. Учащиеся с низким уровнем обучения имеют большие пробелы в теоретических знаниях в области декоративного рисования. Для них является характерным незнание основных художественных терминов и понятий в области декоративного рисования [32].

Основным способом проверки уровня сформированности навыков владения приемами стилизации в процессе декоративного рисования являлся анализ практических работ учащихся.

Все работы оценивались следующим образом: по каждому критерию ставилась оценка (по десятибалльной системе), затем выводился средний балл за работу. На основании среднего балла, который для большей наглядности переводился в проценты, определялся уровень сформированности навыков владения приемами стилизации у учащихся в процессе натурного и декоративного рисования.

Для объективной оценки практических работ нами были отмечены три уровня сформированности навыков владения приемами стилизации в процессе натурного и декоративного рисования:

• высокий (8-10 баллов);

• средний (5-7 баллов);

• низкий (0-4 балла).

Высокий уровень. Учащиеся с высоким уровнем обучения обладают достаточно сформированными умениями и навыками творческой переработки и интерпретации форм объектов окружающей действительности, используют различные способы формообразования при переходе от натурного рисования к выполнению стилизации заданного объекта действительности. При этом в их работах проявляется новизна ассоциаций, создается целостный декоративный образ. Работам учащихся данной группы характерны высокая степень выявления характерных и типичных особенностей в форме изображаемого объекта, правильность и точность определения и применения способов и приемов стилизации с учетом выбранного материала. Данные учащиеся отличаются высокой творческой активностью, которая приводит к созданию оригинальных и выразительных декоративных образов.

Средний уровень. У учащихся со средним уровнем обучения наблюдаются недостаточно сформированные умения и навыки в области декоративной интерпретации и стилизации формы объектов окружающей действительности при переходе от реалистического к декоративному изображению. В своих работах они допускают немногочисленные ошибки при выявлении характерных и типичных особенностей формы изображаемого объекта при выполнении стилизации. Для данных учащихся характерны недостаточные умения и навыки особенностей обработки материала при изготовлении эскиза изделия декоративно-прикладного характера. У учащихся наблюдается недостаточная самостоятельность при выполнении стилизации и декоративной работы в материале, которая приводит к частой помощи учителя.

Низкий уровень. У учащихся данной группы наблюдается низкий уровень умений и навыков творческой переработки объектов окружающей действительности при переходе от натурного рисования к выполнению стилизации. Для их работ характерна низкая степень выявления типичных особенностей в характере формы изображаемого объекта при создании декоративного образа, низкая степень выразительности, целостности и гармоничности в работе. Для учащихся данной группы характерна низкая работоспособность и отсутствие самостоятельности при выполнении стилизации и изготовлении декоративной работы в материале [32].

Анкета № 1 (Приложение 1) состояла из вопросов, направленных на определение исходного уровня сформированности теоретических знаний учащихся в области обобщенного видения натуры. Анализ формы изображаемого объекта действительности является наиболее важным фактором при выполнении декоративного изображения, поскольку позволяет увидеть «большую» форму в изображаемом объекте и дает возможность понять и правильно изобразить заданный объект действительности в процессе декоративного рисования.

Вопросы данной анкеты были подобраны с целью определения у испытуемых: уровня владения термином «большая» форма; уровня знания геометрической составляющей «большой» формы предмета; уровня умения видеть «большую» форму в различных объектах действительности.

Анализ результатов анкетирования показал, что, отвечая на первый вопрос анкеты, большинство опрошенных (83 % - 15 человек) не смогли правильно определить что такое «большая» форма предмета. Многие учащиеся путались в определении термина «большая» форма предмета и не могли выбрать правильный ответ (это видно по исправлениям в анкете). Основными ответами на первый вопрос анкеты были следующие: «выразительный контур предмета» и «самая большая из деталей, заложенная в форме предмета».

При ответе на второй вопрос анкеты 72 % учащихся (13 человек) не смогли правильно определить геометрическую составляющую «большой» формы, что закономерно: ведь практически все из анкетируемых не сумели дать правильный ответ на вопрос, что такое «большая» форма предмета.

Третий вопрос анкеты вызвал большой интерес у учащихся, так как он содержал иллюстративный материал, поэтому испытуемым было несложно справиться с данным заданием. Но если учащиеся неплохо справились с вопросами 3-а и 3-б и в большинстве (83 % - 15 человек и 67 % - 12 человек) дали правильный ответ, то уже в заданиях с использованием более сложных по форме предметов, состоящих из нескольких геометрических тел (кувшин и дерево), было допущено много ошибок, а правильных ответов было несколько: 3в-28 % - 5 человек, 3г-33 % - 6 человек.

Данная анкета показала, что у испытуемых нет прочных теоретических знаний в области обобщения формы предмета, а уровень их теоретических знаний следует считать низким.

Анкета № 2 состояла из вопросов (Приложение 2), направленных на определение исходного уровня сформированности теоретических знаний учащихся в области стилизации объектов действительности.

Вопросы данной анкеты были подобраны с целью определить у испытуемых: уровня владения термином «стилизация»; уровня знания основных характеристик объекта, используемых при выполнении стилизации; уровня владения знаниями о взаимосвязи способов формообразования при выполнении стилизации и особенностях обработки материала.

При анализе результатов анкетирования было выяснено, что подавляющее большинство учащихся (89 % - 16 человек) не владеют термином «стилизация», 78 % (14 человек) испытуемых не знают основных характеристик, используемых при выполнении стилизации, 83 % учащихся (15 человек) не знают о том, что способы и приемы стилизации зависят от выбранного материала. Таким образом, уровень теоретических знаний учащихся следует считать низким.

На третьем этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено выполнить ряд практических заданий, которые были подобраны с целью определения уровня сформированности навыков владения приемами стилизации в процессе декоративного рисования.

При выполнении контрольного задания учащимся 4-ого класса предлагалось выполнить тональный рисунок объекта с натуры – рыбы. На выполнение задания отводился один урок (45 мин.). Рисунок выполнялся на бумаге формата А4. Учащимся разрешалось пользоваться наглядным материалом, подготовленным учителем.

Следующим заданием было выполнение стилизованного изображения рыбы с использованием натурных зарисовок. На выполнение задания отводился один урок (45 мин.). Рисунок выполнялся на бумаге формата А4.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования