Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:07, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы развитие умений стилизовать природные формы у учащихся 1ых классов в ДХШ
Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования…………………………………………………………………….……6
1.1. Принципы и методы стилизации……………………..………………6
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на умение стилизовать природные формы………………………………………..13
1.3. Условия формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования………………….20
Выводы по главе 1…………………………………………………….….27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……………………………………………….………29
2.1. Выявление исходного уровня сформированности умений стилизовать природные формы у школьников……………...…………………29
2.2. Программа формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……….…………38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………..…………48
Выводы по главе 2……………………………………………….………..51
Заключение………………………………………………………………..53
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования…………………………………………………………………….……6

1.1. Принципы и методы стилизации……………………..………………6

1.2. Возрастные особенности  младших школьников, влияющие на  умение стилизовать природные формы………………………………………..13

1.3. Условия формирования  умений стилизовать природные  формы у младших школьников  на уроках декоративного рисования………………….20

Выводы по главе 1…………………………………………………….….27

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……………………………………………….………29

2.1. Выявление исходного  уровня сформированности умений  стилизовать природные формы у школьников……………...…………………29

2.2. Программа формирования  умений стилизовать природные  формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……….…………38

2.3. Анализ результатов  экспериментальной работы………..…………48

Выводы по главе 2……………………………………………….………..51

Заключение………………………………………………………………..53

Список литературы……………………………………………………….56

Приложение………………………………………………………….……59

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Главная задача учителя изобразительного искусства – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.

Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.

Большую помощь в формировании художественного мировоззрения учащегося может оказать цикл заданий по стилизации.

В декоративном искусстве стилизация - это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом. Стилизация, как процесс работы, является декоративное обобщение объектов (фигур, предметов), изображаемых с помощью ряда условных приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления учащихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с  композицией, цветоведением.

Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом учащимся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.

Для рисунков детей младшего школьного возраста характерны условно-стилизованные, декоративные изображения, выделяющие главные, типические черты объектов, поэтому декоративности принадлежит важная роль в обучающем и воспитывающем процессе развития творческих способностей. Формирование основ изобразительной грамоты следует начинать с развития стилизации в рисунках, поскольку это облегчает переход к реалистическому изображению, появляющемуся в детских рисунках позднее.

Объект исследования – декоративное рисование.

Предмет исследования - приемы стилизации природных форм.

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы развитие умений стилизовать природные формы у учащихся 1ых классов в ДХШ

Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

1. Дать определение основным понятиям: «стилизация», «декоративное рисование».

2. Изучить принципы и методы стилизации.

3. Выявить возрастные особенности младших школьников, влияющие на умение стилизовать природные формы.

4. Определить условия формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования.

5. Обобщив и проанализировав  полученные данные, разработать  методику творческого воспитания  учащихся на примере стилизации природных форм на уроках декоративного рисования.

6. Применить на практике  разработанную методику.

В качестве базы исследования выступила Художественная школа Усольского района, пос. Средний.

При решении  поставленных задач  применялись  следующие методы исследования:

-теоретические: изучение  и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художественно-эстетического цикла в профильных школах;

-эмпирические: проведение  педагогического эксперимента, состоящего из этапов  (констатирующего и формирующего), включающего в себя метод педагогического наблюдения за деятельностью учащихся на уроках изобразительного  цикла;  анкетирование учащихся;  анализ  практических  работ учащихся.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования

1.1. Принципы и  методы стилизации

 

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей [8, с. 69].

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует её более низкий уровень, так называемая, подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

В целом, стилизация, в первую очередь, творческая является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом - отличном от реалистического, способе реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широкую известность получили знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Дерена, Фернана Леже, Модильяни, Миро, Фалька, Кандинского, Шагала, Федорова, Гончаровой, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров [23, с. 77].

Остановимся более подробно на стилизации в декоративно-прикладном искусстве. При создании произведений декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить». Этот теоретический принцип не имеет конкретного автора, но он был хорошо известен уже несколько веков назад. Вот что говорилось о художественной интерпретации в одном из российских учебных пособий для художников 18 века [32, с. 253]: «Простой подражатель природы не может никогда произвесть ничего великого, не может никогда возвысить и распространить воображение и тронуть сердце зрителя. Он должен стараться усовершенствовать их величием своих понятий… …все художества получают своё совершенство от умопонимаемой красоты преимущественной над тою, какую можно обресть в природе каждой вещи особенно» [32, с. 253].

В этом наставлении художнику предлагается творчески переосмысливать реально существующие объекты природы, в том числе и самые прекрасные. Поэтому стилизацию любого явления или объекта окружающего мира, в частности, природы и природных форм, следует рассматривать не в качестве одного из оригинальных художественных приёмов и средств выражения, а считать основным творческим методом и основным выразительным средством декоративно – прикладного искусства [32, с. 254]. Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой для творческой стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового – это создание того, чего напрямую нет в природе, нет в окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить всё та же природа, всё тот же окружающий мир. Отсюда возникает общее понятие декоративной композиции.

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей [33].

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция [5, с.58-59].

В декоративной композиции существуют свои принципы и методы стилизации.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное [6, с. 89].

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования