Эколого-правовой режим государственных природных заповедников и заказников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.93 г. № 4866 (в ред. от 14.12.95 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Содержание работы

1. Гарантии и защита экологических прав человека. ………………………...3
2. Эколого-правовой режим государственных природных заповедников
и заказников.……………………………………………………………………..8
3. Задача…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы …………………………………………24

Файлы: 1 файл

Экологич.право.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экологическое право»
                                             Вариант № 0

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита  - 2015
Содержание:
1. Гарантии и защита  экологических прав человека. ………………………...3
2. Эколого-правовой режим  государственных природных заповедников 
и заказников.……………………………………………………………………..8
3. Задача…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы …………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гарантии и защита  экологических прав человека
Наличие механизмов и процедур реализации и защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Кроме того, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Существуют два основных способа защиты экологических прав
граждан - административный и судебный.1 
Административный способ заключается в возможности обращения
гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношению к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.93 г. № 4866 (в ред. от 14.12.95 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Помимо обращения в соответствующие природоохранные органы (о них - более подробно в разделе 1.7) граждане имеют право обращаться с заявлениями и в правоохранительные органы, в частности в Прокуратуру РФ.
Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации .2 Одной из задач Прокуратуры РФ является надзор за соблюдением прав и свобод, в том числе и экологических, человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
С этой целью в рамках Прокуратуры РФ наряду с территориальными подразделениями созданы специализированные природоохранные прокуратуры по бассейновому или региональному принципам. Эти подразделения целиком заняты надзором за соблюдением экологического законодательства.
Первые специализированные природоохранные прокуратуры были образованы на территории бывшего СССР в середине 80-х годов, и к 1990г. их насчитывалось 110, причем две трети в России . Первой в России специализированной природоохранной прокуратурой, созданной по бассейновому принципу, является Волжская природоохранная прокуратура, образованная приказом Генерального прокурора СССР А.Я.Сухарева 27.04.90 г.3
В 1998 году была образована Московская региональная природоохранная прокуратура (Москва и Московская область). Однако эта прокуратура в 2001 году ликвидирована с передачей функций Московской межрайонной прокуратуре, входящей в прокуратуру г. Москвы, и Московской областной - при прокуратуре Московской области.
Практика подтвердила правильность создания таких специализированных природоохранных прокуратур. Так Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 1998 - 2000 гг. была проведена проверка исполнения законодательства о предотвращении загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, т.е. источниками загрязнения реки нефтепродуктами и иными веществами с высокой токсичностью. В ходе проверки в акватории Волги выявлено 1171 затопленное (или полузатопленное) плавсредство, 40 % из них - бесхозные. В результате 293 обнаруженных прокуратурой плавсредства извлечено, утилизировано или отремонтировано. В 1999 - 2000 гг. было выявлено 25 тыс. нарушений экологического законодательства, опротестовано 1468 незаконных правовых актов, более 6.6. тыс. человек привлечены к дисциплинарной, материальной и административной ответственности.
Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (омбудсменом). Институт уполномоченного по правам человека существует более чем в 100 государствах, существенно  дополняя контрольные функции парламента по защите прав граждан.4
Эта должность была учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции
РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.5
Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренным Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Согласно ст. 20 Закона, Уполномоченный, получив жалобу, вправе:
- принять ее к рассмотрению;
- разъяснить заявителю  средства, которые тот может использовать
для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному  органу, органу местного
самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых
относится ее разрешение по существу;
- отказать в принятии  жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.6
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина7. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.
Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.
Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий  резидента РФ как гаранта экологических прав человека.  
Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали  реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.
2. Эколого-правовой режим  государственных природных заповедников и заказников
До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территории» не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности).
Б.В. Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного,природно-заповедного,оздоровительного,рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли.8 Наибольшую конкретизацию особо охраняемые территории получили в Законе «Об охране окружающей среды» и Законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях». В преамбуле последнего акта прямо дается определение особо охраняемых природных территорий.
В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки и природоохранного движения России. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 2000г в России 99 государственных природных заповедника общей площадью 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик в составе Российской Федерации, 4 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов.
Согласно статье 6 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Информация о работе Эколого-правовой режим государственных природных заповедников и заказников