Экологическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:50, доклад

Описание работы

Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1997 г.) в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Файлы: 1 файл

Экологическое образование.docx

— 25.41 Кб (Скачать файл)

Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1997 г.) в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области эколо гического образования». 
Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития. 
Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России. В 1992 г. состоялся первый выпуск бакалавров первого в России негосударственного высшего учебного заведения экологического профиля — Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Одним из важнейших направлений своей деятельности МНЭПУ считает содействие «становлению новой этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и "биосферы"». 
Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считал необходимой постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если ; мы не внушим каждому... простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990). 
экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения. 
Основные цели экологического воспитания в современных > условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми: ? — всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое; 
— Природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство; 
— чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее; 
— призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие; 
к— если все оставить так как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро — спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»; 
- — сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — экоцентрическим; 
— люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности. 
Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей среды. 
Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в процессе «смены приоритетов» воспитание экологического сознания играет важную, но все-таки не главную роль. По их мнению, главный фактор успеха — экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономному образу жизни. 
Конечно, одного экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Но, с другой стороны, возможно ли осуществить концепцию экологически устойчивого развития, при котором экономика должна развиваться наряду, вместе с экологией, людьми, у которых сформировался антропоцентрический тип экологического сознания? 
Предлагаем самим студентам порассуждать на эту тему и сделать необходимые выводы. Предварительно можем предложить следующую цитату: «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшее правило садоводства. С пренебрежением относясь к нашему саду, мы готовим себе в не очень далеком будущем мировую катастрофу не хуже атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину Рембрандта» (Дж. Дар-релл). 
Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев (1996) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой, что означает прежде всего следование законам Природы. Человек должен осознать свою роль в биосфере как одного из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы. 
Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и «думать глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992). Во имя жизни на Земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развить все основные ценности экологической культуры.

 

 

 

 

 

Подходы к экологическому образованию в  странах Запада 

 

Реальная практика экологического образования в странах Западной Европы и США опирается на положения  международных конференций (по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; по образованию в области  окружающей среды, Тбилиси, 1977 г.) и в  значительной мере зависит от состояния  природной среды в той или  иной стране, научных средств определения  этого состояния, уровня социально-экономического и культурного развития общества.

Для большинства стран  Западной Европы чрезвычайную значимость имеет The Conimunity's Second Action Program (1978-1983 гг.), документ, провозглашающий систему руководящих принципов во взаимодействии со средой, способных предотвратить ее деградацию и загрязнение. Важнейшими из них являются:

- Во взаимодействии с  природной средой предотвращение  лучше, чем «лечение».

- Любые формы эксплуатации  природных ресурсов и окружающей  среды в целом, нарушающие экологический  баланс, должны быть устранены.

- Загрязнитель платит: расходы,  использованные на ликвидацию  последствий загрязнения, должны  быть оплачены загрязнителем.

- Защита природной среды  есть дело каждого человека.

Ведущими принципами Европейского сообщества в деле защиты природной  среды являются следующие требования:

- Сохранять, защищать  и улучшать качество окружающей  природной среды.

- Содействовать сохранению  и улучшению здоровья людей.

- Гарантировать благоразумное,  рациональное использование природных  ресурсов.

Большинство развитых стран  Западной Европы и США придают  решающее значение именно глобальному  измерению среды. Общеобразовательные школы и вузы европейских стран принимают активное участи в таких «проектах без границ», как «Северное море», «Балтийское море», «Бассейн Средиземного моря», «Охрана озонного слоя Земли» и др. В большинстве развитых стран существует ясное понимание того, что будущее человечества зависит от тех конкретных локальных и глобальных действий, которые сегодня направлены на охрану окружающей природной среды. Более того, в наши дни понятие «окружающая среда» все более конкретно связывается с понятием «устойчивое развитие». Особенно ярко эта тенденция проявляется в научной и педагогической литературе таких стран, как Великобритания, Финляндия, Швеция, Дания, США и Канада. Остановимся более подробно на анализе национальных систем экологического образования стран Западной Европы и США.

Австрия. Экологическое образование стало действительно актуальной социально-педагогической проблемой в Австрии только в середине 70-х годов, когда вопросы окружающей среды были включены в учебные программы как меж предметные темы (1979 г.). В 1984 г. министерства, ответственные за образование и охрану окружающей среды, создали специальную рабочую группу (WG) на основе Австрийского общества охраны природы и окружающей среды.

В 1992 г. Министерство образования  Австрии впервые специальной  статьей профинансировало вопросы  экологического образования. Цель этой акции заключалась в том, чтобы  поддержать развитие специальных образовательных  программ посредством выделения  финансовой помощи учебным экологическим  проектам и опубликования их результатов. Только в одном 1993-1994 учебном году более 180 экологических проектов были реализованы в Австрийских школах.

Финляндия. До начала 1980 годов экологическое образование в Финляндии рассматривало преимущественно вопросы охраны дикой природы и лишь значительно позже оно стало собственно экологическим образованием. С момента создания Министерства окружающей среды (1983 г.) социальные и политические аспекты экологического образования получают свое качественное и достаточно полное рассмотрение. Сегодня финские студенты и школьники участвуют в международном проекте, направленном на уменьшение уровня загрязнения Балтийского моря. Многие учебные заведения включены в международный проект «GLOBE», предложенный США. В 1994-1995 гг. были заложены основы и руководящие принципы для разработки содержания и методов финской модели экологического образования.

Германия. Важнейшие задачи немецкой системы экологического образования заключаются в том, чтобы заложить представления и знания молодых людей об окружающей среде, развить их готовность защищать природу, сформировать у граждан будущей страны модели экологически ответственного поведения в природной среде. В экологическом образовании Германии основной упор делается на раскрытии взаимосвязей между человеком, обществом и природной средой. Экологическое образование в целом базируется на антропоцентрической парадигме и отталкивается от человека как главного фактора загрязнения окружающей природной среды.

Первая общенациональная конференция  по вопросам экологического образования  в Германии была проведена в 1980 году, которая обозначила его цели и  задачи, подчеркнула необходимость  включения вопросов охраны окружающей среды в содержание всех учебных  дисциплин, отметила важность создания и изучения специальных междисциплинарных  курсов на всех этапах образования. Значительное внимание также было уделено неформальному, дополнительному образованию. Начиная  с 1988 года, центральную роль в формировании у молодежи ответственного отношения  к природе начинают играть общественные экологические организации.

Великобритания. Реформа 1988 г. строго обозначила систему новых задач для образовательных учреждений Великобритании. Правительство страны определило экологическое образование как ведущий фактор национальной политики в сфере достижения устойчивого развития. Задача устойчивого развитая, по определению британских экспертов, состоит в том, чтобы двигаться «плавно», минуя различного рода кризисы и антагонизмы. Конечная же цель - достичь общенационального согласия по вопросам о путях развития общества. Учебные заведения различных исторических частей Соединенного королевства (Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии) имеют особенности в построении учебных планов и программ. Но для всех регионов является обязательным изучение вопросов природной среды в системе как обязательных, так и дополнительных учебных занятий. Количество же учебного времени, отводимого на подобные занятия, определяется самими вузами и школами.

Согласно Национальной программе  образования, образовательные учреждения должны выполнять следующие социально  важные задачи:

- давать молодежи возможность  приобрести знания, ценности, отношения,  опыт принятия решений - умения  и навыки, необходимые для защиты  природной среды;

- поддерживать студентов и школьников  в их стремлении наблюдать  природу и исследовать окружающую  среду с различных точек зрения (физической, географической, биологической,  социологической, экономической,  политической, технологической, исторической, эстетической, этической и духовной);

- пробуждать естественное любопытство  в вопросах окружающей среды,  а также их стремление принять  практическое участие в решении  реальных экологических проблем.

США. Экологическое образование в учебных заведениях США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех изучаемых дисциплин, широким привлечением общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у молодежи норм бережного и ответственного отношения к природной среде. В этой стране общепризнанным является положение о том, что если человек не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, он является неграмотным. Ведущей задачей экологического образования в США является формирование экологической грамотности учащейся молодежи.

Система экологического образования  Соединенных Штатов Америки призвана обеспечить решение следующих частных  задач: 1) обеспечить широкие контакты человека с окружающей природной  средой; 2) предоставить возможности  для исследования живых организмов в естественной среде их обитания, 3) внести вклад в формирование экологически приемлемых стилей поведения и деятельности в природе; 4) сформировать совокупность знаний о единстве человека, общества и природной среды, о взаимосвязи  локальных, региональных и глобальных экологических проблем, об окружающей среде как системе взаимосвязанных  природных, экономических и социальных факторов, 5) вовлечь каждого школьника  и студента в решение местных  экологических проблем и др.

В США отсутствует единая общегосударственная  политика в области экологического образования и большинство решений  по вопросам образования принимается  на уровне штатов или же отдельных  учебных заведений. Роль федерального правительства США заключается, прежде всего, в финансировании различных  эколого-образовательных программ и проектов, реализуемых чаще всего  общественными организациями или  инициативными группами педагогов-экологов. Наиболее известными общенациональными  эколого-образовательными проектами  являются «Project WILD» и «Project Learning Tree».

В странах Западной Европы и США  общепринятым является мнение о том, что экологическое образование  не может рассматриваться как  самостоятельный, независимый предмет, ибо по самой своей сути оно  является результатом некоторого согласования структуры и содержания всех преподаваемых  дисциплин.

Теория, методика и практика экологического образования чрезвычайно разнятся не только в различных странах, но и в различных регионах одной  и той же страны. Важно не уменьшая разнообразие ценного опыта, сделать  этот опыт известным и доступным  для всех стран мирового сообщества. Чрезвычайно важно при этом привлечь внимание педагогов и широкой  общественности к его разнообразию, побудить создавать свои национальные и региональные экообразовательные модели. Несомненно, этот опыт не всегда и не везде применим, но он чрезвычайно важен, так как может быть использован для сравнения эффективности различных эколого-образовательных систем.

Экологические интернет-ресурсы. В  последние годы в связи с развитием  и широким внедрением в образовательную  практику новых информационных технологий, мультимедийных средств и интернет-технологий значительно расширились рамки и возможности педагогических методик, применяемых в экологическом образовании.


Информация о работе Экологическое образование