Экологическая политика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой.
Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации и по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организации. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду
деятельности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента).
Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач [1].

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Экологическая политика ………………………………………… 5
Влияние факторов на экологическую политику ………………. 10
Принципы экологической политики предприятия ……………. 12
ИСО 14000 ……………………………………………………….. 14
Заключение ……………………………………………………………… 19
Список литературы …

Файлы: 1 файл

курсовая работа Упр.охр.окр.ср..docx

— 32.14 Кб (Скачать файл)

 образование и внедрение  специализированной структуры управления;

 обязательность выполнения  действующих законодательных и  нормативно-правовых актов в области  охраны окружающей среды;

 обязательства по охране  окружающей среды и взаимодействие  с направлениями хозяйственной  деятельности предприятия, связанными  с охраной окружающей среды  и техникой безопасности, санитарным  состоянием условий производства  и обеспечением качества и  безопасности продукции;

 общедоступность документированной  экологической политики для персонала  предприятия и других заинтересованных  участников его хозяйственной  деятельности;

 оценку и мониторинг  соответствия экологических параметров  хозяйственной деятельности предприятия  и ее взаимодействия с окружающей  средой.

В настоящее время планирование и реализация экологической политики на всех уровнях экологической деятельности осуществляются на основе разработки программ, проектов, их экспертизы и  контроля, мониторинга окружающей среды, составления плана мероприятий  по снижению воздействий и предотвращению причинения ущерба окружающей среде. При  этом абсолютное большинство экологических  действий связаны с природопользованием  и охраной окружающей среды [3].

 

3.  ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Обязательства и политика. Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего  руководства соблюдать применяемые  законы и постоянно улучшать систему  управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом, элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  ISO 14000

 В результате Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и на основании резолюции встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, было принято решение о разработке международных стандартов серии ISO 14000, для чего был создан специальный технический комитет 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 (как и разработанные ранее BS 7750 и EMAS) ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии); основным предметом ISO 14000 вновь является система экологического менеджмента.

В 1998 году Неправительственный  экологический фонд имени В.И. Вернадского  организовал открытую дискуссию  по вопросам развития деятельности в  области экологического менеджмента  и в частности - перспектив применения в Российской Федерации стандартов серии ISO 14000 "Системы экологического менеджмента". Участники совещания, состоявшегося в мае 1998 года в  Москве по инициативе Фонда и Торгово-промышленной палаты РФ, подчеркнули особую роль инициативного, добровольного внедрения  принципов экологического менеджмента  и необходимость формирования условий  и стимулов для организаций, развивающих  такую деятельность.

Неправительственные экологические  организации Эколайн (Россия) и ECOLOGIA (международная организация) совместно  с экспертами из России и США, экологическим  советом Торгово-промышленной палаты РФ, рядом общественных организаций и профессиональных объединений в настоящее время работают над серией проектов, посвященных добровольной экологической деятельности хозяйственных субъектов в Российской Федерации и применению принципов ISO 14000. Проекты поддерживаются Американским агентством международного развития, программами ТАСИС (Европейский Союз) и МАТРА (Нидерланды).

Основной целью проектов является объединение усилий для  создания благоприятных условий  для развития экологически эффективного бизнеса, вовлечение местных, районных и областных органов власти, местного самоуправления, предприятий, общественных организаций в совместную деятельность, направленную на предотвращение загрязнения  окружающей среды.

Необходимо отметить, что  осенью 1998 года в Российской Федерации  были приняты в качестве государственных  стандартов ГОСТ ИСО 14000 первые пять документов, представляющих собой переводы соответствующих стандартов ISO 14000. В текстах документов, однако, понятие системы экологического менеджмента заменено термином "система управления окружающей средой".

В оригинальных текстах ISO 14000 окружающая среда определена как  среда, в которой организация  функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Подчеркнуто также, что понятие "среда" следует трактовать широко - от элементов  среды в границах организации до глобальной системы. Таким образом, в контексте ISO 14000 окружающая среда понимается как среда, окружающая собственно организацию (предприятие), а общество (жители) рассматривается как элемент среды, на который оказывается, как и на другие элементы, воздействие.

Отметим, что в комментарии к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" термин окружающая природная среда трактуется как естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов. В широком смысле слова включает природу (естественные экосистемы) и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате человеческой деятельности.

Следовательно, в ГОСТ Р  ИСО 14001, в соответствии с которым, как предполагается, могут быть сертифицированы  организации, идея создания и совершенствования  системы экологического менеджмента  как части общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые  для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки, утеряна. ГОСТ Р ИСО 14001 устанавливает требования к системе управления окружающей средой, которая рассматривается  как часть общей системы административного управления.

Еще раз обратившись к  определениям окружающей среды, приведенным  выше, можно заключить, что на предприятие  возлагается ответственность управления средой, в которой оно функционирует, включая воздух, воду, землю, природные  ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. На самом же деле, речь идет о развитии системы экологического менеджмента, задачи и результаты функционирования которой охватывают экологические  аспекты деятельности организации, вопросы контроля воздействия на окружающую среду. Наконец, административное управление выступает лишь как один из компонентов системы менеджмента  в организации.

Нечеткое определение  объекта и субъекта управления, сужение  понятия "менеджмент" сводит к  минимуму смысловую нагрузку документа  в целом. По всей видимости, документы  серии ГОСТ Р ИСО 14000 нуждаются  в дальнейшем обсуждении и в значительной переработке. Кроме того, в соответствии с требованиями Международной организации стандартизации, стандарты ISO следует публиковать на языке страны, принимающей их, в виде двуязычных документов, в которых обязательно должен присутствовать оригинальный текст на одном из официальных языков ISO - английском, французском или немецком.

Российские предприниматели  воспринимают стандарты ISO 14000 как добровольные, осознанная необходимость следования которым диктуется условиями  рынка. Действительно, несмотря на добровольность стандартов, число сертифицирующихся  организаций растет экспоненциально, и, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших  компаний, включая транснациональные  корпорации, будут сертифицированы  в соответствии с ISO 14001, то есть получат  свидетельство независимой "третьей  стороны" о том, что их системы  экологического менеджмента соответствуют этому стандарту . Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других мотивов внедрения  систем экологического менеджмента  и сертификации можно назвать  такие, как:

улучшение имиджа фирмы в  области выполнения природоохранных  требований (в том числе, природоохранительного  законодательства);

экономия энергии и  ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

увеличение оценочной  стоимости основных фондов предприятия;

желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

улучшение системы менеджмента  предприятия в целом;

интерес в привлечении  высококвалифицированной рабочей  силы.

Одним из специфических российских мотивов внедрения систем экологического менеджмента является стремление предприятий, расположенных на территориях ограниченного  хозяйственного использования (в национальных парках), продолжать и развивать  производство. Ряд пилотных проектов, осуществляемых в России, посвящен исследованию этой проблемы [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологический менеджмент во многом определяет возможность достижения быстрых результатов в решении  экологических проблем, очевидных  для персонала предприятий, населения, общественности, инвесторов, акционеров, местной власти. Получение быстрых  очевидных результатов в решении  экологических проблем в первую очередь связывается с наведением экологического порядка на производстве (порядок на промышленной площадке в целом, в санитарно-защитной зоне, в рабочих зонах и офисах, в  складском хозяйстве, в размещении и удалении отходов и т.п.). С  экологическим менеджментом непосредственно  взаимосвязаны прогрессивные изменения  методов и форм деятельности государственного экологического контроля. Подобные изменения  определяются переходом от контроля в основном многочисленных частных  объектов (ресурсов, источников воздействия  на окружающую среду, отходов и т.п.) и параметров к контролю достаточности  и эффективности систем производственного  экологического управления и менеджмента  в целом. Если первая форма государственного экологического контроля практически  неосуществима в требуемом объеме, то вторая в значительно большей  степени соответствует имеющимся  на сегодня реальным возможностям.

Для регулирования воздействий  на окружающую среду необходима соответствующая  система управления. Международные  экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством  продукции и управление экологической  безопасностью продукции. Например, стандарт ИСО 9001 рекомендует систему  обеспечения качества продукции, а  стандарт ИСО 14001 - систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры  планирования, организационные структуры  систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная  особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они  имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, но снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

Информация о работе Экологическая политика организаций