История развития экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения

Содержание работы

Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30

Файлы: 1 файл

печать правоооо.docx

— 62.98 Кб (Скачать файл)

Центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от

неблагоприятного воздействия  окружающей Среды.

Охрана здоровья и обеспечение  благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Закон принят Верховным Советом  РФ в августе 1993 г., в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических  прав граждан. В ст. 20, дающая право гражданам требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой.

Ст. 28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья в

экологически неблагополучных  районах.

Нормы Земельного  кодекса  разделяются на четыре группы.

Первая группа - нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения (

купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая -

земельно-административные, регулирующие, управленческие отношения  в области использования, распределения  и перераспределения земель , их учета по количеству и качеству; третья - земельные отношения, связанные с

использованием земель и  выполнением прав и обязанностей землепользователями; четвертая группа норм - земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия  использования земель.

Природный объект - составная  часть окружающей природной среды,

охраняемая действующим законодательством, обладающая признаками

естественного происхождения  и способный выполнять экологические,

экономические, культурные и оздоровительные функции и  обеспечить качество среды обитания человека.

1. Охране от загрязнения,  порчи, повреждения, истощения,  разрушения на

территории Российской Федерации  и республик в составе Российской Федерации подлежат:

естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы;

земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный

воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы,

генетический фонд, природные  ландшафты;

2. Особой охране подлежат  государственные природные заповедники,

природные заказники, национальные природные парки, памятники

природы, редкие или находящиеся  под угрозой исчезновения виды

растений и животных и  места их обитания.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:

планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и

сбросов загрязняющих веществ  в окружающую природную среду  и размещение отходов;

установление нормативов платы и размеров платежей за использование

природных ресурсов, выбросы  и сбросы загрязняющих веществ в  окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также

гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов  энергии, осуществлении других эффективных  мер по охране окружающей природной  среды;

возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей

природной среде и здоровью человека.

 

         

   5. Международные объекты экологического права.

Международно-правовая охрана природной Среды на планете Земля - это

1. одна из функций международного  сообщества;

2. форма межгосударственного,  общегуманистического официального  сотрудничества человечества в  рамках международного экологического  права (МЭП).

МЭП - это система общепризнанных принципов и норм. Регулирующих согласованные  межгосударственные (межправительственные) общественные

отношения по сохранению (охране), рациональному использованию природных  ресурсов Земли, защите прав человека на благоприятную для жизнедеятельности  людей природную окружающую среду. МЭП имеет двойную природу  происхождения:

  • Нормы экологического права РФ
  • Нормы М.Э.П. признанные РФ
  • Нормы национального (внутреннего)  экологического права РФ
  • ИСТОЧНИКИ КАК ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (в формально-юридическом смысле)
  • ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОРМ МЭП

6. Конституционные основы экологического права

 

Конституция РФ принята народом  России, является Основным Законом

российского государства. Она  так же, как федеральные законы, имеет верховенство на всей территории России. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить  Конституции России. Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 4 и чч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).

Конституционные нормы - основа развития и совершенствования всего  законодательства, в том числе  экологического В качестве источников экологического права непосредственное и наиболее важное значение имеют,

например, следующие конституционные  нормы.

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 9) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма юридически защищает приоритет экологических интересов народов в месте

жительства, а также природные  ресурсы не только как объект использования,

но и прежде всего как  основу их жизнедеятельности.

Конституционно установлено  свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами  их

собственниками при соблюдении трех условий. Первое - ненанесение ущерба

окружающей среде. Второе - ненарушение прав и законных интересов иных -

лиц. Таковыми являются также  экологические права и интересы. Третье -

соблюдение условий и  порядка пользования землей (чч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ). В РФ конституционно предусмотрено поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (чч2 и Зст. 41 Конституции РФ).

Наибольшее значение как  источник экологического права имеет  конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин  имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42 Конституции  РФ).

Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек  и гражданин обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). К ведению  РФ в числ

е других вопросов конституционно отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные программы в области  экологического развития, международные  отношения и договоры РФ, определение  статуса и защита государственной  границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа РФ, уголовное и гражданское законодательство (ст. 71 Конституции РФ).

По предметам ведения  РФ принимаются и изменяются Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. Федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам (пп. “а”, абз.1, ст.71 и чч.1 и Зст. 76 Конституции РФ).

К совместному ведению  РФ и ее субъектов отнесены такие  вопросы, как защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе  в области экологии, обеспечение  законности и правопорядка; вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ;

выполнение международных  договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ).

По предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  РФ (ч. 2 ст. 76 Конституция РФ).

Законы и иные нормативные  акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам, принятым в  соответствии с Конституцией РФ. В  случае противоречия между ними действует федеральный закон (чч.1,2 и 3 ст. 76 Конституции РФ).

К источникам экологического права относится конституционная  норма, на основании которой ограничения  перемещения товаров и услуг  могут вводиться на территории РФ в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо для  обеспечения охраны природы (ст. 74 . Конституции РФ). В конституционных  нормах закреплена экологическая функция  российского

государства и права. Основной закон России - органически цельный  нормативный правовой акт.

Поэтому его нормы экологического характера тесно связаны и  находятся в

единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве.

 

Статья 9

 

1. Земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются  в Российской Федерации как  основа жизни и деятельности  народов, проживающих на соответствующей  территории.

 

2. Земля и другие природные  ресурсы могут находиться в  частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности.

 

Статья 42

 

Каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

 

Статья 58

 

Каждый обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам.

 

Статья 71

 

В ведении Российской Федерации  находятся:

а) принятие и изменение  Конституции Российской Федерации  и федеральных

законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской Федерации;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды

регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды  и почетные звания Российской Федерации;

 

Статья 72

 

1. В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской

Федерации находятся:

 

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

 

2) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права.

Информация о работе История развития экологического права