История развития экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения

Содержание работы

Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30

Файлы: 1 файл

печать правоооо.docx

— 62.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический  университет)»


Кафедра бизнес-информатики

Форма обучения: очное

Направление подготовки: электронный бизнес 

Степень: бакалавр

Учебная дисциплина: Право

Реферат

на тему: «История развития экологического права»

Студент группы №619                   Логинова А.А.

Руководитель                  Карева О.Н.

Санкт-Петербург

2012г. 

Оглавление

Введение 3

1. Экологическое право, нормы, принципы. 4

2. Система экологического законодательства. 6

3. Источники экологического права. 7

4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7

5. Международные объекты экологического права. 11

6. Конституционные основы экологического права 11

7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16

8. Основные направления деятельности государства 19

по осуществлению экологической функции. 19

9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24

Заключение. 29

Использованная литература 30

 

 

Введение

 

Окружающая природная  среда служит условием и средством  жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом

осуществляемой государственной  власти, местом для размещения объектов

промышленности, сельского  хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное  понятие, в рамках которого исторически  получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

ПЕРВАЯ - потребление природы  человеком, использование природы  для

удовлетворения  своих  материальных и духовных потребностей. Эта форма

является - экономической.

ВТОРОЙ формой взаимодействия стала   охрана окружающей природной  среды с целью сохранения человека как биологического и социального  организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название  экологической формой.

Экологические функции государства  выполняются через соответствующие

экономические, организационные  и правовые механизмы. Правовой механизм экологической функции государства  служит средством реализации экологической  функции права.

Цель экологической функции  права состоит в обеспечении  качества окружающей природной Среды  в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем  разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических  закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду  обитания.

Государственная экологическая  стратегия РФ: обеспечение экологической

безопасности, охрана Среды  обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие  в решениях международных и глобальных экологических проблем.

  1. Экологическое право, нормы, принципы.

 

Экологическое право - одна из отраслей российского права. Оно  регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах  настоящего и будущего поколений  людей. Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Нормами экологического права следует считать правила  поведения, регулирующие отношения  людей по поводу охраны и использования  окружающей природной среды. Они  подразделяются на три группы: отраслевые ( охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные ( охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные ( нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д. отражающие требования   охраны природной среды).

Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы - принципы, нормы-

приоритеты, нормы, правила. Нормы - принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной  среды ( ст.3 Закона об охране окружающей природной среды).

Нормы - приоритеты  устанавливают  правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы -приоритеты трех уровней:

отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.

Нормы -  правила - содержат экологические требования применительно  к

конкретной сфере экологических  отношений. По содержания они подразделяются

на : предупредительные, запретительные, восстановительные , карательные,

поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обзывающие.

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основаниями возникновения  экологических правоотношений служат юридические факты. В экологии - события и действия.

Событие возникает и порождает  эколого-правовые отношения помимо воли

человека. Это стихийные  бедствия, лесные пожары, извержения вулканов и т.д. Действия проявляются через поступки человека. Которые подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивное поведение  человека - использование природных  ресурсов - охрану окружающей природной среды т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду, экологические – нейтрализующие вредные последствия деятельности.

Негативное экологическое  правоотношение имеет место тогда. Когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.

2. Основные принципы охраны  окружающей природной среды.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения

благоприятных экологических  условий для жизни, труда и  отдыха населения;

научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международным сотрудничеством в охране окружающей природной Среды.

2. Система экологического законодательства.

В действующей системе  права закреплены два способа  воздействия :

административно-правовой и  гражданско-правовой. В нынешних условиях все большее значение начинает приобретать  экономический метод ( способ ) воздействия. Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

Система экологического права  включает в себя пять экологических  частей.

Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесь  рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и  природопользования.

Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма  охраны природной среды, его звенья. Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Четвертая   - экологическая ответственность. Пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной Среды.

3. Источники экологического права.

Под источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические  отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления  и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и  нормативно - правовые акты субъектов  Федерации.

Следует назвать шесть  периодов экологического законодательства:

1. 1917 -1922 гг. - возникновение  и становление законодательных  актов об охране и использовании  природных ресурсов;

2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие  союзного законодательства

Природным ресурсным направлением;

3. 1957 - 1963 гг. - принятие во  всех республиках СССР законов  об охране природы - новой формы  природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране  природы в РСФСР от 26 октября  1960 г.

4. 1968 - 1980 гг. - проведение  кодификации союзного и республиканского  законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном  воздухе.

5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить  общественные отношения в охране  природы и рациональном использовании  природных ресурсов, разработать  закон об охране природы в  СССР и создать специальные  органы управления в СССР и  республиках.

6. 1990 г. до настоящего  времени.

4.Окружающая природная Среда как объект экологического права.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет  своими задачами: планирование и финансирование природоохранительных

мероприятий; установление лимитов использования природных  ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Нормативные акты, регулирующие рациональное использование и охрану природных объектов, ресурсов и комплексов включают в себя основы

законодательства, кодексы,     Федеральные законы, Указы президента,

постановления Правительства  и иные нормативные акты, содержащие нормы

экологического права.

  • Конституция РФ
  • Нормативно-правовые акты. Иные (подзаконные) акты.
  • конституционные акты    органов власти.       
  • ведомственных органов субъектов федерации    управления.
  • местной   управления  администрации. 

 

Под экологизацией нормативно-правовых актов понимается внедрение эколого-правовых требований в содержание, нормативно-правового акта.

Базовым законодательным  актом для экологизации законодательства служит

закон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевые

экологические правовые акты, дополняющие законы.

Закон является комплексным  головным законодательным актом  прямого

действия. Предметом регулирования  служат экологические отношения. В

регулировании этих отношений закон преследует три задачи:

1. сохранение природной  среды;

2. предупреждение и устранение  вредного влияния хозяйственной

деятельности на природу  и здоровье человека;

3. оздоровление и улучшение  качества окружающей природной  среды.

Закон возглавляет систему  экологического законодательства, а  это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить  данному законодательному акту.

Информация о работе История развития экологического права