Государственный экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан. Иными словами носит надведомственный характер. Президент РФ осуществляет контроль через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, решающих экологические проблемы. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность принятия экологически значимых решений.

Файлы: 1 файл

контрольная эп.docx

— 28.83 Кб (Скачать файл)

Положение о порядке осуществления  государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г.;

Положение об органах государственного геологического контроля Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 20 ноября 1995 г.;

Положение об осуществлении  государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное постановлением правительства от 16 июня 1997 г.;

Соглашение о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования, утвержденное Минприроды России и Роскомнедра от 27 марта 1995 г.;

Инструкция о порядке  осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компитенции Госстроя России, утвержденная приказом Госстроя России от 2 марта 1994 г [2 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998. С. 452-453

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовная ответственность  за экологические преступления

 «Юридическая ответственность  – обязательный элемент  механизма   правового регулирования общественных отношений  и  защиты  сложившегося  правопорядка.Она     побуждает,     «принудительно      стимулирует»      правообязанных,правоуполномоченных лиц к поведению, предписанному законом. Способы и меры такого  побуждения  многообразны  и,  как   правило,   конкретны.   Вся   их совокупность     составляет   общеправовой      институт      юридической ответственности»[1].

      Юридическая  ответственность наряду с экологическим  контролем и другими средствами     воздействия     на     правонарушителей      природоохранного законодательства является  одним  из  действенных  рычагов   защиты  прав  и законных интересов граждан,  общества  и  государства  в  сфере  обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в целом. «Для  уяснения и общей  характеристики  юридической  ответственности  в  сфере  обеспечения рационального  использования  природных   ресурсов   и   охраны   окружающей природной среды исходным  является  понятие  экологического  правонарушения,под  которым разумеется   виновное,   противоправное   деяние,   нарушающее природоохранное законодательство и  причиняющее  вред  окружающей  природной среде, экологической безопасности и здоровью человека.

      Экологическое   правонарушение    является    основанием    возложения юридической  ответственности  на  виновного.  При   этом   под   юридической ответственностью   понимаются   предусмотренные   законом    неблагоприятные последствия  за   совершение   экологического   правонарушения».   Данное определение, однако, не является единственным в науке  экологическое  право.

        «Юридическая   ответственность   за   экологические   правонарушения рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

    - как государственное  принуждение к исполнению требований,  предписанных   законом;

    - как правоотношение;

    - как правовой  институт, то есть совокупность  юридических норм.

      Юридическая   ответственность  как  вид   государственного   принуждения обеспечивается различными мерами и средствами.  Основными  из  них  являются меры убеждения и принуждения.       Как правоотношение  юридическая ответственность   за   экологические правонарушения включает в себя отношения, возникающие между  государством  в лице его органов и правонарушителем.

      Эколого-правовая  ответственность как  правовой  институт  представляет собой  систему  юридических  норм,  обеспечивающих  порядок   применения   и реализацию принудительных мер воздействия  к  правонарушителю.  Особенностью данного правового института ответственности является  его  комплексность.  В систему норм юридической  ответственности  за  экологические  правонарушения входят  нормы  различных  отраслей  права:  земельного,  лесного,   водного,

горного, природоохранного,  административного,  гражданского,  уголовного  и

др.»[4]

      Ответственность  за экологические правонарушения  выполняет ряд основных

функций:

    - -стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

    - -компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде

      и возмещение  вреда здоровью человека;

    - -превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

    - -карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении

      экологического  правонарушения.

      Юридическая   ответственность    за    экологические    правонарушения

представляет собой комплексный  институт экологического права,  состоящий  из

двух  частей:  первая  объединяет  правоотношения,  возникающие   по   факту

нарушения  эколого-правовых  норм  (земельных,  водных,  лесных,  по  охране

атмосферного воздуха); вторая – правоотношения по  применяемым  санкциям  за

эти  правонарушения   (уголовным,   административным,   гражданско-правовым,

дисциплинарным и т.д.).

      Обе части  существуют  в  органическом  единстве,  ибо  при  отсутствии

первой  части  (нарушения)   существование   второй   (санкции)   становится

излишним. Однако отсутствие  санкций  превращает  институт  эколого-правовой

ответственности в обычную  декларацию.

      Распространены  три  классификации  юридической   ответственности   за

экологические  правонарушения:  по   видам   охраняемых   правом   природных

объектов; способам причинения вреда окружающей природной среде;  применяемым

санкциям и т.п.[5]

      Основной  считается  классификация   по   видам   природных   объектов,

охраняемых законом, в соответствии  с которой выделяют  административную,

дисциплинарную,    материальную,     гражданско-правовую     и     уголовную

ответственность.

      «Уголовная  ответственность  –  это   вид  юридической  ответственности,

заключающейся в ограничении прав  и свобод  лиц,  виновных  в совершении

преступления,  предусмотренного  УК.  При  этом  лицо   подлежит   уголовной

ответственности только за те общественно опасные  действия  (бездействие)  и

наступившие   общественно   опасные   последствия,   в   отношении   которых

установлена его вина».[6] Уголовная  ответственность  начинается  с  момента

вступления в  силу  обвинительного  приговора,  а  полностью  реализуется  в

отбытии наказания, назначенного судом.

      Уголовная   ответственность  наступает   за   совершение   экологических

преступлений, которые представляют собой повышенную  общественную  опасность

и    предусмотрены   уголовным   законодательством.   При   этом   уголовная

ответственность  при   наличии   всех   элементов   состава   экологического

преступления может наступить  не только за оконченное преступление, но  и  за

попытку его совершения, за приготовление и покушение  на преступление.

      Понятие  уголовной ответственности за  экологические преступления дается

в  ст.85  Закона  об  охране  окружающей  природной   среды.   Она   гласит:

должностные  лица  и   граждане,   виновные   в   совершении   экологических

преступлений,  то   есть   общественно   опасных   деяний,   посягающих   на

установленный   в   России   экологический    правопорядок,    экологическую

безопасность  общества  и  причиняющих  вред  окружающей  среде и здоровью

человека, несут уголовную  ответственность, предусмотренную  УК РФ.

       Следует,   однако,   отметить,   что   сфера   применения   уголовной

ответственности за нарушения  экологического законодательства в  сравнении  с

другими видами и группами преступлений  весьма  незначительна.  На  практике

уголовная ответственность  никогда не играла существенной роли в  обеспечении

выполнения требований природоохранительного  законодательства, а в  последние

годы вовсе наблюдается  четко выраженная  тенденция  к  постоянному  снижению

числа  осужденных  за  экологические  преступления,  особенно  по   статьям,

предусматривающим   ответственность   за   загрязнение   окружающей   среды.

Уголовные дела о самых  массовых и опасных нарушениях –  загрязнениях  водного

и воздушного бассейнов составляют  лишь  0,96%  общего  числа  экологических

преступлений,  загрязнении  земли – 0,75%.  Само  количество   таких   дел

уменьшилось за 1996г. соответственно на 22  и  32,8%.  Низкая  эффективность

применения уголовной  ответственности объясняется, в  частности,  отсутствием

методик  определения  уровней  загрязнения.[7]  В  большем  размере   обычно

применяются нормы об уголовной  ответственности за правонарушения,  связанные

с браконьерством, незаконной порубкой леса и другими  незаконными  захватами

природных ресурсов.

      Экологические  преступления относятся в   России  к  категории  наиболее

распространенных.  Но  при  этом  латентность   экологических   преступлений

достигает 95-99%.[8]

      Что касается  принципов  уголовной  ответственности   за  экологические

преступления, то Уголовным  кодексом  РФ  предусматривается  ряд  принципов,

которые имеют отношение  к охране окружающей среды.

      Прежде  всего, преступность деяния, его  наказуемость и  иные  уголовно-

правовые последствия  могут определяться только в УК РФ.  Это  означает,  что

никакие  другие  законы,  в  том  числе  и  об  охране   среды,   не   могут

предусматривать уголовной  ответственности  помимо УК РФ.

      Законодательством  предусматриваются задачи УК  РФ, и хотя  их  немного,

в них присутствуют экологические  цели. Так, задачами УК РФ являются:  охрана

прав  и  свобод  человека  и  гражданина  (в   том   числе   экологические),

собственности (в том числе  на природные ресурсы),  общественного  порядка  и

общественной  безопасности  (в  том  числе   экологического   правопорядка),

окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от  преступных

посягательств,  обеспечение  мира  и  безопасности  человечества  (например,

путем  установления  уголовной   ответственности   за   экоцид),   а   также

предупреждение преступлений (в том числе экологических).

        Для   обеспечения   предупреждения   и   пресечения    экологических

преступлений   немаловажное   значение   имеют    принципы    справедливости

привлечения   к   ответственности   и   применения   наказания,   означающие

необходимость установления виновности лица в общественно  опасных  действиях

(бездействии) и наступлении общественно опасных последствий.  Объективное

вменение, то есть уголовная  ответственность за невиновное причинение  вреда,

не  допускается.  Наказание  должно   быть   справедливым:   соответствовать

характеру и степени  общественной  опасности  преступления,  обстоятельствам

его совершения и личности виновного.

      Никто не  может нести уголовную ответственность  дважды за одно и то  же

преступление.  Основанием  уголовной  ответственности  является   совершение

деяния, содержащего все  признаки состава преступления,  предусмотренного  УК

РФ. Уголовное законодательство должно  обеспечивать  безопасность  человека.


Информация о работе Государственный экологический контроль