Государственный экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан. Иными словами носит надведомственный характер. Президент РФ осуществляет контроль через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, решающих экологические проблемы. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность принятия экологически значимых решений.

Файлы: 1 файл

контрольная эп.docx

— 28.83 Кб (Скачать файл)

Государственный экологический  контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций  независимо от их подчиненности, а также  на граждан. Иными словами носит  надведомственный характер.

Президент РФ осуществляет контроль через подбор и расстановку  на федеральном уровне кадров, решающих экологические проблемы. По представлению  Председателя Правительства РФ он назначает  на должности министров, председателей  государственных комитетов, руководителей  федеральных служб. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства  РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность принятия экологически значимых решений.

Президентский контроль также  реализуется через Контрольное  управление Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ. Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов РФ сводятся в основном к проверке исполнения соответствующих бюджетов. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды»финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственной бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования – задача представительных органов.

Государственный экологический  контроль органов исполнительной власти общей компетенции – Правительства РФ, правительств (администраций) субъектов РФ – проводится путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Должностные лица этих органов при осуществлении государственного экологическогоконтроля обязаны:

самостоятельно и с  привлечением в установленном порядке  специалистов по

вопросам охраны окружающей природной среды систематически осуществлять проверки хозяйственной  и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;

принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их

негативных последствий, привлечению в установленном  порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение  экологических требований;

осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для  организации и осуществления  государственного экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность;

вносить в установленном  порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению  эффективности государственного экологического контроля.

В пределах своей компетенции  они имеют право:

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации  и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в  том числе в установленном  порядке - воинские части, специальные  объекты и службы Вооруженных  Сил, органов внутренних дел и  государственной безопасности, предприятия  закрытых административных территориальных образований), получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение экологических нормативов

проверять выполнение государственных  и других программ, планов и мероприятий  по охране окружающей природной среды;

заслушивать отчеты руководителей  предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

запрашивать и бесплатно  получать от ведомств и организаций  информацию по вопросам состояния и  охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления  государственного экологического контроля;

проверять соблюдение экологических  требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и  сооружений;

давать обязательные для  исполнения предписания юридическим  и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и  выполнении необходимых и достаточных  мероприятий по охране окружающей природной  среды;

выдавать обязательные для  исполнения предписания об ограничении  или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено  с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической  экспертизы, а также об ограничении  или приостановлении другой хозяйственной  и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей природной  среде; направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;

рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях  в области охраны окружающей среды  и использования природных ресурсов;

направлять в соответствующие  органы материалы о привлечении  лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной  ответственности;

вносить в соответствующие  финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о  прекращении финансирования хозяйственной  деятельности, ведущихся с нарушением экологических требований. При обнаружении  экологического правонарушения государственный  инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении, на основании которого принимает  решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости  от тяжести совершенного экологического правонарушения:

а) дает предписание об устранении экологического правонарушения

б) выносит постановление  о наложении штрафа за административное правонарушение;

в) выносит постановление  о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а в случае отказа добровольно возместить вред предъявляет  соответствующий иск в суд;

г) дает предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и  иной деятельности;

д) дает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности

е) направляет руководству  организации представление о  применении мер дисциплинарного  взыскания к правонарушителю 

ж) направляет материалы  в следственные органы для решения  вопроса о привлечении к уголовной  ответственности за экологическое  преступление

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения  всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный контроль.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов  государственного

экологического контроля. К ним относиться право:

посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и  знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и установок, а так  же установленных природоохранных  требований и нормативов;

устанавливать нормативы  и давать разрешения на сборы и  выбросы вредных веществ;

назначать государственную  экологическую экспертизу;

требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц  к административной ответственности, направлять материалы л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в  случае нарушения экологических  требований.

Для решения круга задач, установленных действующим законодательством  в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий  ряда государственных органов на разных уровнях представительной и  исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления.

В зависимости от места  и назначения этих органов в системе  государственного управления их функции  в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

Обще–экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы  управления, которые наряду с другими  функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области  охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное  управление в администрации Президент  РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Действующим законодательством  федеральным органом власти предоставлено  право не только, осуществлять государственный  контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «О недрах» и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

Специализированный экологический  контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а  так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

По всем видам природных  ресурсов в целом организация  и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России.

По характеру специализации  государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др [1 Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М.: Юристъ, 1996. С. 120.].

Специфика отраслевых государственных  органов заключается в том, что  в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем  следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Несмотря на имеющиеся  различия, общим правовым положением для всех государственных органов  экологического контроля является его  надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. К  мерам государственного экологического контроля относится и постановление  о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.

Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических  преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по   охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

Правовые основы организации  и осуществления государственного экологического контроля установлены  Конституцией РФ, законами, регулирующими  статус Президента РФ, Правительства  России и правительств субъектов  РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов. Законом «Об  охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) определены задачи, органы государственного экологического контроля, а также  полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. К специальным актам в рассматриваемой сфере относятся:

Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальных органов, утверждаемые приказом Минприроды России от 17 апреля 1996 г.;

Порядок осуществления государственного экологического контроля за охраной природной среды и соблюдением требований экологической безопасности при производстве, использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего излучения, утвержденный Минприроды от 8 октября 1993 г.;

Приказ Минприроды России от 23 июля 1996 г. «О совершенствовании  технического и методологического  обеспечения экологического контроля и использования новых экономических  механизмов при осуществлении природоохранной  деятельности»; Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»;

Информация о работе Государственный экологический контроль