Государственное управление охраной окружающей среды. Эколого-правовой режим лесопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 05:53, контрольная работа

Описание работы

В качестве управляемых субъектов выступают граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные соблюдать обязательные экологические требования, выполнять предписания органов государственного или муниципального управления. Система органов управления окружающей средой представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных управленческих функций. Она строится из двух основных подсистем - общего и специального управления.

Содержание работы

1Государственное управление охраной окружающей среды………………….3
2 Эколого-правовой режим лесопользования…………………………………11
Задача………………………………………………………………………….…17
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЭП.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1Государственное управление охраной окружающей среды………………….3

2 Эколого-правовой режим лесопользования…………………………………11

Задача………………………………………………………………………….…17

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственное управление охраной окружающей природной среды: система государственных органов, их компетенция

 

 Экологическое управление  — совокупность общественных  отношений, возникающих между  управляющим субъектом и управляемым  субъектом по поводу соблюдения  экологического законодательства, обязательных экологических требований. В качестве управляющих субъектов  в экологическом управлении могут  выступать Российская Федерация,  субъекты РФ, муниципальные образования,  уполномоченные органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица и  индивидуальные предприниматели  при осуществлении экологического  управления на предприятии.

 В качестве управляемых  субъектов выступают граждане, юридические  лица, индивидуальные предприниматели,  обязанные соблюдать обязательные  экологические требования, выполнять  предписания органов государственного  или муниципального управления.

 Система органов управления  окружающей средой представляет  собой совокупность организационных  форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам,  наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место  и имеющих связи в политической  системе, направляющих свои усилия  на осуществление основных управленческих  функций. Она строится из двух  основных подсистем - общего и  специального управления.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное  экологическое управление, делятся  по своему статусу на общие и специальные, по масштабам деятельности - на федеральные  и территориальные (субъектов РФ). В литературе встречается ошибочное  утверждение, что государственное  управление в области экологии осуществляют органы представительной (законодательной), исполнительной, судебной власти, прокуратуры, что суды и прокуратура осуществляют управление в данной области посредством правоприменения . Такая позиция противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей принцип разделения властей, который, несомненно, занимает значительно более высокое место в иерархии правовых принципов и относится к числу определяющих все государственное устройство и всю правовую систему. Вряд ли прокуратура относится к числу органов управления. Это элемент правоохранительной системы, имеющий собственные задачи и наделенный специфическими полномочиями, применяющий свойственные только ей методы и способы деятельности (от прокурорских проверок до возбуждения уголовных дел и проч.).

К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство  РФ, органы исполнительной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления (муниципальные  образования). Компетенция звеньев  этой подсистемы определена в Конституции  РФ и конституциях субъектов РФ (базовая), а также в общих и специальных  актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются  главы о полномочиях соответствующих  субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компетенции. Деятельность Президента и Правительства  в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь  на определении и реализации экологической  политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач  охраны окружающей среды, обеспечении  экологической безопасности и рационального  природопользования, общем руководстве  и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за ними. В отдельных случаях при особых обстоятельствах или по специальному указанию в законе они наделяются иными функциями (например, заключение концессионных договоров на разработку лесных или иных ресурсов от имени РФ Правительством РФ, объявление участка территории РФ зоной чрезвычайной ситуации Президентом РФ).

С поправкой на масштабы (рамки) деятельности аналогичные функции  выполняют и другие субъекты общей  компетенции.

Специальная подсистема органов  экологического управления имеет более  сложную структуру и выполняет  более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной  исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства  РФ на осуществление экологического управления.

В свое время В. В. Петров предложил разделять эти органы на три группы по объему и характеру  предоставленной им специальной  компетенции: на комплексные, отраслевые и функциональные. К комплексным он относил органы, выполняющие все природоохранительные задачи или блок таких задач (например, существовавшее тогда Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, преобразованное затем в Госкомэкологии, затем ликвидированное, Госсанэпиднадзор, Росгидромет и МЧС); отраслевые, сосредоточивающие внимание на управлении отдельными природными ресурсами (существовавшие в то время Роскомзем, Роскомнедра, Минсельхозпрод, Роскомвод, Рослесхоз, Роскомрыболовство); функциональные, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов (Госатомнадзор, Госгортехнадзор, Государственный таможенный комитет, МВД РФ).

После всех преобразований системы экологического управления в стране, создания одних и ликвидации других структур, перераспределения  между ними задач и полномочий, изменения названий, порядка образования, подчинения и т. д. эта классификация  В. В. Петрова представляет фактически лишь исторический интерес - в плане  возможной модели организации экологического управления. Кроме того, следует  полагать, что преобразование системы  специального экологического управления не закончено и перераспределение  функций, а возможно, и процесс  создания организационных структур будет продолжен.

Поэтому опишем систему специальных  органов экологического управления, существующую на сегодняшний день, взяв за классификационный критерий формальный статус органа исполнительной власти по Указам Президента от 9 марта  и 20 мая 2004 г.

I. Министерства:

• Министерство природных  ресурсов РФ;

• Министерство сельского  хозяйства РФ;

• Министерство здравоохранения  и социального развития РФ;

• Министерство экономического развития и торговли РФ;

• Министерство промышленности и энергетики РФ;

• Министерство РФ по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий;

• Министерство внутренних дел РФ.

II. Федеральные службы;

- Федеральная служба России  по надзору в сфере природопользования;

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору;

• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

• Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному  надзору;

• Федеральная таможенная служба;

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

 

• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития;

• Федеральная служба безопасности РФ;

• Федеральная служба государственной  статистики.

III. Федеральные агентства

• Федеральное агентство  водных ресурсов;

• Федеральное агентство  лесного хозяйства;

• Федеральное агентство  по недропользованию;

• Федеральное агентство  по атомной энергии;

• Федеральное агентство  по промышленности;

• Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости;

• Федеральное агентство  по рыболовству;

• Федеральное агентство  по сельскому хозяйству;

• Федеральное агентство  геодезии и картографии;

• Федеральное космическое  агентство;

- Федеральное агентство  по техническому регулированию  и метро

логии.

Конечно, и другие министерства и ведомства выполняют отдельные  задачи и функции экологического государственного управления, в некоторых  из них выделены в этих целях отделы или иные подразделения, но их функции  носят более частный либо подчиненный  иным целям характер.

Согласно Указу Президента РФ федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому и правовому  регулированию, координации и т. п., но не вправе осуществлять функции  по контролю и надзору, по управлению госимуществом (кроме случаев, установленных  указами Президента РФ или постановлениями  Правительства РФ). МВД РФ подчиняется  Президенту РФ, а остальные министерства, уполномоченные в сфере экологического управления, - Правительству РФ. Федеральные службы как федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, ряд специальных функций в области общественной безопасности и других, издают индивидуальные правовые акты, находятся в ведении Правительства РФ непосредственно либо соответствующего министерства и не вправе осуществлять другие функции (за исключением случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ). Федеральные агентства являются федеральным органом исполнительной власти, находятся в ведении соответствующего министерства, осуществляют в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом, правоприменительные функции (за исключением контроля и надзора), издают индивидуальные правовые акты, а в исключительных случаях по указу Президента РФ или постановлению Правительства РФ могут быть наделены функциями нормативно-правового регулирования, контроля и надзора.

Функции государственного экологического управления. Государственное экологическое  управление характеризуется функциями  и компетенцией органов государственной  власти. Среди функций государственного управления в области охраны окружающей среды выделяют следующие:

- экологическое планирование;

- государственную экологическую экспертизу;

- государственный экологический контроль;

-государственный экологический мониторинг;

- экологическое нормирование;

- лицензирование в области охраны окружающей среды;

- экологическое образование и воспитание;

- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

- государственный учет источников негативного воздействия на окружающую среду;

- сертификацию в области охраны окружающей среды.

Компетенция органов государственной  власти включает в себя полномочия, обязанности и ответственность  государственных органов. Поскольку  охрана окружающей среды в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится  к предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ, то субъекты РФ обладают собственной  компетенцией в области охраны окружающей среды.

Полномочия органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, органов  местного самоуправления установлены  ФЗ «Об охране окружающей среды».

Полномочия Российской Федерации  в области охраны окружающей среды. К полномочиям органов государственной  власти РФ в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды, в  частности, относятся:

— обеспечение проведения федеральной политики в области  экологического развития Российской Федерации;

— установление порядка  осуществления государственного мониторинга  окружающей среды, формирование государственной  системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

• установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области  охраны окружающей среды;

• установление порядка  определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду, размещение отходов  и другие виды негативного воздействия  на окружающую среду;

• организация и проведение государственной экологической  экспертизы;

• образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги  РФ.

 Полномочия субъектов  РФ в области охраны окружающей  среды. К полномочиям органов  государственной власти субъектов  РФ в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды,  относятся:

• установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы  не ниже требований и норм, установленных  на федеральном уровне;

Информация о работе Государственное управление охраной окружающей среды. Эколого-правовой режим лесопользования