Государственное регулирование охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - всестороннее изучение государственного регулирования охраны окружающей среды.
В данной работе будут рассмотрены некоторые государственные мероприятия по охране окружающей среды.

При написании работы был поставлен ряд задач:
1.Изучить основные понятия охраны окружающей среды.
2.Проанализировать управление в области охраны окружающей среды.
3.Рассмотреть пути усиления государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования охраны окружающей среды…………………………………………………………….. .5
1.1. Понятия окружающей среды и причины ее загрязнения…………………5
1.2. Виды загрязнения окружающей среды и направления её охраны……….9
1.3. Объекты и принципы охраны окружающей среды………………………10
Глава 2. Анализ управления в области охраны окружающей среды………..15
2.1. Полномочия органов государственной власти РФ в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………………..15
2.2. Административные и экономические меры государства по охране окружающей среды ……………………………………………………………20
2.3. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ………………..24
Глава 3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды……………..………………………………………………30
3.1. Развитие законодательной и нормативной базы природопользования...30
3.2. Увеличение финансовых средств для экологических целей…………....36
Заключение……………………………………………………………… ……38
Список литературы…………………………………………………………… 40
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач по СГУ.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

3.2.Увеличение финансовых средств  для экологических целей

Проблема недостаточного финансирования мероприятий по охране окружающей среды возникла сравнительно недавно в процессе перехода российской экономики к рыночному типу.

Инвестиции  в природоохранную деятельность предприятий представляют собой  долгосрочные вложения денежных средств  и иного капитала в собственной  стране или за рубежом в предприятия  различных отраслей, предпринимательские проекты, социально - экономические программы, инновационные проекты, имеющие экологическую направленность, в целях получения дохода и/или достижения положительного социально - экологического эффекта.

Формирование  множества устойчивых источников финансирования инвестиций в природоохранную деятельность предприятий является одной из основных проблем в сфере охраны окружающей среды. Инвестиционная природоохранная деятельность может осуществляться посредством привлечения инвестиций из различных источников.

Для ныне действующей  в России системы финансирования мероприятий по охране окружающей среды  характерно применение различных инвестиционных ресурсов, выбор которых зависит  как от внешних факторов (социально - экономическая ситуация в стране, политика государства), так и от внутренних факторов (наличие финансовых ресурсов, экологический имидж предприятия). Самым надежным и стабильным источником являются собственные средства предприятий - природопользователей. В отличие от кредитных ресурсов они, как правило, не подлежат возврату. Бюджетное финансирование природоохранных проектов привлекательно, но практически недоступно в силу его ограниченности. Для более эффективного функционирования финансовых отношений в природопользование необходимо осуществлять поиск дополнительных источников финансирования экологических проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы:

         1.Понятия окружающей среды и причины её загрязнения.

2.Глобальные экологические проблемы человечества.

3.Процесс формирования рационального природопользования и экологического сознания населения.

По итогам проделанной работы необходимо отметить:  

Главной причиной ухудшения  экологической ситуации является объективное  противоречие между экологическими и экономическими интересами как в нашей стране, так и во всем мире. Результатом такого несогласованного поведения является причинение вреда природной среде, следствием которого служит нарушение гармонии общества и природы. 

В сложившихся экстремальных  условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление государственного контроля в сфере экологии. В нашей стране экологическая политика должна быть распределенной. На федеральном уровне необходимо завершить процесс реформирования государственных органов, отвечающих за рациональное природопользование и экологическую безопасность. Также нужно совершенствовать нормативно- правовую базу государственного регулирования природной среды и устранить имеющиеся в ней противоречия и недостатки. 

Необходимо экономические, экологические и социальные проблемы решать в комплексе. Во-первых, социальные показатели, отражающие уровень жизни, неизменно учитывают экономические (распределение и уровень дохода, распределение богатства, уровень безработицы), а также экологические (воздействие загрязнения окружающей среды) факторы. Во-вторых, одновременное решение названных проблем часто позволяет не только ослабить отрицательное воздействие на окружающую природную среду, но и улучшить экономические показатели. 

Решение проблем экологии и рационального природопользования невозможно без экологизации общества. В связи с этим необходимо массовое участие граждан в зеленом движении, при этом особое внимание стоит уделить экологическому образованию и воспитанию населения, а также популяризации рационального природопользования как образа жизни. Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. 

Срочно, в масштабах страны необходимо предпринять меры по реализации экологической доктрины, принятой в 2007 г. Стратегия государственной политики в области экологии определяется как сохранение природных систем, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.

Представленная в общем виде картина формирующейся системы управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности может служить примером принципиальных изменений, произошедших в мире и в нашей стране за считанные годы. Разрозненные и первоначально слабо взаимосвязанные усилия по охране природы и борьбе с загрязнением окружающей среды за короткий срок превратились в достаточно сложную систему со своим инструментарием, государственными институтами, совокупностью многочисленных нормативных документов.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Аксенова О.В. Генезис социально-экологической рефлексии на западе во второй половине XX века// Социс. 2006.№9
  2. Багрутин К.Ю. К вопросу о стратегии развития России// Социально-гуманитарные знания. 2007.№6
  3. Бакланов П.Я. , Бровко П.Ф. Региональное природопользование:методы изучения, оценки и управления. М.,2008.
  4. Блам И. От "латания дыр" к целостной стратегии// Pro et Contra.2006. №1.
  5. Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России// Общественные науки и современность. 2008. №1
  6. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Третий путь цивилизации, или спасет ли Россия мир? М.,2007.
  7. Васильев А. "Зеленая политика": проблемы и структура// Pro et Contra. 2008.№1
  8. Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия// Биология. 2009. №8
  9. Воронин Г.П. От экологических штрафов к экологическим доходам// Экология и жизнь. 2006.№2
  10. Глушенкова Е.И. Основные участники экологичской политики России переходного периода// Вестник МГУ. Сер.12. 2008. №2
  11. Голицина Е.Ю. Некоторые аспекты экологической политики России// Социально-гуманитарные знания. 2009. №3
  12. Гор А. Неудобная правда. Санкт- Петербург. 2007
  13. Дауна В., Краснова И.О. "Евроремонт" российского законодательства// Экология и жизнь. 2006. №5
  14. Доровских И. Как охранять природу по-новому// Закон. 2007. №5
  15. Елдышев Ю.Н. Климат: риски подлинные и мнимые//Экология и жизнь.2005.№5
  16. Елдышев Ю.Н. О юбилеях без елея: что за датами? //Экология и жизнь. 2007. №2
  17. Ефременко Л.В. Демократия и коммуникация экологического риска как проблемы экополитологии //Полис. 2006. №6
  18. Забелин С. Время искать и время терять. Рязань. 2008.
  19. Загладина С. Проблемы рационального природопользования в мировой экономике. М., 2008.
  20. Зотов В.Д. Глобальная экологическая политика- категорический императив 21 века// Социально-гуманитарные знания. 2006.№6
  21. Иванов И. Россия поучаствует в борьбе с потеплением// Эхо планеты. 2005. №41
  22. Иноземцев В.Л. Экологические проблемы и экономическая целесообразность// Природа. 2008.№1
  23. Киселев В.В. Экологическая безопасность как элемент реформы ЖКХ// Национальная безопасность и геополитика России. 2007. №7-8
  24. Клюев Н.Н. На пути к международному экологическому налогу// Природа. 2008.№7
  25. Клюев Н.Н. Россия: экологический "портрет" на глобальном фоне// Экология и жизнь. 2006.№6
  26. Клюев Н.Н. Экологическая безопасность России : внешние угрозы//Природа. 2007.№11
  27. Клюев Н.Н. Экологический облик России на мировой карте// География. 2006.№25-26
  28. Клюев Н.Н. Эколого-хозяйственный облик России в постсоветский период// География. 2005. №39
  29. Клюев Н.Н. Экологические итоги реформирования России// Экология и жизнь. 2006. №4
  30. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа:этапы развития//Социально-политический журнал.2008.№6

 

 

Приложение 1

СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  в 2008 г. 
(в % к общему объему затрат на охрану окружающей среды)

По  направлениям природоохранной 
деятельности

По  секторам


 

Приложение 2

Ввод  в действие мощностей по охране  водных ресурсов и атомосферного  воздуха от загрязнения

 

в Российской Федерации

 
                     
 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Станции для  очистки сточных вод, тыс. м3 в сутки

231

263

362

522

544

1292

489

1502

234

1529

Системы оборотного водоснабжения,тыс.м3 в сутки

135

3517

1052

1130

786

1090

2045

1697

992

1936

Установки для  улавливания и обезвреживания вредных  веществ из отходящих газов, тыс. м3 в час

3070

3618

4504

4378

2090

4209

5062

4127

7863

3648


 

 

 

 

 

 

 

Инвестиции  в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

в Российской Федерации

(миллионов рублей, в фактически действовавших ценах)

                     
 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

  Всего

22339

27710

25270

35407

41168

58738

68188

76884

102388

81914

из них на охрану:

                   

атмосферного  воздуха

7946

9682

6750

10889

15521

19839

21316

21642

27542

23242

водных ресурсов

8251

10163

10928

14915

15748

26143

30241

32823

45696

39220

земель

3520

4337

4660

6415

5563

9206

11027

15749

17749

11045

                     

Приложение 3 




Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды