Государственное регулирование охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - всестороннее изучение государственного регулирования охраны окружающей среды.
В данной работе будут рассмотрены некоторые государственные мероприятия по охране окружающей среды.

При написании работы был поставлен ряд задач:
1.Изучить основные понятия охраны окружающей среды.
2.Проанализировать управление в области охраны окружающей среды.
3.Рассмотреть пути усиления государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования охраны окружающей среды…………………………………………………………….. .5
1.1. Понятия окружающей среды и причины ее загрязнения…………………5
1.2. Виды загрязнения окружающей среды и направления её охраны……….9
1.3. Объекты и принципы охраны окружающей среды………………………10
Глава 2. Анализ управления в области охраны окружающей среды………..15
2.1. Полномочия органов государственной власти РФ в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………………..15
2.2. Административные и экономические меры государства по охране окружающей среды ……………………………………………………………20
2.3. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ………………..24
Глава 3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды……………..………………………………………………30
3.1. Развитие законодательной и нормативной базы природопользования...30
3.2. Увеличение финансовых средств для экологических целей…………....36
Заключение……………………………………………………………… ……38
Список литературы…………………………………………………………… 40
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач по СГУ.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Основными инструментами  административного регулирования  являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.

Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований. Экологические стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:

1. Стандарты качества  окружающей среды, регламентирующие  допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других  природных сред. Устанавливаются  по уровню концентрации загрязнений  в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Впервые нормативы качества атмосферного воздуха были установлены в СССР в 1951 г. для десяти самых распространенных загрязнителей: оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ, сероуглерода, сероводорода. В 1968 г. аналогичные стандарты имелись уже в 8 странах.

2. Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса - эмиссионные стандарты - регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника (трубы) после применения очистного оборудования. Расчеты таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами (сбросами) (ПДВ, ПДС)), проводят с учетом рассеивания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и суммирования выбросов (сбросов) всех источников.

Помимо экологических  стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Так, прямые запреты на производство продукции или использование  первичных ресурсов применяются, когда  их прекращение становится жизненно необходимым.

Если же масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются, то вводятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.

Сертификаты на использование земли, воды, выбросы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, когда для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды, выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п.

В Российской Федерации  отправным инструментом административного  регулирования природопользования является его лицензирование, под  которым понимается разработка и  выдача документации, закрепляющей юридическое право на проведение хозяйственной и иной деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах. Специальные лицензии - документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами управления природопользованием, - дают право на пользование одним видом природного ресурса в установленном месте и на определенных условиях. Это лицензии на пользование ресурсами недр, водопользование, лесопользование, землепользование; разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и вылов рыбы.

Административные  методы управления природопользованием  предполагают также формирование системы  и осуществление руководства  организационно-хозяйственными мероприятиями  по реализации проводимой государством экологической политики. К таким мероприятиям могут быть отнесены экологический мониторинг, учет и контроль за природоохранной деятельностью природопользователей, экологическая экспертиза и аудит, организация научно-исследовательских и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ, международное экологическое сотрудничество и т.п.

Экономические методы в широком смысле объединяют механизмы регулирования процессов  природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Такие методы предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся рентные платежи, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог), компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности, штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования, а также система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др. Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка. Подробнее вопросы экономического стимулирования рационального природопользования будут рассмотрены в отдельной теме.

 

2.3. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ

В условиях децентрализации управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации субъектов  Рocсийской Федерации,  перехода  к рыночным отношениям,  дефицита бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки  природоохранной деятельности на территории страны осложняется.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации 
(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

173807

197047

233930

259228

295200

368627

343368

в том числе 
     по направлениям 
     природоохранной деятельности:

             

охрана атмосферного воздуха 

37151

45777

53765

60722

64065

76773

60101

очистка сточных  вод

76933

87306

105369

111705

126816

159299

162175

обращение с  отходами

14975

19799

22739

26076

28247

40326

38806

защита и  реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод

9954

9095

13444

16770

21607

27321

18696

сохранение  биоразнообразия и среды обитания

12016

11899

12542

16052

21681

26597

21463

прочие

22778

23171

26071

27903

32784

38311

42127


 

Сегодня основными  источниками финансирования  мероприятий по охране окружающей природной среды является республиканский бюджет России,  бюджеты республик в составе РФ,  бюджеты автономной области,  автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный и территориальный  экологические фонды, собственные средства предприятий.

 Бюджетное финансирование:

Анализ действующих правовых документов,  в той  или  иной мере отражающим  проблему  финансирования природоохранной деятельности,  показал,  что в формировании бюджетной системы  РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы.  Восьмую доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие  налоги,  платежи  и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в  доходной  части  средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым  назначением  использовать  на финансирование природоохранной деятельности. В 2005 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных  и лесовосстановительных  мероприятий  -71,4  млрд.  руб.;  программ  и инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд.  руб.,  что составляет  соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.

Средства в  региональный  и  местный  бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет  нижестоящего  могут  поступать  дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.  Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных  экологических  программ  может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов.  Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом. За период 2001-2006 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию к снижению.  Так,если  в 2004-2005 гг.  они составляли 100%  в общем объеме инвестиции, то с 2006 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в 2008 г. — до 38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).

Внебюджетные фонды:

Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа  выделения  средств  на  выполнение природоохранных мероприятий,  перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы.  В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:

- воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- воспроизводства, охраны и защиты лесов;

- восстановления и охраны водных объектов. Новым элементом   современного  экономического  механизма природопользования являются и внебюджетные экологические  фонды. Последние созданы для финансирования неотложных природоохранных задач,  восстановления потерь  в  окружающей  природной среде, компенсации причиненного вреда и др.  Федеральный, республиканские, краевые, областные и местные  экологические фонды образуют единую систему внебюджетных фондов,  формирующихся за счет средств предприятий-природопользователей  (платежи  за загрязнение окружающей природной среды, штрафы и возмещение по искам за ущерб вследствие нарушения природоохранного законодательства .

В период,  характеризуемый экономической нестабильностью, сокращением централизованных  инвестиций из бюджета,  экологические фонды превращаются  в  важный  источник  финансирования природоохранной деятельности.  Анализ формирования и использования средств этих фондов в 2006 г.  показал,  что большинство регионов использует  средства  по  целевому назначению в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств  экологических  фондов.  Так  в упомянутом голу  из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на  строительство дорог,  гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам - 3,5 млн.руб.  (46%  средств фонда); Чукотском АО на  оплату  коммунальных услуг — 1 млн.,  Омской области на строительство мостовых переездов — 1,7  млн. руб.  и  т.д.  Это обусловливает необходимость  четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприроды РФ  за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов.  Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими  фондами,  придав  им статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции  и  правления  фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).

Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов.  Объем капиталовложений, используемых на  строительство природоохранных объектов,  составил в 2007 г.  примерно 1,4%  общего объема инвестиций за счет  всех форм собственности, в 2006 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет  средств  бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов.  Однако сложное экономическое положение предприятий,  снижающее их  платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие  длительного промежутка времени между начислением платежей,  их поступлением и использованием,  низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных  объектов зa счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования  природоохранных  мероприятий составила в 2007 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.

Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды