Административная ответственность в механизме охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:18, реферат

Описание работы

животного и растительного мира, атмосферного воздуха.
Административная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает в случаях совершения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правонарушений предусмотренных в нормах административного права, причинивших вред или создавших угрозу причинения вреда природной среде. Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 20.23 Кб (Скачать файл)

Административная  ответственность в механизме  охраны окружающей среды: сущность, функции, соотношение с иными видами юридической  ответственности 
 
Сущность этого вида юридической ответственности заключается в применении к нарушителям экологического законодательства административно-правовых санкций (взысканий). Перечень экологических правонарушений, за которые наступает административная ответственность, закреплен в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях «Собрание законодательства РФ», № 1(1ч.), 07.01.2002, ст. 1; № 21, 24.05.2010, ст. 2524; № 23, 07.06.2010, ст. 2790. «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». В то же время экологический характер имеют и некоторые административные правонарушения, которые содержатся в других главах Кодекса об административных правонарушениях. Наибольшая группа экологических правонарушений связана с нарушением порядка использования природных ресурсов. Идет речь, в частности, о нарушении правил охраны и использования земли, животного и растительного мира, атмосферного воздуха. 
Административная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает в случаях совершения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правонарушений предусмотренных в нормах административного права, причинивших вред или создавших угрозу причинения вреда природной среде. Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность. 
Ответственность за совершение экологических правонарушений следует рассматривать как разновидность общеюридической ответственности в трех различных, но тесно связанных значениях: как вид государственного принуждения по исполнению требований, обусловленных законодательством, как правоотношение и как правовой институт. 
Ответственность за нарушение экологического законодательства как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения. 
Как правоотношение ответственность включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем. При этом в число государственных органов, выступающих одной из сторон в экологическом правоотношении (прокуратура, суд, арбитражный суд, МВД и др.), входят специальные органы, обладающие полномочиями рассматривать дела об экологических правонарушениях (Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и т.д.). 
Ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового института ответственности, является его комплексность. В систему норм ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, экологического, трудового, административного, гражданского, уголовного и др. 
Административная ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: 
· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды; 
· компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека; 
· превентивную, обеспечивающуюся предупреждение новых правонарушений; 
· карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения. 
Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, юридические лица, но и предприятия, учреждения, организации. 
Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга. Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами повлекло причинение вреда здоровью человека или окружающей среде оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением. 
Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения. 
Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания. 
Содержание состава экологического правонарушения и степень опасности его последствий определяют вид юридической ответственности. На ряду с административной, ответственность так же может быть: 
1. дисциплинарной, 
2. уголовной, 
3. материальной, 
4. специальной. 
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение экологического законодательства к работникам (рабочим, служащим), в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм. Субъектом ответственности может выступать только работник, постоянно или временно выполняющий производственно-трудовые функции и причинивший вред окружающей природной среде. Причем ответственность за нарушение экологического законодательства наступает в том случае, если указанные нарушения допущены субъектом в период рабочего времени. Дисциплинарная ответственность носит диспозитивный характер, то есть она наступает по усмотрению администрации предприятия. 
Перечень видов дисциплинарной ответственности исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (замечание, выговор, увольнение), за исключение случаев, когда в уставах и положениях организаций предусмотрены дополнительные меры взыскания. Объективную сторону дисциплинарного проступка составляет нарушение, выразившееся в невыполнении планов, мероприятий, нарушении нормативов качества окружающей природной среды, несоблюдении требований экологического законодательства. Для состава дисциплинарного проступка важно, чтобы невыполнение указанных планов и несоблюдение требований нормативов и законодательства одновременно выступало и как невыполнение работником обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или заключенным трудовым договором. Как разновидность дисциплинарной ответственности следует рассматривать депремирование должностных лиц и иных работников по итогам хозяйственного года за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды или нарушения экологического законодательства. 
Уголовная ответственность за экологические преступления. Сфера применения уголовной ответственности за нарушения экологического законодательства в сравнении с другими видами и группами преступлений весьма незначительна. Уголовная ответственность наступает за совершение экологических преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность и предусмотрены уголовным законодательством. 
Уголовная ответственность при наличии всех элементов состава экологического преступления может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление. 
Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам — объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула — объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования. Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде. Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривает семнадцать составов экологических преступлений. Среди них одно из центральных мест занимают статьи, регламентирующие ответственность за загрязнение водоемов и воздуха См.: ст. 250, 251, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954., и статья, предусматривающая уголовную ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами См.: ст. 252, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.. 
Указанные виды преступлений способны причинить ущерб непосредственно нескольким объектам в области охраны и использования природных ресурсов и объектов природы, а также другим, связанным с ними объектам, т.е. вред носит комплексный характер. Среди других экологических преступлений следует указать следующие: посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земли См.: ст. 254, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.; посягающие на общественные отношения в области охраны и использования дикой фауны См.: ст. 256, 258, 259, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.; посягающие на общественные отношения в области использования и охраны недр См.: ст. 255, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.; посягающие на общественные отношения в области использования и охраны флоры См.: ст. 260-262, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.. 
Применение уголовной ответственности характеризуется особыми уголовно - процессуальными процедурами (дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела), применение уголовного наказания — только судом. Уголовная ответственность предусматривает более строгие меры ответственности для нарушителей в сфере природопользования по сравнению с иными видами ответственности. Так, лишение свободы, конфискация имущества, штрафы значительно превышают размер, установленный при административном взыскании. Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста. 
При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» «Российская газета», N 223, 24.11.1998.. В частности, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний и административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. 
Материальная ответственность за экологические правонарушения может наступить при наличии следующих условий:  
1. противоправность поведения нарушителя (несоблюдение требований по предельно допустимым выбросам и сбросам вредных веществ, самовольное использование объектов природы, в отношении которых предусмотрен лицензионный порядок природопользования, и т.д.);  
2. причинение ущерба природной среде (снижение плодородия почвы, гибель диких животных, растительности, вывод из хозяйственного пользования воды, залежей полезных ископаемых и т.д.);  
3. наличие причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением;  
4. виновность нарушителей. Субъект правонарушения может быть освобожден от материальной ответственности, если будет установлено, что вред наступил вследствие непреодолимой силы. 
Различают гражданско-правовую материальную ответственность См.: ст. 1064, Гражданского кодекса РФ. // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552., когда ущерб взыскивается, как правило, в полном объеме, и трудовую материальную ответственность, при которой ущерб взыскивается в ограниченных пределах — в пределах среднего месячного заработка. Трудовая материальная ответственность предусматривается как федеральным трудовым законодательством (Трудовой кодекс Российской Федерации «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.), так и корпоративным законодательством, т.е. положениями, уставами различных акционерных обществ, индивидуально-коллективных и частных предприятий (устанавливающими материальную ответственность для нарушителей), принятыми общими собраниями членов акционеров. Материальная ответственность по своему содержанию носит компенсационный характер, поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. 
Специальная ответственность за нарушения экологического законодательства регулируется различными отраслями права — земельного, водного, лесного, горного и др. Она выражается в виде: приостановления мероприятий по природопользованию (приостановление лесопользователями работ при наличии опасности для состояния и воспроизводства лесов вследствие нарушения лесопользователями установленных правил охраны лесов), прекращения права природопользования в случаях нарушения природопользователями норм, правил и иных требований экологического законодательства См.: ст. 110, 111, Лесной кодекс РФ. // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278; ст. 49 ФЗ «О недрах». // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, N 10, ст. 823; ст. 55, 56, 58, ФЗ «О животном мире». // «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1462. (возложение обязанности на нарушителя осуществить работу по восстановлению нарушенного природного объекта за свой счет (приведение участков земли, самовольно занятых, в состояние, пригодное для использования, за счет средств нарушителя). 
Специальная ответственность за экологические правонарушения применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом. Цель специальной ответственности — обеспечить предупреждение и пресечение нарушений правил природопользования.


Информация о работе Административная ответственность в механизме охраны окружающей среды