Транспортная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Важной составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Файлы: 1 файл

Транспортная система РФ.docx

— 53.03 Кб (Скачать файл)

    Речной  транспорт явился главным до конца 19 века. Сейчас он имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения.

    Но  он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньших капитальных затрат на обустройство путей, чем сухопутные виды транспорта.

    Основные  виды грузов речного транспорта: минеральные  стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь и зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга с притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева.

    Важное  транспортное значение имеют Беломорско-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь, канал имени Москвы (Москва – Волга) и Волго-Донской канал. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Амура.

    Основной  проблемой функционирования водного транспорта является проблема финансирования строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооружений, углубления фарватера и поддержания глубин, необходимых для использования судов «река–море», развития объектов инфраструктуры. 

    5. Территориальная  организация автомобильного  транспорта.

    Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния (около 20 км). Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

    К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость, маневренность и возможность  доставки грузов от «двери до двери» без  дополнительных затрат на перегрузку.

    Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России общая протяженность составляет 880 тыс км, но только 73% из них с тв. покрытием и 1/3 дорог с твердым покрытием не соответствует техническим нормам. Качество автодорожной сети невысокое: 11 % автодорог грунтовые, 40% сельских населенных пунктов не связаны с сетью путей сообщения общего пользования.

    По  показателям развития автомобильных  дорог Россия значительно уступает экономически развитым странам. В настоящее время не завершено формирование сети автомобильных дорог федерального значения, особенно в районах Сибири и ДВ. Автомобильная и дорожная инфраструктура в среднесрочной перспективе будет развиваться исходя из растущих потребностей в автомобильных перевозках и с учетом высоких темпов опережающей автомобилизации населения.

    При этом приоритетными будут проекты, направленные на завершение создания единой опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к крупнейшим городам и крупным транспортным узлам, а также развитие международных транспортных коридоров.

    *1 шоссейная дорога была проложена  в России между М и С-П  в 1834, но интенсивное автодорожное  строит-во началось в 60х гг ХХ в. 

    6. Трубопроводный и  воздушный транспорт.

    Трубопроводный  транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Преимуществами этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

    Развитие  сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

    По  системе магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой. продукции нефтепереработки.

    Стратегические  и экономические интересы России тесно снизаны с увеличением объемон транзита нефти стран СНГ, который будет способствовать как загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов, так и строительству новых трубопроводов. В планах развития отрасли предполагается строительство крупных газопроводов – дублеров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов.

    Перспективы развития отрасли связываются с переориентацией новых газопроводов в Азию (Китай, Корея, Япония и т.д.). К тому же, используя развитую систему газопроводов, основные доходы предполагается получать от посреднической деятельности – транспортировки по российской трубопроводной системе «чужого» (туркменского, казахского, иранского и т.д.) газа в различные точки Евразии. Уже в основном построен подводный газопровод в Турцию («Голубой поток»).

    Трубопроводы, предназначенные для транспортировки  нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов пока не получили в России большого распространении, хотя их развитие весьма эффективно.

    Крупные нефтепроводы:

  • Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск Самара Унеча Мозырь Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск Нижний Новгород Рязань Москва;
  • Нижний Новгород Ярославль Кириши;
  • Самара Лисичанск Кременчуг Херсон, Снегирёвка Одесса;
  • Сургут Тюмень Уфа Альметьевск;
  • Нижневартовск Самара;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское Анжеро-Судженск;
  • Красноярск Ангарск;
  • Сургут Омск Павлодар Чимкент Чарджоу.

    Крупнейшие  газопроводы:

  • газопровод Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
  • Ставрополь Москва;
  • Краснодарский край Ростов-на-Дону Серпухов Санкт-Петербург;
  • Средняя Азия Урал
  • Медвежье Надым Тюмень Уфа Торжок;
  • Надым Пунга Пермь;
  • Уренгой Сургут Тобольск Тюмень Челябинск.
  • крупнейшая в мире система газопроводов[8] Уренгой Помары Ужгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
  • газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

    Крупные продуктопроводы:

  • Уфа — Брест с ответвлением на Ужгород;
  • Уфа Омск Новосибирск;
  • Нижнекамск Одесса.

    Строятся  газопроводы Северный поток, Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и Джубга — Лазаревское — Сочи.

    Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор. 

    Учитывая  высокую эффективность этого  вида транспорта, сооружаются трубопроводы для транспортировки тяжелых углеводородов (этана, этилена, пропана и др.), для передачи жидкого и газообразного кислорода, аммиака, азота, водорода, кислот, соли (в растворе), а также продовольственных продуктов.

    *1 магистральный газопровод был  построен в 1946, между Саратовом  и М.

    Воздушный транспорт самый молодой, первые перевозки начались в 20е гг ХХ в. Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозки почти во все районы страны. Тем не менее, объем грузов относительно невелик из-за стоимости, поэтому перевозят либо наиболее дорогие, либо наиболее срочные по важности. Главная ф-я: перевозка пассажиров на дальние расстояния (в ср. 1800 км)

    Воздушный транспорт также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, в строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки и рыбного промысла.

    Крупные аэропорты: С-П, Екатеринбург, Новосибирск и Красноярск.

    В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам – не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Российский пассажирский авиапарк насчитывает 1600 воздушных судов, однако фактически используется только их половина. Более 75% воздушных судов гражданской авиации России эксплуатируется более 10 лет.

    В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км):

  • Москва Екатеринбург Новосибирск Иркутск Хабаровск Владивосток;
  • Москва Новосибирск Иркутск Якутск Магадан Петропавловск-Камчатский;
  • Санкт-Петербург Екатеринбург Новосибирск Иркутск Хабаровск Владивосток;
  • Санкт-Петербург Пермь Омск Новосибирск Иркутск Якутск Магадан Петропавловск-Камчатский.

Информация о работе Транспортная система РФ