Транспортная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Важной составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Файлы: 1 файл

Транспортная система РФ.docx

— 53.03 Кб (Скачать файл)

Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Важной  составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

    Специфичность  транспортной  сферы экономики  заключается в том, что сам  транспорт не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

    Транспортный  фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

    Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает.

    Таким образом, мы выяснили, что тема «Транспорт»  является очень актуальной на современном  этапе. 
 
 

1.Структура  и роль транспорта  в современной  экономике 

    Большую роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России включает транспорт  и связь, основная задача которых  – перемещение в пространстве информации, энергии, людей и других разнообразных веществ.

    Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными задачами которого являются:

  1. обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;
  2. своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
  3. повышение экономической эффективности.

    С помощью какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому  в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему). Транспортная система – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними. Она представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, морским и речным видами транспорта.

    Основные  функции транспортной системы:

  • реализация преимуществ территориального и межзонального разделения труда,
  • перевозка результатов хозяйственной деятельности и населения,
  • обеспечения функционирования межотраслевых комплексов и связей как внутри, так и между районами и странами.

    В транспортной системе выделяют транспортные средства (локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты и др.) и транспортные сети (железные дороги, автодороги, речные и морские пути и другая инфраструктура этой отрасли).

    Основными показателями, характеризующими развитие транспортной системы и ее деятельность, являются:

  • густота (плотность) ее сети;
  • протяженность дорог в расчете на 1 тыс.км2 территории;
  • объемы грузооборота;
  • объёмы пассажирооборота.

    Транспортный  узел – это пункт стыковки двух или более видов транспорта. Он характеризуется единой целью функционирования взаимодействующих в нем видов транспорта.

    На  территории России можно выделить два  типа транспортных узлов.

  1. Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
  2. Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта РФ (республика, край, область, округ).

    Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно  дополняют друг друга: грузы с  определенной территории первоначально  аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

    Транспортный  коридор – это условное обозначение воздушного, наземного или морского пути для движения транспорта по определенному маршруту. 
         Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора: первый «Север—Юг» (Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск), второй «Восток—Запад» (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск - Москва — Нижний Новгород) и девятый (Хельсинки —Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев - Любашёвка — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис).

    Стратегически важными являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор  для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья, воздушное пространство России.

    Транспорт играет огромную роль в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании  территориального разделения труда  не только между районами РФ, но и  мирового хозяйства. Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной транспортной системы. 
         Транспортной сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с ее географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участниками хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.
 

    2.Общая  характеристика транспортной  системы 

    Транспортная  система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. 
       Транспортная система России характеризуется развитой
транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения. 
      Огромные пространства и суровый
климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

    Современное состояние транспортной системы  характеризуется низким техническим  уровнем производственной базы большинства  предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице. 
      Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является
Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб. 

    3. Территориальная  организация железнодорожного  транспорта.

    Ж/д транспорт является основой транспортной системы России. Он занимает второе место в грузообороте всех видов транспорта и первое – в пассажирообороте. Протяженность железнодорожных путей составляет 7% мировых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25%, пассажирообороте – 15%. Общая протяженность ж/д путей России – 148 тыс км (2ое место после США), при этом густота железных дорог в 10 р меньше, чем в странах Западной Европы.

    Главная задача ж/д транспорта в России –  обеспечить надежную транспортную связь  северной части страны с ее восточными районами. Ее выполнение усложняется  тем, что темпы строительства  ж/д резко отстают от темпов развития нар хоз-ва. Современный этап развития ж/д транспорта связан с НТП, одно из важнейших направлений к-го – электрификация ж/д, создание высокоскоростных ж/д магистралей.

    Ж/д транспорт имеет целый ряд достоинств (относительно свободное размещение, надежность, регулярность, универсальность вне зависимости от времени года, суток, условий погоды). Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров. Ж/д транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородных сообщениях. 700 км

    Основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь (23%), строительные грузы (16,2), нефть и нефтепродукты (15), железная и марганцевая руда (8,6), черные металлы (6), лесные грузы (4,5%), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных ме, лом черных ме.

    Размещение  железнодорожного транспорта неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной  сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети – радиально-кольцевая с центром в Москве. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Кроме Норильска

    Важнейшей магистралью, связывающей Центр  с Уралом, Сибирью и Дальним  Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога (Москва – Владивосток). Построена Байкало-Амурская магистраль. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень – Сургут – Уренгой.

    Плотность железнодорожной сети в России мала (5 км па 1000 км2), поэтому весьма высока грузонапряженность железных дорог.

    *1 ж/д дорога была построена в  1837: С-П и Павловск. 1 магистраль – 1851 С-П и Москва 

    4. Территориальная  организация морского  и речного транспорта.

    Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 43 порта, производственные мощности к-ых позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии.

    Ведущие 4 бассейна: 1. Дальневосточный (Ванино, Владивосток, Находка), 2. Северный (Мурманск, Архангельск), 3. Балтийский (С-П, Калининград), 4. Черномрско-азовский (Новороссийск, Астрахань, Туапсе).

    *Каботаж  – внутр. перевозки.

    Основные  грузы, перевозимые морским транспортом: нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно и лес. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал и Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси и Певек.

    Приоритетами  в развитии этой отрасли транспортного  комплекса являются: 1) системная производственная специализация торговых портов в пределах отдельных морских бассейнов и рациональное взаимодействие с железнодорожным и автомобильным транспортом; 2) развитие морских терминалов по перевалке экспортных грузов (нефти, нефтепродуктов, химических грузов, угля) и контейнерных перевозок; 3) модернизация портов Северо-Запада и Дальнего Востока; 4) повышение конкурентоспособности судоходных национальных компаний. Эти мероприятия являются основой увеличения доли российского флота в перевозках внешнеторговых грузов и формирования новой высокодоходной отрасли в экономике России.

Информация о работе Транспортная система РФ