Теория мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет работы работы: мировая экономика
Объект работы: структура мирового хозяйствп.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что при таком богатстве природными ресурсами и огромном потенциале этих стран, у них имеется огромное количество экономических проблем, связанных в первую

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория мирового хозяйства……………………………………………. 5
1.1. Понятие и характерные черты мирового хозяйства………………………..5
1.2. Причины развития экономических связей между странами………………9
1.3. Критерии выделения подсистем и групп национальных хозяйств………23
Глава 2. Структура мирового хозяйства…………………………………..……27
2.1.Страны СНГ в мировом хозяйстве. Вступление в ВТО………………......27
2.2.Значение традиций современных международных отношений ………….30
Заключение………………………………………………………………….……38
Список литературы………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курc2.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем  мировое хозяйство, возможно, превратится  в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20—30-х гг. — это не усиление экономических связей исключительно внутри регионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны) за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей.

Понятие международной  экономической интеграции и интеграционных объединений

Регионализация является базой для международной экономической  интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Примером может быть стабильно идущее весь ХХ в. усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.

Интеграционным  объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС и НАФТА, в развивающихся странах — МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой — СНГ на территории бывшего СССР, АТЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе (см. гл. 39).

Из определения сути международной экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс  быстро развивающихся связей между  компаниями соседних стран можно  стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.

Для СНГ отсюда можно  сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических  отношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией -~ 2,6 : 1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше — 2,6 : 1,0).

Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической  интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.

Понятие либерализация  хозяйственной жизни

Государственное регулирование  экономики на протяжении большей  части ХХ в. усиливалось. Однако в  последние полтора— два десятилетия  наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Внешнеэкономическая либерализация  в различных регионах мира

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике в 50—60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешнеторгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своего таможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял 17% в 1913 г., 32% — в 1931 г. и 16% — в конце 40-х гг., а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии — 5,9%, ЕС — 6,6% (если же считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе развитых стран он оценивался в 3,9% ).

В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологий здесь если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.

Ощутимые ограничения  сохраняются лишь при осуществлении  такой формы международных экономических  отношений, как международная миграция рабочей силы. так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

В развивающихся странах  и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), особенно после краха модели импортозамещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей здесь уровень тарифных ставок остается выше, чем в развитых странах (в ряде случаев составляет 20—30%). Так, в России средневзвешенный уровень тарифных ставок на импортные товары колеблется в последние годы в пределах 13—14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и планируется его снизить к концу столетия до 15%.

Больше ограничений  в этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах — членах МВФ, и это были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Тем не менее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX — начале ХХ вв.

Сочетание либерализации  и протекционизма во внешнеэкономической  политике

Говоря о тенденции  к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в лице нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя забывать и о том, что во всех странах, даже развитых, для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация.

 

1.3. Критерии  выделения подсистем и групп  национальных хозяйств 

Мировое хозяйство, являясь  целостной системой, состоит из различных  частей, подсистем, групп хозяйств, которые имеют определенную общность и отличия. В своем развитии подсистемы, группы национальных хозяйств преследуют не только общие цели глобальной системы, но и решают свои присущие им задачи. В этом отношении на них воздействуют закономерности двоякого рода — внутренние и внешние.

Для выделения подсистем, групп хозяйств мирового хозяйства применяют целый ряд критериев:

-характер социальной  структуры хозяйства;

-уровень экономического  развития;

-тип экономического  роста.

1. Одним из важнейших  критериев выделения экономических  подсистем выступает социальная структура хозяйства, основывающаяся на формах реализации собственности. Формы реализации собственности выступают важным фактором развития мирового сообщества, оказывая определяющее влияние на формирование общественных отношений. Различные формы собственности отражают отношения индивидов к средствам труда, определяют отношения собственников средств производства к наемной рабочей силе и друг к другу (производственные отношения).

В настоящее время  в мировом хозяйстве преобладающее  место занимают капиталистические формы собственности на средства производства. Получение прибыли является основной целью производства, что создает возможности для ее расширения. Отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами, носят конкурентный характер, или характер экономической борьбы за наиболее выгодные условия использования капитала и рабочей силы.

2. Распространенным критерием  определения подсистемы выступает уровень экономического развития, который в общем характеризуется объемом ВИД на душу населения. Уровень развития также включает степень индустриализации хозяйства (перевод производства на машинную основу) и структуру производства, которые являются важными условиями роста национального дохода. Современный этап индустриализации характеризуется широким использованием информационной техники и технологии, дающими большую экономию овеществленного труда, так же как и предыдущие технические сдвиги.

Структура промышленного  производства состоит из средств  производства и предметов потребления. В индустриальных странах важное место занимает производство потребительских товаров длительного пользования, а уровень производства предметов потребления превосходит выпуск средств производства.

По мере повышения  уровня экономического развития сокращается расход сырья и энергии и вместо натурального сырья во все большей степени используются материалы промышленного, в основном химического, происхождения.

3. Немаловажным критерием  определения подсистем мирового  хозяйства выступает тип экономического развития (интенсивный и экстенсивный), выражающий не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги:

-при экстенсивном  типе развития экономический  рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства;

-интенсивный тип экономического  роста базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда6.

4. Весьма важным признаком  выделения подсистем выступает величина их экономического потенциала, зависящая не только от уровня развития, но и масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, нацеленности природными ресурсами. Поэтому такие страны, как Китай, Индия, не без основания выделяются рядом исследователей в отдельные подсистемы.

На основании прежде всего первого критерия (социально-экономического) в мировом хозяйстве выделяются две основные группы национальных экономик: развитые (капиталистические) страны и развивающиеся (периферийные) страны, включая страны Восточной Европы.

Таким образом, развитые страны имеют высокий уровень капиталистических отношений. У развивающихся стран более низкий уровень капиталистических отношений, многим из них в той или иной степени присущи докапиталистические формы хозяйствования. Фактически из этих двух групп стран единой подсистемой являются развитые страны.

Международные организации  не имеют единых подходов к выделению подсистем мирового хозяйства. ООН выделяет три группы стран (индустриальные, развивающиеся и страны с переходной экономикой). При этом статистика ООН включает в развивающиеся страны Южную Корею, Сингапур, Тайвань, которые достигли высокого уровня развития и имеют сходную с западными странами социально-экономическую структуру экономики.

Исследователи Мирового банка основным критерием выделения  групп стран считает уровень  ВНД на душу населения. В учебнике состав подсистем в основном соответствует  классификации МВФ.

Информация о работе Теория мирового хозяйства