Субъекты хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение понятия, сущности хозяйственного права и его место в правовой системе Республики Беларусь.
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, в сфере хозяйственных отношений.
Предметом является законодательство, судебная практика, научная литература в области хозяйственного права.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность хозяйственного права;
исследовать предмет хозяйственного;
изучить основных субъектов хозяйственного права;

Содержание работы

Введение 3
1 Предмет и понятие хозяйственного права 5
1.1 Место хозяйственного права в правовой системе Республики Беларусь 5
1.2 Предмет и принципы хозяйственного права 12
2 Субъекты хозяйственного права 17
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Тема ХП_Понятие и значение хозяйственного права и хозяйственной деятельности.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Долевая собственность на унитарное  предприятие не допускается.

В случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также перехода права  собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам: унитарное предприятие может быть реорганизовано путем разделения (выделения) либо преобразования в хозяйственное товарищество или общество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон; имущество унитарного предприятия переходит в собственность одного юридического или физического лица (совместную собственность супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) с выплатой другим лицам компенсации соответственно их доле в общей собственности, определенной по правилам, установленным для имущества, в отношении которого долевая собственность допускается; унитарное предприятие подлежит ликвидации в порядке, установленном законодательством, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица противоречат законодательству либо невозможны по иным причинам.

Фирменное наименование унитарного предприятия  должно содержать указание на собственника имущества. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается по решению собственника его имущества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных законодательством  об унитарных предприятиях, по решению  Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности  Республики Беларусь, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Республики Беларусь. Фирменное наименование предприятия, основанного на оперативном управлении, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество". Правовое положение потребительской кооперации и потребительских кооперативов (обществ, союзов), а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и законодательством о потребительской кооперации.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном  законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для  удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников гражданских отношений определяются законодательством.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения  устава в нем не предусмотрена  либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Решение о ликвидации фонда может  принять только суд по заявлению  заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества невозможна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. Особенности  правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.

Коммерческие организации в  целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между  собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской  деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное  общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций  является некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) является юридическим  лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют  свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет ее деятельности и деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз". Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом), о порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью.

Приведенное определение включает в себя несколько понятий.

Хозяйственная деятельность - представляет собой производство (изготовление) и реализацию продукции (товаров, работ  и услуг).

Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это воздействие со стороны государства (в лице его органов) на экономические отношения посредством принятия административных, бюджетно-финансовых, организационно-правовых и иных предусмотренных законодательством мер, направленное на повышение эффективности экономики и реализацию внутренних и внешних функций государства.

Государственное управление хозяйственной  деятельностью - это реализация государством функции управления хозяйствующими субъектами, чьё имущество находится  в государственной (коммунальной) собственности, и субъектами, в уставных фондах которых государство (его административно-территориальные единицы) имеют доли, паи или акции.

Таким образом, предмет правового  регулирования хозяйственного права  образуют три обособленные группы общественных отношений.

Первую группу составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления  хозяйственной деятельности. Субъектами данных отношений являются юридические  лица и индивидуальные предприниматели. Для изготовления продукции любому субъекту хозяйствования необходимо приобретать сырьё, материалы, энергоносители, и с этой целью субъект хозяйствования вступает в договорные отношения с другими субъектами хозяйствования. Данные отношения строятся на основании принципа равенства сторон и в связи с этим именуются "горизонтальными отношениями". Отношения данной группы, как правило, строятся на основании хозяйственных договоров: поставки, контрактации, энергоснабжения, подряда и др. В этой связи следует отметить, что не являются хозяйственными гражданско-правовые договоры, направленные на удовлетворение личных, семейных и домашних нужд гражданина: договор розничной купли-продажи, проката, бытового подряда и другие. Договор, направленный на удовлетворение потребительских нужд, является завершающим этапом хозяйственной деятельности. Производство любой продукции в конечном итоге направлено на реализацию какого-либо товара, работы или услуги потребителю - физическому лицу. Однако одной из сторон "потребительского договора" является именно физическое лицо, которое, во-первых, само не является хозяйствующим субъектом, а во-вторых, наделено законодательством большим объёмом прав и правовых гарантий, чем субъект хозяйствования, реализующий ему тот или иной товар, работу или услугу. В связи с этим, на наш взгляд, отношения, складывающиеся по поводу приобретения потребителем товара, работы или услуги, не следует относить к предмету правового регулирования хозяйственного права.

Вторую группу отношений, регулируемых хозяйственным правом, составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственного регулирования хозяйственной деятельностью. Эти отношения складываются между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), с одной стороны, и государственными органами, в чью компетенцию входят функции регулирования экономики - с другой. Данные отношения строятся на основании принципа неравенства сторон (действующего также в административном праве) и в связи с этим именуются "вертикальными отношениями".

Хозяйственное право базируется на закрепленных в законодательстве единых основополагающих началах правового регулирования - принципах, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Значение принципов состоит в том, что осуществление, регулирование и контроль хозяйственной деятельности должны соответствовать принципам хозяйственно-правового регулирования; при отсутствии конкретных нормативных предписаний, регулирующих данные и сходные общественные отношения, следует применять принципы хозяйственно-правового регулирования. Например, в предписаниях о ликвидации коммерческих организаций прямо не предусмотрено право уполномоченного органа юридического лица отозвать такое решение после внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с принципом свободы предпринимательской деятельности следует признать возможность отзыва решения на любой стадии ликвидационной процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2013.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: − Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2013.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: − Закон Республики Беларусь, 11 января  1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2013
  4. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: − Закон Республики Беларусь, 22 июня  1001 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2013
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2001 N 1430 "О Порядке ведения государственного реестра концессионных договоров".// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2013
  6. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 16 декабря 1999 г. N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров" (ред. от 26.09.2008) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2013
  7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. - М., "Статут", 2003. С. 363
  8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. - М., 1997. С. 18.
  9. Гражданское право (общие положения). Альбом схем. Ч.1: Учебно-методическое пособие / М.Н. Кулак, С.Б. Матвийчук, Т.Н. Пунько, О.В. Шелков. -  Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.- 37с.
  10. Гражданское право Республики Беларусь (особенная часть). Учеб. пособие. — Мн.: "Веды", 2004 г. – 478 c.
  11. Гражданское право России. Курс лекций. Под редакцией Садикова О. Н. М., 2006 г. – 492 c.
  12. Гражданское право, (под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П. 1996
  13. Гражданское право. В 2 ч. Ч.2: Учебник. /Под общ.ред. проф. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2002.-1008с.
  14. Гражданское право. В 3 т. Т.2 учебник / Т.В. Авдеева [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира.- Минск: 2013. – 960 с.
  15. Гражданское право. Общая часть. Под редакцией Витушко В. А. Мн., 2007.г – 469 c.
  16. Гражданское право. Особенная часть: Учебное пособие/ 
    Д.А. Колбасин. – Мн.: «Амалфея», 2006. – 504 c.
  17. Гражданское право. Учебник. Часть III./ Под редакцией А.П.Сергеева, Ю. К. Толстого– М: « ПРОСПЕКТ», 2008 г.  – 478 c.
  18. Гражданское право. Часть первая. / Отв. редакторы – Мозолин В.П., Масляев А.И. – М.: Юристъ, 2005. – 719 с.
  19. Дойников И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие.  −  М., 2008. – 324 с.
  20. Ершова И.В. Предпринимательское право  Учеб. −  М.:  Юриспруденция, 2002. – 389 с.
  21. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов по спец.»Юриспруденция». −  3 − е изд., изм. и доп. −  М. :  Норма, 2000. – 424 с.
  22. Зезетко В.И. Правовое регулирование предпринимательства в Республике Беларусь. Мн. 2007. – 367 с.
  23. Иванова Г.А. Хозяйственное право: Конспект лекций. −  СПб.:  Изд − во Михайлова В.А., 2000. – 424 с.
  24. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.– 254 с.
  25. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под редакцией профессора Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина. М.: Юрайт-Издат: Право и Закон, 2002. С. 807.
  26. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М., 1992. - С. 79 - 80
  27. Мартемьянов     B.C.      Хозяйственное      право:      Учебник.      В     2 − х     томах.      Т.      I. М, 2004 г. – 409 с.
  28. Налетов К.И. Еще раз о правовой природе концессионного соглашения в сфере недропользования // Законодательство и экономика, 2005, N 10.
  29. Реуцкая Е..А. Хозяйственное право:  Курс лекций (для спец.»Гос.управление и экономика) /  Е.А.Реуцкая; Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Центр информ. технологий. −  Мн., 2005. – 324 с.
  30. Шарифуллина А. Стабильность условий договора - основа стимулирования инвестиций в России // Законодательство и экономика, N 4, 2000.

Информация о работе Субъекты хозяйственного права