Субъекты хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение понятия, сущности хозяйственного права и его место в правовой системе Республики Беларусь.
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, в сфере хозяйственных отношений.
Предметом является законодательство, судебная практика, научная литература в области хозяйственного права.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность хозяйственного права;
исследовать предмет хозяйственного;
изучить основных субъектов хозяйственного права;

Содержание работы

Введение 3
1 Предмет и понятие хозяйственного права 5
1.1 Место хозяйственного права в правовой системе Республики Беларусь 5
1.2 Предмет и принципы хозяйственного права 12
2 Субъекты хозяйственного права 17
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Тема ХП_Понятие и значение хозяйственного права и хозяйственной деятельности.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Соответствующая деятельность государства  регулируется не частным хозяйственным  правом, а хозяйственно-административным правом [17, с. 84].

Истоки отечественной науки  хозяйственного права берут начало на рубеже XVIII - XIX вв. В этот период в Российской империи высказывается идея (К.Д.Ушинский) о выделении из гражданского права в качестве самостоятельной правовой отрасли торгового права. В 1876 году в Московском университете по инициативе Н.О.Нересова основана кафедра торгового права, в 1896 году опубликован учебник "Торговое право". На кафедре велись исследования сочетания частноправовых и публично-правовых начал в сфере регулирования торговых и производственных отношений (И.И.Янжул). В дореволюционной России торговое право рассматривалось либо как специальная часть гражданского права, которое стремится к обособлению в научном и законодательном отношении (Шершеневич, Г.Ф. Курс торгового права. - М., 1908), либо в качестве самостоятельной отрасли права (Цитович, П.П. Учение о предпринимательской прибыли. - Киев, 1889; Цитович, П.П. Очерки по теории торгового права. - СПб., 1902; Каминка, А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование. - СПб., 1902; Каминка, А.И. Предпринимательские союзы (очерки картельного права). - СПб, 1909; Каминка, А.И. Основы предпринимательского права. - Петроград, 1917). Источниками торгового права выступали Устав торговый, Устав промышленности, Устав кредитный, Устав судопроизводства торгового и другие акты.

В условиях советской власти частная  предпринимательская деятельность была запрещена. Субъектами хозяйствования в соответствии с плановыми заданиями выступали в основном государственные предприятия. Возникла необходимость формирования законодательства, соответствующего принципиально новым социально-экономическим условиям. В.И.Ленин в записке Д.Курскому 20 февраля 1922 г. сформулировал следующее требование: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а наше революционное правосознание". Это положение обосновывалось разработанной в 20-е годы XX в. во время НЭПа П.И.Стучкой концепцией двухсекторного права. В соответствии с ней имущественные отношения регулировались как гражданским, так и хозяйственно-административным правом; причем гражданское рассматривалось как право капиталистического хозяйства, а хозяйственное - как право социалистической экономики, характеризующейся плановостью и подчиненностью. Разработанный правительством народно-хозяйственный план, на первый взгляд, представляется более эффективным регулятором, нежели стихийный рынок, где конкурируют миллионы предпринимателей с риском для своего существования. Гражданское и хозяйственно-административное право находились в непримиримой борьбе, которая должна закончиться ликвидацией гражданского права. Хозяйственное право должно развиваться и укрепляться вместе с социализмом.

Основная ошибка теории двухсекторного права заключалась в противопоставлении двух отраслей единой, существующей в  любом современном обществе системы права. Неоправданно умалялась роль гражданского права в регулировании личных и имущественных отношений с участием граждан.

В начале 30-х годов XX в., в условиях безраздельного господства социалистической экономики, теории двухсекторного права была противопоставлена и стала господствующей теория единого хозяйственного права, исходившая из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. Ее авторы (Л.Я.Гинзбург, Е.Б.Пашуканис) назвали концепцию П.Стучки "левацким загибом". Они указывали на проблему собственности граждан на жилой дом, иное личное имущество, проблему наследования. Предлагалось принять Хозяйственный кодекс и Закон о планировании, в которых урегулировать все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями. Обосновывался подход о недопустимости деления единого хозяйственного права на две части - хозяйственно-административное и гражданское. Отраслью советского права должно быть только хозяйственное право, и в его предмет подлежат включению горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Вследствие принятия теории единого хозяйственного права в 1931 - 1937 годах гражданское право и административное право были исключены из учебных программ вузов и заменены курсом единого хозяйственного права.

В 1938 году в результате дискуссии  о системе права отказались от идеи единого хозяйственного права  и вернулись к гражданскому и  административному праву в традиционном понимании. Теория единого хозяйственного права по инициативе А.Я.Вышинского была признана вредительской, а ее авторы репрессированы. Против них выдвигалось обвинение в попытке ликвидации гражданского права. Реальная причина гонений состояла в непринятии уже сложившейся советской бюрократией попыток введения правовых начал в сфере хозяйствования. Теоретические просчеты в оценке хозяйственного права неизбежно сказываются на хозяйственной практике. Гражданско-административная модель позволяет лишь фрагментарно, бессистемно регламентировать исключительно сложную, разнообразную, масштабную по содержанию хозяйственную деятельность. Во взглядах Е.Б.Пашуканиса проницательно и глубоко раскрыты ключевые аспекты взаимосвязей права и экономики. Он отмечал, что развитие права как системы было вызвано не потребностями господства, а потребностью торгового оборота, а само право он рассматривал как общение автономных субъектов, связанных между собой отношениями эквивалентного обмена .

В 1956 - 1958 годах в ходе очередной дискуссии по вопросам системы права на страницах журнала "Советское государство и право" была вновь выдвинута идея хозяйственного права как самостоятельной отрасли права (такой учебный предмет не прекращал существования в зарубежных странах и, более того, стало складываться европейское хозяйственное право). Сторонники концепции социалистического хозяйственного права (Лаптев В.В., Мартемьянов В.С., Мамутов В.К.) исходили из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности между государственными предприятиями (по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (по вертикали). Эта концепция сочетала элементы публичного и частного права в целях обеспечения самостоятельности субъектов хозяйствования в рамках выполнения плановых заданий. На базе данной концепции в начале 60-х годов XX в. был разработан проект Хозяйственного кодекса СССР, направленный на укрепление законности в хозяйственном управлении. Этим корректировалась бы ситуация, когда народное хозяйство с сотнями тысяч предприятий функционировало без специального законодательства. Однако аргументы о необходимости закрепления общих начал хозяйственно-правового регулирования не были восприняты практикой.

С 60-х годов XX в. были обоснованы другие концепции хозяйственного права, а  именно:

- хозяйственно-административного  права как подотрасли административного  права (Братусь С.Н., Халфина Р.О.  и др.);

- хозяйственного права как вторичной  по отношению к гражданскому и административному структуре в форме комплексной отрасли права (Алексеев С.С., Толстой Ю.К.);

- предпринимательского права как  подотрасли гражданского права  (Пугинский Б.И., Иоффе О.С.), регулирующей  отношения в сфере коммерческой, или торговой, деятельности (цивилистическая концепция);

- хозяйственного права как нормативного  массива (Красавчиков О.А.), включающего  нормы разных отраслей права,  функционально взаимосвязанных  между собой;

- хозяйственное (предпринимательское)  право - это самостоятельная отрасль, которая не имеет ничего общего с другими отраслями права (Лаптев В.В., Мамутов В.К., Мартемьянов В.С. и др.);

- хозяйственное право - это экономическое  право, поскольку оно включает  в себя все правовые нормы,  регулирующие процесс создания  материальных и нематериальных благ (Олейник О.М., Толстошеев В.В. и др.).

Этапное значение для хозяйственного права сыграло принятие в 1975 году постановления ЦК КПСС и Совета Министров  СССР "О мерах по дальнейшему  совершенствованию хозяйственного законодательства".

Экономические реформы 90-х годов XX в. сопровождались легитимацией предпринимательства, появлением различных организационно-правовых форм предприятий, признанием частной  собственности, принципа свободы договора и потребовали существенного  изменения правового регулирования хозяйственной деятельности, пересмотра концепции хозяйственного права. Лаптев В.В. рассматривает хозяйственное право как право предпринимательской деятельности. Недостатком "предпринимательской" и "цивилистической" концепций является упущение фактора масштабного публичного вмешательства в сферу бизнеса и забвение публичного хозяйства, которое не имеет в качестве главной цели извлечение и распределение прибыли. Публичное хозяйство не может быть охвачено частным правом. Предметом хозяйственного права выступает хозяйственная деятельность в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Хозяйственная деятельность характеризуется такими признаками, как системность, постоянство, она направлена на удовлетворение чужих нужд, осуществляется на профессиональной основе.

В 1994 году был издан под редакцией  В.С.Мартемьянова курс лекций "Хозяйственное  право" в двух томах. Во введении отмечается, что курс исходит из объективного единства хозяйственных отношений, определяемого едиными правилами ведения предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования в защиту интересов государства и общества. Неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве делает необходимым единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается ли это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения.

1.2 Предмет и принципы хозяйственного права

 

Хозяйство как предмет правового  воздействия - чрезвычайно масштабное явление, поэтому мы оставляем попытку  дать краткое определение его  понятия и попытаемся с необходимой  мерой осторожности обозначить существенные бесспорные черты хозяйственного права:

- хозяйственное право охватывает  нормы, издаваемые для формирования  экономического порядка, для регулирования  хозяйственного процесса или  прямого управления им;

- основным субъектом хозяйственного  права является предприниматель; хозяйственное право регулирует главным образом отношение предпринимателей друг к другу и государству, поэтому для хозяйственного права характерно сочетание механизмов частного и публичного права;

- хозяйственному праву присуща внутренняя экономико-политическая направленность, оно должно выполнять функцию экономической свободы, его предписания содержат многочисленные социально-политические цели, согласуют индивидуальные, групповые и общие цели. Благодаря праву экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой [16, с. 92].

Таким образом, при определении  понятия хозяйственного права следует  опираться на вид главных субъектов  права (предпринимателей, коммерсантов), которые преследуют определенные цели, профессионально участвуя в хозяйственном обороте.

В хозяйственном праве можно  выделить пять групп правовых норм, а именно нормы:

- регулирующие организационно-хозяйственные  отношения (процессы создания, реорганизации,  ликвидации субъектов хозяйствования, заключения сложных хозяйственных договоров);

- регулирующие производственно-хозяйственную  деятельность на макроуровне  и образующие правовые основы  единого рынка;

- регулирующие отношения между  органами власти и предпринимателями  с целью формирования экономического  публичного порядка;

- о рассмотрении хозяйственных  споров. Положительными моментами,  внедренными в последние годы, являются медиация, постоянные третейские  суды, приказное производство в  хозяйственных судах. Сомнительным  с точки зрения конституционности  представляется обязательное досудебное урегулирование хозяйственных споров. В то же время в ст. 60 Конституции Республики Беларусь закреплено следующее: "Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки";

- регулирующие международные хозяйственные  отношения.

Особое место занимают внутрихозяйственные  отношения на микроуровне, складывающиеся между структурными подразделениями отдельных субъектов хозяйствования, которые регулируются их локальными актами.

Нормы хозяйственного права отличаются космополитизмом, поэтому не может  быть полностью национального хозяйственного права Республики Беларусь.

Законодательные предписания сами по себе имеют субъективный характер. Степень их объективности зависит  от того, насколько законодатель близок к адекватному представлению  экономической, социальной и организационной  сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов, которые в повседневной жизни предстают как хозяйство. Хозяйство представляет собой определенный вид отношений людей, сферу решений и действий, которые направлены на планомерное удовлетворение потребностей в необходимых материальных благах, работах, услугах, и обеспечивает оптимальное достижение этих целей.

Современная наука рассматривает  две альтернативные системы хозяйства. Различия в них обусловливаются  тем, каким образом, исходя из каких  представлений государство намерено решить проблемы по координации поведения участников экономических отношений.

А. Рыночное хозяйство. Здесь место  центрального органа планирования занимают миллионы экономических субъектов, самостоятельно составляющих индивидуальные планы хозяйствования. Их решения ориентируются на установленные в беспрепятственной конкуренции цены, чему способствует налогообложение. Этот спонтанный порядок ориентирован на приумножение, а не на перераспределение, в связи с чем создается бесконечное множество различных товаров. Обмен товаров и услуг осуществляется на принципе господства частной автономии гражданского договорного права, вытекающего из признания частной собственности. Анархия рано или поздно приводит к естественному равновесию. Государство ограничивается установлением правовых рамочных условий хозяйственного процесса, гарантирует правовую свободу и правовую защиту при нарушении субъективных прав через суды. Эта система характеризуется также как основанная на разделении государства и экономики. Государство должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью (Л.Эрхард, А.Мюллер-Армак, В.Ойкен, В.Репке.)

Информация о работе Субъекты хозяйственного права