Сертификация товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является продемонстрировать правовой механизм осуществления сертификации в соответствии с законодательством РФ.
Для достижения указанной цели данной курсовой работы полагаю необходимым решить следующие задачи:
В первую очередь раскрыть суть такого понятия как «Сертификация», далее, выделить виды сертификации по современному законодательству РФ. Затем задача сводится к определению нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок сертификации. После чего на основании подготовленной базы, я намерен перейти к исследованию непосредственно работы механизма правового регулирования в части осуществления сертификации.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Соблюдение законности при реализации товаров, работ и  услуг.

2.1. Понятие государственного контроля за качеством товаров, работ и услуг

 

Государственный контроль и  надзор за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в первую очередь осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области  защиты прав потребителей, а также  его территориальными органами. Ранее  эти функции выполнялись государственным  комитетом по антимонопольной политике (ГКАП), впоследствии - Министерством  РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства (МАП  РФ)4.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 МАП РФ был упразднен и в настоящий момент полномочия по контролю и надзору в данной сфере закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба).

Компетенция этого органа в сфере защиты прав потребителей устанавливается ст. 40-42 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

Указанным постановлением установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В свою очередь под государственным  контролем и надзором следует  понимать тследующее.

В первую очередь это проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями  или уполномоченными индивидуальными  предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей, а также  обязательных требований к товарам (работам, услугам);

Помимо того, что Федеральная  служба наделена полномочиями в области  законодательного регулирования "института  защиты прав потребителей", она также  непосредственно принимает участие  в защите прав потребителей. Такое  непосредственное участие выражается в частности в выдаче в пределах полномочий конкретных предписаний  изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам), нарушившим права потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственный  надзор в области обеспечения  качества товаров, работ и услуг

 

Государственный надзор в  области обеспечения качества товаров, работ и услуг как мы выяснили выше имеет достаточно широкое значение, утверждая о том, что на законодательном уровне для реализации функций надзора в данной области необходимо достаточно большой перечень полномочий.

В свою очередь в Постановлении  Правительства РФ от 05.04.2012 N 283 (ред. от 19.06.2012) "О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации" законодатель чётко даёт понять, что сведения об организации и проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного надзора за соответствием товаров требованиям безопасности включают в себя следующие элементы.

а) организация, проведение и результаты проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными  организациями или уполномоченными  индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных  международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области  защиты прав потребителей (далее - обязательные требования);

б) организация, проведение и результаты проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в  заблуждение, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

в) анализ и оценка применения мер пресечения нарушений обязательных требований, прекращения нарушений  прав потребителей, устранения выявленных нарушений обязательных требований, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

г) анализ и прогнозирование  состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными  организациями или уполномоченными  индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

д) анализ результатов статистического наблюдения в области защиты прав потребителей, случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанных с приобретением и использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки, и опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

е) оценка работы по формированию и ведению открытых и общедоступных  государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг);

ж) анализ и оценка эффективности  федерального государственного надзора  в области защиты прав потребителей;

з) анализ и оценка деятельности общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей, а также организации и эффективности взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с общественными объединениями потребителей;

и) анализ судебной практики в области защиты прав потребителей;

к) анализ деятельности по рассмотрению обращений и заявлений потребителей;

л) выводы и предложения  по результатам деятельности органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и общественных объединений потребителей в области  защиты прав потребителей5.

Таким образом на основании именно указанных сведений можно говорить об обеспечении качества товаров, услуг и работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Административно-принудительные  меры в области государственного  регулирования качества товаров  (работ, услуг)

 

Помимо того, что Федеральная  служба наделена полномочиями в области  законодательного регулирования "института  защиты прав потребителей", она также  непосредственно принимает участие  в защите прав потребителей. Такое  непосредственное участие выражается в частности в выдаче в пределах полномочий конкретных предписаний  изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам), нарушившим права потребителя.

Согласно Положению о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденном приказом МАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42, выдаваемые предписания являются обязательными для исполнения.

Предписание оформляется  в течение трех дней после дня  окончания разбирательства и  одновременно с мотивированным решением вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам), в отношении  которого было возбуждено дело.

Предписание должно содержать:

- место и время его  вынесения;

- наименование органа, выдавшего  предписание;

- указание на статью  закона и (или) иного правового  акта РФ, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей, которые были нарушены, и в  чем конкретно выражено нарушение;

- указание конкретных  действий, которые изготовитель (исполнитель,  продавец, уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) должен совершить для устранения нарушений законодательства о защите прав потребителей;

- указание срока устранения  нарушения;

- указание даты представления  информации об исполнении предписания.

В предписании указываются  последствия, которые могут возникнуть в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания, а также порядок обжалования  предписания продавцом (изготовителем, исполнителем).

Предписание выдается на основании  акта проверки.

Согласно Положению предписания выдаются территориальными органами при выявлении в ходе проведения проверок следующих нарушений:

- продажи товаров с  истекшим сроком годности;

- продажи товаров (выполнения  работ), на которые должны быть  установлены сроки годности или  сроки службы, но не установлены;

- продажи товаров (выполнения  работ, оказания услуг) при  отсутствии достоверной и достаточной  информации о товаре (работе, услуге);

- непредставления необходимой  и достоверной информации об  исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы6.

При выявлении указанных  нарушений выдаются предписания  о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам) в соответствии с  формами, утвержденными указанным  выше.

Предписание о прекращении  продажи товаров с истекшим сроком годности выдается в случае установления проверкой факта продажи такого товара, а также наличия такого товара в месте непосредственной реализации товаров потребителям (в торговом зале, на витрине, в торговом отделе, в киоске, лотке и др.). В этом случае предписание выдается продавцу товара.

Предписание о прекращении  продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены  сроки годности или сроки службы, но не установлены, выдается продавцу (исполнителю) в случае установления проверкой факта продажи товаров (выполнения работ), а также наличия  в месте непосредственной реализации товаров потребителям (в торговом зале, на витрине, в торговом отделе, в киоске, лотке и др.) товаров, включенных в перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Предписание о приостановлении  продажи товаров (выполнения работы, оказания услуг) при отсутствии достоверной  и достаточной информации о товаре (работе, услуге) выдается в случае установления проверкой фактов непредставления  достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге) в объеме и способами, предусмотренными ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) приостанавливается до получения продавцом (изготовителем, исполнителем) разрешения на дальнейшую продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Статья 19.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) определяет, что невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. В свою очередь продавец (изготовитель, исполнитель) вправе обжаловать предписания в арбитражный суд с просьбой о признании их недействительными полностью или частично.

Федеральная служба вправе направить материалы о нарушении  прав потребителей в лицензирующий  орган для решения вопроса  о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании. Данная норма не нашла своего закрепления в Федеральном законе РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с данным законом контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, проводится лицензирующими органами (ст. 12 Закона N 128-ФЗ).

Таким образом, в указанном законе не содержится указания на полномочия других государственных надзорных и контрольных органов и органов государственной власти в сфере лицензирования. Отметим, что в Федеральном законе от 25.09.1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действовавшем до вступления в силу указанного выше закона, перечисленные органы в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны были сообщать лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах, а также осуществлять иные формы взаимодействия с лицензирующими органами (ст. 12 Закона N 158-ФЗ).

Федеральная служба также  вправе направить в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для  решения вопросов о возбуждении  уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных  законами и иными нормативными правовыми  актами прав потребителей. В целях  усиления взаимодействия между МАП  РФ и Генеральной прокуратурой РФ было принято Указание от 24.12.1996 г. N 7/3-1-1433-96, ЛБ/5547 "Об усилении взаимодействия органов прокуратуры и ГКАП России в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства и защиты прав потребителей".

Информация о работе Сертификация товаров и услуг