Реорганизация юридических лиц в форме слияния и присоединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, я обозначаю в качестве темы моей курсовой работы не просто реорганизацию юридического лица на примере слияния и присоединения, а на примере только акционерного общества. Это сделано в целях сужения моей темы, и так довольно-таки обширной, а также для большей заинтересованности читателя.
Хочу также обратить внимание на то, что в процессе исследования я буду использовать не только материалы и сведения из современного законодательства и практики, но уделю внимание истории и зарубежному законодательству.

Содержание работы

2. Введение. 3
3. Основные понятия. 4
3.1. Акционерное общество. 5
3.2. Виды акционерных обществ. 7
3.3. Понятие реорганизации, общая характеристика ее видов. 8
4. Слияние и присоединение. 12
4.1. Мотивы проведения реорганизации. 12
4.2. Виды слияний и присоединений, защита от недружественных слияний. 14
4.3. Принятие решения о реорганизации. 15
4.4. Договор о слиянии (присоединении). 16
4.5. Эти действия необходимо провести при реорганизации: 17
5. Контроль государства за реорганизацией. 21
5.1. Антимонопольное регулирование. 21
5.2. Государственная регистрация при реорганизации. 22
6. Заключение. 24
7. Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая по ГП.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

4.5. Эти действия необходимо провести при реорганизации:

 
  1. После принятия решения необходимо уведомить кредиторов.
  2. Затем уведомить налоговые органы.
  3. Для правильного ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности организации должны руководствоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организацией, предоставленными Минфином.
  4. Как я уже упомянула выше, необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств.
  5. Провести оценку передаваемого правопреемнику имущества (основных средств и нематериальных активов).
  6. А также составить передаточный акт21, по которому права и обязательства передаются к вновь создаваемым организациям.

 

4.6. Правопреемство.

 

    В юридической литературе в зависимости  от объема прав и обязанностей, переходящих  к правопреемнику, выделяются следующие случаи перехода прав и обязанностей:

  1. в полном объеме только к одному правопреемнику (слияние, присоединение, преобразование);
  2. в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (разделение);
  3. частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (выделение).22

    При оформлении правопреемства встает ряд  вопросов. А именно, относительно оформления правопреемства: будут ли применяться  правила ГК РФ, касающиеся формы  перехода прав, в случае правопреемства при реорганизации? По общему правилу уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме (ч. 1, ст. 389 ГК РФ); аналогично уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 389 ГК РФ). Однако, переход прав на основании закона, в т.ч. и правопреемство при реорганизации, не подпадает под определение «уступка требования». Что касается формы перевода долга, то здесь применяются соответствующие правила о форме уступки требования (ч. 2 ст. 391 ГК РФ). Достаточно сложно сделать однозначный вывод и применимости данных норм ГК РФ при реорганизации.

    Существуют  две позиции в отношении судьбы первоначального обязательства  при правопреемстве, они сводятся к следующему:

  • обязательство сохраняется в неизменном виде;
  • обязательство прекращается, а вместо него возникает новое.

    По  первой позиции изменения, даже если они происходят на основании закона, должны быть совершены в той же форме, что и основная сделка, поскольку законом не предусмотрено иное; если же придерживаться второй позиции и исходить из того, что правопреемство подразумевает прекращение старого обязательства и возникновение нового, то данное новое обязательство должно быть совершено в требуемой законом форме.

    Поскольку при реорганизации переходит  целый комплекс прав и обязанностей, то в этом случае не должна применяться  процедура передачи прав и обязанностей по отдельным договорам – реорганизация характеризуется именно универсальным правопреемством, т.к. не требуется переводить каждую конкретную статью актива и пассива.

    Правопреемство  происходит не только в случае появления  нового субъекта права. При присоединении оно также происходит, когда осуществляется передача прав и обязанностей присоединяющихся обществ к присоединяющему.

    Переход прав и обязанностей в рамках правопреемства при реорганизации может быть оформлен иным способом, нежели при общем порядке. Например, возможен уведомительный характер.

 

    

5. Контроль государства за реорганизацией.

5.1. Антимонопольное регулирование.

 

    ГК  РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация  юридического лица в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов или по решению суда (ч.3 ст. 57). В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).23

    В целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческих организаций доминирующим положением или ограничения конкуренции антимонопольные органы осуществляют контроль, в том числе за слиянием и присоединением коммерческих организаций.

    Этот  контроль осуществляется в виде обязательного  получении предварительного согласия  антимонопольного органа на проведение реорганизации либо в форме последующего уведомления о ее проведении.

    Предварительно  согласие требуется:

  • при слиянии и присоединении коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на товарных рынках24, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 3 млн. МРОТ25;
  • при слиянии и присоединении коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на финансовых рынках26, если размер ее уставного капитала равен: 1 млн. 600 тыс. МРОТ – для кредитных организаций; 150 тыс. МРОТ – для страховых; 70 тыс. МРОТ – для профессиональных участников.

    Уведомление требуется:

    • при слиянии и присоедини, если сумма активов коммерческих организаций превышает 2 млн. МРОТ27.

    Уведомление должно быть направлено в 15-дневный срок со дня гос. регистрации вновь возникшего юридического лица (при слиянии) или со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при присоединении).

    Уведомление, также как и ходатайство, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня получения антимонопольным  органом документов.

    Отказать  антимонопольный орган может  лишь в двух случаях:

  1. в случае ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг и на товарных рынках;
  2. в случае неправильно поданных документов.

5.2. Государственная регистрация при реорганизации.

 

    При реорганизации в форме слияния  образуется новое юридическое лицо, поэтому оно должно быть зарегистрировано как вновь созданное юридическое  лицо.

    Моментом  государственной регистрации является внесение регистрирующими органами соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических  лиц (ЕГРЮЛ). Сейчас эту функцию осуществляет Федеральная служба по налогам и  сборам РФ (ФНС России).

    Документы, необходимые при регистрации юридического лица, образуемого путем реорганизации:

  1. заявление о регистрации;
  2. учредительные документы вновь возникшего юридического лица;
  3. решение о реорганизации;
  4. договор о слиянии или присоединении;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины28.

    Обращая особое внимание на пункт «5»! При  слиянии и присоединении разделительный баланс не представляется, а представляется передаточный акт. Он должен представляться для регистрации вместе с остальными документами. Однако за непредставление передаточного акта при присоединении, отсутствуют какие-либо санкции29, в отличие от слияния. Для регистрации нового юридического лица путем слияния такое непредставление является основанием для отказа в регистрации.

    Хочу  также отметить, что реорганизация коммерческих организаций в форме слияния или присоединения в нарушение установленного порядка, приводящая возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.30

 

6. Заключение.

 

    На  современном этапе развития экономики  реорганизация путем слияния  и присоединения становится все  актуальнее. Такие способы реорганизации позволяют не только укрупнить бизнес, но и укрепить свои позиции на российском рынке.

    В связи с тем, что компании тратят меньшие денежные средства на осуществление  реорганизации, чем на создание новых  организаций, у них появляются больше возможностей для использования этих средств в инвестирование. Но…

    Возможна  и другая ситуация – привлечение  инвестиций. Ведь крупная стабильная компания притягивает инвесторов, и  не только российских.

    Я считаю, что тема контроля государства  за слиянием и присоединением очень важна. Для развития рыночных отношений большое значение имеет свободная конкуренция. Именно сейчас, когда Россию признали государством с рыночной экономикой, когда становление российского бизнеса начинает набирать обороты и привлекать инвесторов, государственный контроль особенно важен.

    Кроме того, мне кажется, что обязательный контроль Федеральной антимонопольной  службы, установленный законодательством, позволяет проследить процессы реорганизации, в т.ч. слияние и присоединение, и при необходимости повлиять на деятельность недобросовестных компаний. А также, на мой взгляд, очень важен еще один момент: государственная регистрация юридических лиц, возникших в ходе реорганизации, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия ФАС России.

 

7. Список использованной литературы.

    Законы  и подзаконные  акты РФ:

    1. Гражданский кодекс РФ;
    2. Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г.;
    3. Налоговый кодекс РФ;
    4. ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ в ред. от 06.04.2004 №17-ФЗ;
    5. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ в ред. от 02.11.2004 №127-ФЗ;
    6. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. №948-1;
    7. ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 №117-ФЗ в ред. от 30.12.2001 №196-ФЗ;
    8. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 в ред. от 02.11.2004;

    Учебная литература и иные вспомогательные материалы:

    1. Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Коровина А.Г. «Реорганизация юридических лиц», Гросс-Медиа, 2005г.
    2. Жданов Д.В. «Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации», Лекс-Книга, 2002г.
    3. Курбангалеева О.А. «Как реорганизовать предприятие?», Вершина, 2004г.

Информация о работе Реорганизация юридических лиц в форме слияния и присоединения