Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:44, контрольная работа
Таким образом, я обозначаю в качестве темы моей курсовой работы не просто реорганизацию юридического лица на примере слияния и присоединения, а на примере только акционерного общества. Это сделано в целях сужения моей темы, и так довольно-таки обширной, а также для большей заинтересованности читателя.
Хочу также обратить внимание на то, что в процессе исследования я буду использовать не только материалы и сведения из современного законодательства и практики, но уделю внимание истории и зарубежному законодательству.
2. Введение. 3
3. Основные понятия. 4
3.1. Акционерное общество. 5
3.2. Виды акционерных обществ. 7
3.3. Понятие реорганизации, общая характеристика ее видов. 8
4. Слияние и присоединение. 12
4.1. Мотивы проведения реорганизации. 12
4.2. Виды слияний и присоединений, защита от недружественных слияний. 14
4.3. Принятие решения о реорганизации. 15
4.4. Договор о слиянии (присоединении). 16
4.5. Эти действия необходимо провести при реорганизации: 17
5. Контроль государства за реорганизацией. 21
5.1. Антимонопольное регулирование. 21
5.2. Государственная регистрация при реорганизации. 22
6. Заключение. 24
7. Список использованной литературы. 25
В юридической литературе в зависимости от объема прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, выделяются следующие случаи перехода прав и обязанностей:
При оформлении правопреемства встает ряд вопросов. А именно, относительно оформления правопреемства: будут ли применяться правила ГК РФ, касающиеся формы перехода прав, в случае правопреемства при реорганизации? По общему правилу уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме (ч. 1, ст. 389 ГК РФ); аналогично уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 389 ГК РФ). Однако, переход прав на основании закона, в т.ч. и правопреемство при реорганизации, не подпадает под определение «уступка требования». Что касается формы перевода долга, то здесь применяются соответствующие правила о форме уступки требования (ч. 2 ст. 391 ГК РФ). Достаточно сложно сделать однозначный вывод и применимости данных норм ГК РФ при реорганизации.
Существуют две позиции в отношении судьбы первоначального обязательства при правопреемстве, они сводятся к следующему:
По первой позиции изменения, даже если они происходят на основании закона, должны быть совершены в той же форме, что и основная сделка, поскольку законом не предусмотрено иное; если же придерживаться второй позиции и исходить из того, что правопреемство подразумевает прекращение старого обязательства и возникновение нового, то данное новое обязательство должно быть совершено в требуемой законом форме.
Поскольку при реорганизации переходит целый комплекс прав и обязанностей, то в этом случае не должна применяться процедура передачи прав и обязанностей по отдельным договорам – реорганизация характеризуется именно универсальным правопреемством, т.к. не требуется переводить каждую конкретную статью актива и пассива.
Правопреемство происходит не только в случае появления нового субъекта права. При присоединении оно также происходит, когда осуществляется передача прав и обязанностей присоединяющихся обществ к присоединяющему.
Переход прав и обязанностей в рамках правопреемства при реорганизации может быть оформлен иным способом, нежели при общем порядке. Например, возможен уведомительный характер.
ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов или по решению суда (ч.3 ст. 57). В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).23
В целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческих организаций доминирующим положением или ограничения конкуренции антимонопольные органы осуществляют контроль, в том числе за слиянием и присоединением коммерческих организаций.
Этот контроль осуществляется в виде обязательного получении предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации либо в форме последующего уведомления о ее проведении.
Предварительно согласие требуется:
Уведомление требуется:
Уведомление должно быть направлено в 15-дневный срок со дня гос. регистрации вновь возникшего юридического лица (при слиянии) или со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при присоединении).
Уведомление, также как и ходатайство, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня получения антимонопольным органом документов.
Отказать антимонопольный орган может лишь в двух случаях:
При
реорганизации в форме слияния
образуется новое юридическое лицо,
поэтому оно должно быть зарегистрировано
как вновь созданное
Моментом
государственной регистрации
Документы, необходимые при регистрации юридического лица, образуемого путем реорганизации:
Обращая
особое внимание на пункт «5»! При
слиянии и присоединении
Хочу также отметить, что реорганизация коммерческих организаций в форме слияния или присоединения в нарушение установленного порядка, приводящая возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.30
На современном этапе развития экономики реорганизация путем слияния и присоединения становится все актуальнее. Такие способы реорганизации позволяют не только укрупнить бизнес, но и укрепить свои позиции на российском рынке.
В связи с тем, что компании тратят меньшие денежные средства на осуществление реорганизации, чем на создание новых организаций, у них появляются больше возможностей для использования этих средств в инвестирование. Но…
Возможна и другая ситуация – привлечение инвестиций. Ведь крупная стабильная компания притягивает инвесторов, и не только российских.
Я считаю, что тема контроля государства за слиянием и присоединением очень важна. Для развития рыночных отношений большое значение имеет свободная конкуренция. Именно сейчас, когда Россию признали государством с рыночной экономикой, когда становление российского бизнеса начинает набирать обороты и привлекать инвесторов, государственный контроль особенно важен.
Кроме
того, мне кажется, что обязательный
контроль Федеральной антимонопольной
службы, установленный
Законы и подзаконные акты РФ:
Учебная литература и иные вспомогательные материалы:
Информация о работе Реорганизация юридических лиц в форме слияния и присоединения