Правовой статус юридического лица: понятие, признаки, наименование, местонахождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:20, лекция

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст. 44 ГК).

Файлы: 1 файл

Материалы для подготовки к ГОС Хозяйственное право 2010.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)
  • непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом недействительной регистрации юридического лица, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
  • экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
  • уменьшения стоимости чистых активов ОАО и ЗАО (только они т.к. только для них установлен мин.размер уставного фонда).

Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации в случае:

    1. неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

2. внесения налоговым органом  представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Можно выделить следующие этапы ликвидационного процесса: принятие решения о ликвидации; назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора); сообщение о принятом решении регистрирующему органу; публикация о ликвидации в органах печати; переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счету; сообщение о ликвидации налоговому органу; формирование активов и пассивов (выявление кредиторов, получение дебиторской задолженности, инвентаризация имущества ликвидируемого юридического лица); увольнение работников; составление промежуточного ликвидационного баланса; расчеты с кредиторами; составление ликвидационного баланса; закрытие банковских счетов; представление соответствующих документов в регистрирующий орган о ликвидации; исключение юридического лица из Единого государственного регистра

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1. требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2. расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

3. задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды;

4. требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным;

5. расчеты с другими кредиторами.

 

5. Правовое регулирование экономической несостоятельности

(банкротства) юридического лица

Регулируется Законом РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г., Декретом Президента РБ «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г., № 508.

Банкротство – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращении деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение о банкротстве с ликвидацией).

Экономическая несостоятельность – это неплатежеспособность, имею-щая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Банкротами могут быть признаны все коммерческие органзиации за исключением казенных предприятий; не могут быть банкротами некоммерческие организации за исключением потребительских кооперативов и фондов.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве обладают сам должник, любой из кредиторов или несколько одновременно (в том числе работники), прокурор, Департамент по санации и банкротству, налоговые и иные уполномоченные органы. Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Судебное рассмотрение дел о банкротстве предусматривает следующие процедуры:

– защитный период;

– конкурсное производство (санация и ликвидация);

– мировое соглашение.

С момента принятия заявления о банкротстве должника судом устанавливается защитный период продолжительностью, как правило, до трех месяцев. Его основная цель – проверка наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также обеспечения сохранности имущества должника. Выполнение этой процедуры возлагается на временного управляющего, назначаемого судом. Руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия, но может заключать сделки и исполнять платежные обязательства только с согласия временно управляющего.

Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также других лиц в процессе санации, а при невозможности ее проведения – в процессе ликвидации банкрота. Проверка устойчивой неплатежеспособности возлагается на антикризисного управляющего и хозяйственный суд. Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства составляет 16 мес., а при проведении санации – 22 мес. Срок может быть продлен или сокращен.

Санация – процедура конкурсного производства, в ходе которой могут происходить переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизация, реструктуризация или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления платежеспособности должника, то есть происходит финансовое оздоровление субъекта хозяйствования и вводится, как правило, на срок не более 18 мес.

Ликвидационное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации юридического лица или освобождения должника – индивидуального предпринимателя – от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок ликвидации, как правило, не превышает одного года. После открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на отрытых торгах, если не предусмотрен иной порядок.

Мировое соглашение между должником и кредиторами возможно на любой стадии процесса, но после погашения задолженности по требованиям первой и второй очереди кредиторов. Оно заключается в письменной форме на следующих условиях: отсрочки или рассрочки исполнения обязательств; уступки требования должника; исполнения обязательств должника третьими лицами; перевода долга; обмена требований кредиторов на акции и др.

 

 

6. Правовое регулирование  порядка получения и прекращения  действия лицензии на отдельные виды деятельности

Регулируется Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003 г., № 17 (с изм. и доп.).

Лицензирование можно определить как вид государственной деятельности в лице его уполномоченных органов, направленной на признание за субъектами хозяйствования права занятия определенным видом деятельности и его защиту.

Лицензированию подлежит деятельность, которая может наносить вред национальной безопасности, общественному порядку, защите прав и свобод, нравственности и здоровью населения, охране окружающей среды. На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается отдельная лицензия, действующая на всей территории Республики Беларусь. Лицензирование обязательно для всех субъектов, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, в том числе для иностранных организаций.

На данный момент лицензируются 49 видов деятельности. Право на получение лицензии имеют: юридические лица и ИП; представительства иностранных юридических лиц; физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

– заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и места  нахождения лицензируемого вида деятельности, вида деятельности;

– копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП;

– документ об уплате гос.пошлины ( 8 БВ);

– другие документы, указанные в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденном Совмином..

Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю в 30-дневный срок. Лицензирующий орган вправе назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, срок которой не может превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии и лицензирующим органом в равных долях.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Ее срок может быть продлен по заявлению лицензиата, который обязан обратиться не позднее, чем за один месяц и не ранее, чем за два месяца до истечения этого срока.

В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании или условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений на срок до шести месяцев.

Если указанные в предписании нарушения не будут устранены, лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до одного месяца.

Действие лицензии прекращается:

1) по истечении срока, на который она выдана;

2) по решению суда:

– об аннулировании лицензии в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесения в нее изменений и (или) дополнений, продления срока ее действия;

– в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

2) по решению лицензирующего  органа:

– об аннулировании лицензии;

– в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;

– при реорганизации юридического лица;

– в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

Лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа, если:

– лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии;

– лицензиатом в установленный срок не представлены документы для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию;

– лицензия выдана на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии;

– лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче.

Лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию в лицензирующий орган.

 

7. Правовое регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь.

Регулируется Законом РБ от от 10.05.2007 «О рекламе».

Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров. Реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав;

Наружная реклама - плакаты, стенды, световые табло и иные технические средства ее стабильного размещения на определенной территории. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения. Распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного управления.

Социальная реклама - информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, сохранения природы, сбережения энергосырьевых ресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, которая не носит коммерческого характера. Деятельность юридических и физических лиц по распространению социальной рекламы и оплате ее распространения  признается благотворительной деятельностью и осуществляется на безвозмездной основе. СМИ могут осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени в год.

К внутренней рекламе относится любая реклама, размещенная внутри зданий, помещений, сооружений. Не допускается размещение рекламы в помещениях органов власти, дошкольных и специализированных детских учреждениях и школах.

Реклама может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях общего пользования (включая полосу отведения), в метрополитене только по согласованию уполномоченным органом или собственником, в соответствии с требованиями безопасности правил дорожного движения.

Информация о работе Правовой статус юридического лица: понятие, признаки, наименование, местонахождение