Понятие и признаки юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 00:43, реферат

Описание работы

Юридическая определенность в вопросах создания и прекращения юридических лиц всегда имела важное значение. Особенно это актуально в современных условиях. Формирование инфраструктуры рынка невозможно без четкой и максимально подробной правовой регламентации вопросов создания и прекращения таких массовых субъектов гражданского оборота как юридические лица.
Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Юридическая определенность в вопросах создания и прекращения юридических лиц  всегда имела важное значение. Особенно это актуально в современных  условиях. Формирование инфраструктуры рынка невозможно без четкой и  максимально подробной правовой регламентации вопросов создания и  прекращения таких массовых субъектов  гражданского оборота как юридические  лица.

Порядок образования и  прекращения деятельности  юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается  или выбывает из числа субъектов  гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование  юридическое лицо.

При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация  юридических  лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота  и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением  установленного законом порядка  образования юридического лица, соответствием  его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц  в целях налогообложения и  в иных предусмотренных законом  целях.

Статья 2 ГК РФ называет условие  о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего  предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной  регистрации и приобретения прав юридического лица.

Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования  и прекращения деятельности юридических  лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

Предметом данного исследования выступает гражданское законодательство, регулирующее особенности порядка  образования и прекращения деятельности юридических лиц. Объектом исследования является общественные отношения в  области гражданского законодательства.

В этой работе рассматриваются  общие положения, касающиеся понятия, функций и признаков юридического лица, его правоспособности, а также  классификации юридического лица, даётся характеристика правового положения  органа юридического лица, наименование и место нахождения юридического лица, анализируется способы возникновения, порядок прекращения юридического лица, формы реорганизации.

Источниками информации для  написания работы послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области.

Нормативную базу данной работы составляет Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц» и другие нормативные акты.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и  в соответствии с этим состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

1. Общие положения о юридических лицах

1.1 Понятие и признаки юридического лица

Юридическое лицо - это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Введение в гражданский оборот юридических лиц дает возможность не только объединять интересы и капиталы их учредителей, но и, что особенно важно, позволяет ограничить предпринимательский риск каждого из учредителей той суммой, которую он вложил в имущество юридического лица.

Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточны для того, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права [1, c. 278]. Выделяют четыре признака юридического лица:

1. Организационное единство. Это означает, что юридическое лицо всегда имеет внутреннюю структуру, иногда более, иногда менее сложную, но обязательно закрепленную в учредительных документах юридического лица (уставе, учредительном договоре). Организационное единство подразумевает распределение компетенции между органами и структурными подразделениями юридического лица, а также четкую регламентацию отношений учредителей (участников). Благодаря организационному единству можно объединить желания всех участников и выразить их как единую волю юридического лица.

2.   Имущественная обособленность. Обособленное имущество создает материальную базу для деятельности юридического лица. Степень имущественной обособленности может быть различной: право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления. Для создания коммерческих юридических лиц требуется установленный законом минимум обособленного имущества (например, уставный капитал открытых акционерных обществ должен быть не менее 1000 МРОТ).

3.   Самостоятельная гражданско-правовая ответственность. Каждое юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам своим имуществом, участники или собственники имущества юридического лица по его долгам не отвечают. Исключения из этого правила существуют для некоторых видов юридических лиц (казенных предприятий, учреждений и пр.), но и в подобных случаях закон устанавливает только субсидиарную (дополнительную) ответственность учредителей.

4.   Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность юридического лица иметь свое наименование и от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

1.2 Функции юридического лица

 

Значение конструкции  юридического лица для современного гражданского оборота и её жизнеспособность в течение многих веков определяются теми функциями, которые призвано выполнять юридическое лицо и которые соотносятся с обусловившими его появление общественными потребностями.

Вот основные из них:

Функция объединения усилий и имущества. Конструкция юридического лица позволяет заинтересованным лицам, имеющим общую цель, объединить свои усилия и имущество и совместно действовать для достижения этой цели.

Функция оформления и упорядочения коллективных интересов. Конструкция юридического лица позволяет оформить общие интересы нескольких лиц вволю организации в целом как единого самостоятельного субъекта.

Функция аккумуляции (накопления) крупного капитала. Одним из наиболее эффективного оформления крупного капитала путём привлечения средств населения является создание открытого акционерного общества. Такое общество создаётся одним или несколькими учредителями, между которыми распределяются акции общества - ценные бумаги, дающие право голоса на общем собрании и право на получение части прибыли от деятельности организации.

Функция управления капиталом. Капитал требует профессионального управления: только тогда можно рассчитывать на то, что он принесёт прибыль.

Функция юридического обособления  имущества. Конструкция юридического лица позволяет обособить часть имущества учредителя от своего остального имущества. Имущество, закреплённое за юридическим лицом, принадлежит самому юридическому лицу, причём, как правило, на праве собственности и учитывается на его самостоятельном балансе

Функции ограничения предпринимательского риска. Ограничение предпринимательского риска - одна из тех целей, которые преследует юридическое обособление имущества. Собственник выделяет из всей своей имущественной массы определённую часть, которую решает предназначить для ведения предпринимательской деятельности, и закрепляет её за созданной им организацией. Учредитель управляет юридическим лицом, получает прибыль от его деятельности, но не отвечает по его обязательствам или отвечает в ограниченно, заранее определённом размере. Правда, он рискует стоимостью той части имущества, которую он выделил при создании юридического лица: в случае неудачной предпринимательской деятельности и банкротства последнего он может не вернуть вложенных в дело средств [1, c. 281].

1.3 Правосубъектность юридического лица

 

Под правосубъектностью юридического лица, как и у граждан, понимается наличие у него правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридических лиц, в отличие от правоспособности граждан, может быть не только общей, т. е. универсальной, но и специальной (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Общая правоспособность означает возможность иметь любые гражданские  права и обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности. Общая правоспособность установлена законом для частных коммерческих организаций. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо закреплены в учредительных документах.

Специальная правоспособность по закону существует у всех некоммерческих организаций, государственных и  муниципальных унитарных предприятий, а по желанию учредителей специальная  правоспособность может быть установлена и для частного коммерческого юридического лица [1, c. 279]. Например, учредители создают закрытое акционерное общество и закрепляют в его уставе, что оно будет заниматься только розничной торговлей. Все юридические лица, имеющие как общую, так и специальную правоспособность, некоторыми видами деятельности могут заниматься только при наличии лицензии. Перечень таких видов деятельности установлен законом.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от дееспособности граждан, у юридических лиц дееспособность возникает и прекращается одновременно с правоспособностью. Дееспособность юридического лица не могут реализовывать любые его участники или работники, для этого у юридических лиц создаются специальные структурные подразделения — органы юридического лица.

В соответствии со ст. 53 ГК РФ именно через свои органы юридическое  лицо приобретает гражданские права  и обязанности, а действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Органы могут быть единоличными (директор) или коллегиальными (общее собрание, правление). Юридическое лицо может иметь как один орган, так и несколько одновременно с разделением между ними компетенции или полномочий по реализации дееспособности юридического лица. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется учредительными документами и законом.

2. Образование и прекращение деятельности юридических лиц

2.1 Образование юридического лица

Решение вопроса о создании юридического лица, как правило, требует  мобилизации значительных людских  и материальных ресурсов. Это является общественно важным обстоятельством и предполагает соблюдение определённых требований. То же самое можно сказать и о прекращении юридического лица. Поэтому процессы их создания и прекращения постоянно находятся под контролем уполномоченных на то организаций (вышестоящих органов юридических лиц собственников их имущества; расчетно-кредитных учреждений в процессе открытия и закрытия счетов юридических лиц: органов юстиции в процессе регистрации их учредительных документов и т.д.). В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц:

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации, которые создаются в качестве юридического лица в силу самого факта волеизъявления учредителей.

Статья 51 ГК не предусматривает  никаких исключений из общего правила  о необходимости государственной  регистрации юридических лиц, поэтому  можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования  организации в настоящее время  не применяются.

Разрешительный порядок заключается в том, что вначале все члены организации принимают решение о её образовании; после этого необходимо обратиться к компетентной организации за разрешением на такое образование. Это разрешение дается в каждом необходимом случае, оно является актом применения нормы права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий орган проверяет, во-первых, законность образования юридического лица. Действующие законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч.2 п.1 ст.51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц [2, с. 165].

В нашей стране, как во многих других странах, в качестве общего правила действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц.

Его суть заключается в  следующем:

Во-первых, при нормативно-явочном  порядке для создания юридического лица не требуется разрешения какого-либо государственного или муниципального органа, причём отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Этим нормативно-явочный порядок отличается от порядка разрешительного, при котором юридическое лицо может быть создано лишь с санкцией компетентного органа власти.

Информация о работе Понятие и признаки юридического лица