Правовой режим хозяйственной деятельности ЗАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:43, реферат

Описание работы

Цель: изучить правовой режим хозяйственной деятельности ЗАТО
Задачи реферата:
рассмотреть понятие и содержание ЗАТО;
рассмотреть бюджет ЗАТО;
изучить организацию местного самоуправления в ЗАТО;
рассмотреть правовой режим хозяйственной деятельности закрытого города Трёхгорный.

Файлы: 1 файл

Правовой режим хозяйственной деятельности ЗАТО.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Закрытые образования известны с давних времён в России, например образования по типу закрытых административно-территориальных образований в дореволюционный период, можно выделить так называемые города-крепости, казачьи поселения на вновь завоёванных территориях, пограничные военные поселения к которым отнесены условно Кранштат, Севастополь, которые создавались для защиты границ, торговли. В княжеской России существовали для защиты ремёсел города-крепости – все эти образования сыскали себе дурную славу из-за своей жесткой и строгой дисциплины. Известны закрытые образования и за рубежом: например в США в штате Невада закрытая военная база, во Франции центр по испытанию ядерного оружия на Аттоле – Мурора и в Полинезии.

Закрытые города существовали как в СССР так и существуют в настоящее время. Это города - кузницы вооружения, составляющего ядерный и ракетный щит страны, а потому - первоочередной задачей руководства этих городов и поселков является сохранение нормального, благополучного социально-экономического климата, спокойствия и стабильности населения этих городов. Разгул преступности, экстремизма, ярое противодействие политике субъекта Российской Федерации или федеральному центру, забастовки и голодовки, отрицание государственных ценностей и ценностей производства может стоить и региону, и всей России слишком многого.

Тем более, что первые шаги к изменению  обстановки в "горячих производственных точках страны", как еще называют закрытые города, были сделаны давно.

Не так много литературы можно  встретить по проблемам государственного управления в этих особых точках, впрочем, так же, как и описание становления в них местного самоуправления.

Однако в последнее время  интерес к ЗАТО в отечественной  правовой литературе и прессе явно возрос. Во многом, это связано с "оффшорной" политикой государства.

Вопрос о целесообразности придания ЗАТО особого организационного и финансового статуса актуален сегодня, как никогда.

Цель: изучить правовой режим хозяйственной деятельности ЗАТО 

Задачи реферата:

    • рассмотреть понятие и содержание ЗАТО;
    • рассмотреть бюджет ЗАТО;
    • изучить организацию местного самоуправления в ЗАТО;
    • рассмотреть правовой режим хозяйственной деятельности закрытого города Трёхгорный.

Объектом исследования является ЗАТО.

Предмет исследования - понятие  и содержание ЗАТО (выраженные на примере закрытого города Трёхгорный).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАТУСА ЗАТО
    1. Понятие и содержание ЗАТО

 

Система ЗАТО в нашей  стране сложилась в 30—50-е годы ХХ века. Толчок для развития закрытых образований дала Вторая мировая война, а также сформировавшаяся после нее ядерная угроза безопасности. Именно поэтому большинство ЗАТО в России были созданы в период 1945-1960 годов[9].

Современные ЗАТО регулируются Федеральным Законом № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»[2]. В соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г.[3] ЗАТО являются городскими округами.

ЗАТО признается имеющее  органы местного самоуправления территориальное  образование, в пределах которого расположены  промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ. В настоящее время в Российской Федерации 43 ЗАТО[4].

Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, устанавливаемых Законом о ЗАТО.

Особый режим безопасного  функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО включает:

установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

ограничения на въезд  и (или) постоянное проживание граждан  на его территории;

ограничения на полеты летательных  аппаратов над его территорией;

ограничения на право  ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Порядок образования, организация  и компетенция органов местного самоуправления ЗАТО определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.

Органы местного самоуправления ЗАТО:

  • координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и(или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения ЗАТО в результате аварии на предприятии и(или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и(или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решение об эвакуации населения;
  • участвуют совместно с руководителями предприятий и(или) объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
  • по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и(или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и(или) запретных зон;
  • осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории ЗАТО, за исключением режимных предприятий и(или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и(или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;
  • вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.
  • выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории[8].

Исходя из вышесказанного, ЗАТО - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

 

 

 

    1. Бюджет ЗАТО

 

Составление, утверждение  и исполнение бюджета закрытого  административно-территориального образования  осуществляются в порядке, установленном  Бюджетным кодексом Российской Федерации[1].

Формирование бюджета  ЗАТО осуществляется в порядке, предусмотренном  законодательством РФ, с учетом следующих  особенностей:

  • дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90 % основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих ЗАТО (в том числе не менее 70 % среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70 % фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего ЗАТО);
  • дефицит бюджета ЗАТО покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями.

Решение о перераспределении  планируемого превышения доходов бюджета  ЗАТО над его расходами принимается  по представлению Правительства  РФ при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной  год с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и(или) объектов.

Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета  над его расходами, полученные дополнительно  в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.

Осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкция с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере  не менее 10 % от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных  в соответствии с действующими нормативами  в сводных сметных затратах единовременно  либо частями по срокам строительства  перечисляются предприятиями и(или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и(или) объекты, выполняющие государственный  оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 % от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

В Минфине за годы, прошедшие  после принятия закона о ЗАТО, проведена значительная работа по совершенствованию бюджетной работы ОМСУ ЗАТО. Прежде всего надо сказать о работе, которая проводится для повышения квалификации специалистов по бюджету. С этой целью проведено несколько семинаров. Минфин России в соответствии с нормативными актами осуществляет формирование бюджетов ЗАТО и определяет объемы финансовой помощи, выделяемой им из федерального бюджета. Эта работа — с учетом требований, предъявляемых к эффективности использования бюджетных средств, — постоянно совершенствуется и проводится в тесной связи с другими федеральными органами власти и ОМСУ ЗАТО. Начиная с 2000 года, финансовая помощь из федерального бюджета выделяется для финансирования расходов, не обеспеченных собственными доходами, в виде дотации на текущие расходы и субвенции на финансирование капитальных расходов и отселение граждан из ЗАТО. Работа по определению объемов дотации и субвенции, составлению бюджетов ЗАТО за последние годы проводится на единой основе.  
Для формирования бюджетов ЗАТО утверждены разработанные Департаментом межбюджетных отношений Минфина РФ методические пособия по составлению проекта бюджета ЗАТО, которые доведены до каждого органа исполнительной власти. При этом все расчеты составляются в соответствии с прилагаемыми к методическим пособиям таблицами и расчетами по каждому виду доходов и расходов бюджета ЗАТО, по единым для всех методике и принципам.

Кроме того, при формировании бюджетов ЗАТО также используются материалы  статистической и бухгалтерской  отчетности, данные налоговой отчетности, отчетность бюджетных учреждений, предприятий муниципальных производств и жилищно-коммунального хозяйства. Все это позволяет достаточно обоснованно определять объемы финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета бюджетам ЗАТО.  
Финансовая обеспеченность в ЗАТО выше, чем в субъектах РФ, что предусмотрено законодательством.

В последние годы Минфин РФ использует предоставленное законодательством  право по перераспределению дотаций  и субвенций в ходе исполнения федерального бюджета. Это позволяет своевременно реагировать на процессы, не учтенные в ходе согласования объемов дотаций и субвенций, в определенных пределах выравнивать бюджетную обеспеченность по ЗАТО. Использование этого механизма позволило за последние два года обеспечить исполнение бюджетов всех ЗАТО не ниже предусмотренного первоначальными назначениями, не допустить задолженности по социально значимым расходам, до минимума свести кредиторскую задолженность по другим статьям расходов.

Вместе с тем ситуация, складывающаяся на территориях ЗАТО, привела к тому, что возникла необходимость внесения изменений в нормативные акты, регламентирующие формирование их бюджетов. Это было вызвано тем, что органы местного самоуправления превратили многие ЗАТО в оффшорные зоны, регистрируя крупных налогоплательщиков из других регионов и предоставляя им колоссальные льготы. В результате размеры потерь федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 1999 году достигли 80 млрд руб., а в 2000 году могли достичь 100 млрд руб.  
С целью прекращения практики предоставления налоговых льгот в Закон РФ «О федеральном бюджете на 2000 год» была внесена статья, которой было предусмотрено зачисление доли федеральных налогов и сборов, поступающих с территории ЗАТО, непосредственно в федеральный бюджет. При этом на сумму выпадающих федеральных налогов была увеличена финансовая помощь, выделяемая из федерального бюджета бюджетам ЗАТО.  
Данный порядок был согласован со всеми главами местного самоуправления при формировании бюджетов ЗАТО на 2000 год, а объем финансовой помощи бюджетам ЗАТО из федерального бюджета составил в 2000 году 6074,7 млн руб. против 2360,9 млн руб. в 1999 году, то есть возрос в 2,6 раза.  
Объем финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам ЗАТО определялся исходя из условий поступления в бюджеты ЗАТО налогов и сборов — за исключением федеральной доли. Таким образом, введенный в 2000 году механизм зачисления доходов в бюджеты ЗАТО не привел к потерям их доходов. Решение, принимаемое в течение ряда лет, о зачислении в федеральный бюджет части налогов, поступающих с территорий ЗАТО, позволило полностью исключить потери федерального бюджета от предоставления налоговых льгот.  
Следует отметить, что в целях снижения зависимости бюджетов ЗАТО от дотаций и субвенций, выделяемых из федерального бюджета, с 2000 года бюджетам ЗАТО выделялись средства на финансирование программ развития. За период с 2000 по 2002 год на указанные цели было выделено 5086,8 млн руб.  
Одной из самых острых социальных проблем является отселение граждан из ЗАТО.  
В целях улучшения ситуации был принят порядок обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплаты этим гражданам компенсации за сданное жилье. Кроме того, принимались меры по совершенствованию механизма финансирования этих расходов. Так, до 1999 года финансирование расходов на указанные цели осуществлялось по остаточному принципу. Начиная же с 1999 года из федерального бюджета выделяются целевые субвенции на отселение граждан из ЗАТО. (В 2002 году предусмотрено было выделить на финансирование указанных расходов 415,1 млн руб. для отселения более 1000 семей.)  
Вместе с тем, число семей, стоящих в списках на отселение, не уменьшается (на 1 января 2002 года в очереди состояли 26 794 семьи). В определенной степени это связано с нарушением порядка постановки граждан на учет как нуждающихся в отселении. Главам администраций и органам местного самоуправления ЗАТО необходимо уделить самое пристальное внимание этому вопросу. 

Информация о работе Правовой режим хозяйственной деятельности ЗАТО