Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы лицензирования 5
1.1. История формирования института лицензирования 5
1.2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования 10
1.3. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии 13
2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности 17
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

контрольная работа хоз право.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого для таких видов деятельности, как изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, по производству и реализации специального игрового оборудования необходимо соблюдение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, который осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Следует отметить, исходя из формулировок, использованных законодателем в новом Законе, невозможно четко определить, является ли перечень лицензируемых видов деятельности исчерпывающим. В частности, в ст. 3 Закона указано, что лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В свою очередь, в ч. 3 ст. 12 Закона указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Из нормы ч. 8 ст. 22 Закона следует, что перечень лицензируемых видов деятельности не является исчерпывающим.

Помимо этого, независимо от того, что в Законе из списка лицензируемых исключена деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), регулирование лицензирования указанного вида деятельности осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2007 №117 «О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» в ред. от 18.05.2011. Указанное Постановление действительно и применяется на территории РФ.

Следует отметить, что такая противоречивая юридическая техника, использованная законодателем, является несовершенной и может привести к определенным негативным правовым последствиям.

Также Законом введено лицензирование видов деятельности, ранее не указанных в Законе № 128-ФЗ. Так, законодателем помимо разработки и производства боеприпасов введено лицензирование их испытания, хранения и реализации. Большинство самостоятельных лицензируемых видов деятельности, которые были Законе № 128-ФЗ, сейчас объединены в единую группу.

Таким образом, можно предположить, что само количество лицензируемых видов деятельности фактически сократилось не столь масштабно, как представляется на первый взгляд.

В ч. 4 ст. 1 Закона указано, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка его продления, приостановлении и возобновлении действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

  1. оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
  2. частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
  3. образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В связи этим требует разъяснения вопрос о сопоставлении понятия «единого экономического пространства», указанного в п. 1 ст. 4 Закона с таким принципом, как «установление федеральными законами лицензируемых видов деятельности» (п. 2 ст. 4 проекта). Так, данный принцип применительно к институту лицензирования характеризуется: единым размером лицензионного сбора на всей территории Российской Федерации, невозможностью установления и применения административных, экономических препятствий, требовании и условий, за исключением тех, которые установлены федеральным законодательством о лицензировании.

Помимо противоречивости данных принципов, прослеживается возможность следующего. Появление большого количества нормативно-правовых актов, закрепляющих различные правила в области лицензирования, приведет к исключению принципа «единства экономического пространства» в случае установления различных норм лицензирования. Последствием этого может выступать неоднозначная и противоречивая правоприменительная практика, которая позволит государственным органам применять нормы по собственному усмотрению в зависимости от конкретного случая и дела.

Кроме того, в предоставляемой соискателю возможности получения сразу одной лицензии на широкий перечень видов деятельности просматривается следующее. Объему требований, предъявляемых к соискателю лицензии, в новом Законе посвящена отдельная статья, в отличие от Закона № 128-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 8 Закона в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие:

1. наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2.наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3.наличие у соискателя лицензии  и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4.соответствие соискателя лицензии  и лицензиата требованиям, установленным  федеральными законами и касающимся  организационно-правовой формы юридического  лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5. иные требования, предъявляемые  к соискателю лицензии в сферах  оказания услуг связи, телевизионного  вещания и (или) радиовещания; частной  детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности; образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Представляется, что, установив неограниченный перечень лицензируемых требований, законодатель дал «волю» государственным органам для их предъявления соискателю лицензии, что может привести к появлению дополнительного барьера для субъектов предпринимательской деятельности. На наш взгляд, в целях совершенствования законодательства о лицензировании, следовало закрепить лимитированный перечень требований, предъявляемых к соискателю лицензии.

II. Отмена срока действия  лицензий

Бессрочный характер выдаваемых лицензий должен сократить издержки участников гражданского оборота на прохождение лицензионных процедур. Напомним, что ранее срок действия лицензии ограничивался 5 годами. Закон также разрешает придание бессрочного характера лицензиям, выданным до его вступления в силу (ч. 3 ст. 22 Закона). В свою очередь, следует обратить внимание на предусмотренные Законом правила:

1.  в случае, когда определенный вид деятельности по лицензии совпадает по объему с соответствующим видом деятельности по новому Закону, и срок данной лицензии не истек к моменту вступления в силу нового Закона, то лицензия действует бессрочно и ее переоформления не требуется;

2.  в остальных случаях по истечении срока действия лицензии, она должна быть переоформлена на бессрочную в порядке, предусмотренном в новом Законе.

Указанное нововведение послужит положительным фактором для деятельности многих компаний и предприятий. В свою очередь, придав бессрочный характер лицензиям, законодатель установил дополнительные возможности проведения лицензионного контроля, о которых будет сказано ниже.

III. Возможность использования  электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при  подаче необходимых для получения  лицензии документов в электронной  форме.

В соответствии с новым Законом заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

На сегодняшний день, в Российской Федерации наблюдается всеобщий переход на электронное обеспечение предоставления необходимых документов в государственные органы. Повсеместная модернизация административных правоотношений, использование ЭЦП при подаче документов в электронном виде постепенно становится традиционным элементом данных отношений. Новый Закон в этом отношении - не исключение.

Такой порядок представления документов для получения лицензии предоставляет соискателю лицензии возможность взаимодействовать с государственными органами на расстоянии. В свою очередь, представляется, что данный способ предоставления документов является новым и непривычным для субъектов правоотношений, поэтому будет преимущественно использоваться проверенный раннее способ.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение, подписанное ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью.

Использование ЭЦП регулируется силу Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – ФЗ Об ЭЦП). В соответствии с о ст. 3 ФЗ Об ЭЦП электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

В Российской Федерации ЭЦП пока не получила широкого распространения в силу конкретных причин, а именно: возможность кражи подписи, взлома алгоритмов, применяемых ЭЦП, несовершенство законодательства в данной сфере, сложность хранения документов с использованием ЭЦП и т.д.

В качестве примера, который наиболее ярко отражает возможность возникновения проблемы с использованием ЭЦП, можно привести Постановление Президиума ВАС РФ № 5365/11 от 20.09.2011 по делу № А82-7140/2010-22. В указанном деле ОАО «РЖД» использовала систему электронного документооборота для работы с клиентами ЭТРАН. В свою очередь, в суде в доказательство просрочки доставки порожних вагонов со стороны ОАО «РЖД» потребовался бумажный документ с календарным штемпелем, на котором указана дата приёмки груза. Организация-контрагент ЗАО «Локотранс» не смогла представить суду не только бумажного носителя, но и штемпеля на нём. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2010 исковое требование удовлетворено частично: с ОАО «РЖД» в пользу общества взыскано 4 510 рублей 62 копейки пеней по железнодорожной накладной № ЭД 546495. Производство по делу в отношении 7 523 рублей 28 копеек пеней прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части. В части взыскания пеней за просрочку доставки вагонов по железнодорожным накладным № ЭГ 582760, ЭД 447560, АЕ 500118, ЭЖ 752816, ЭЗ 394538 иск оставлен без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора. Постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2011 указанное решение оставлено без изменения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процедуры лицензирования являются одной из самых распространенных форм разрешительных административных процедур.

Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще.

Лицензированием являются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Общими признаками для правоотношений лицензирования являются:

наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения;

осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов;

контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;

применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 32с.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2005. - 176с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3. - М.: «ТД Элит - 2000», 2002. - 272с.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 188с.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 379с.
  6. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М., 1997.
  7. Матвеенко П.В. Правовое регулирование лицензирования // Гражданское право. – 2006. - № 4.
  8. Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2005. - № 5.
  9. Олейник О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. - 1994. - № 6.
  10. Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2003.
  11. Тематический портал:

Информация о работе Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности