Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы лицензирования 5
1.1. История формирования института лицензирования 5
1.2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования 10
1.3. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии 13
2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности 17
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

контрольная работа хоз право.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий .

Итак, из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан.

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" выделяются объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Законом по этому поводу выделяется ряд критериев. К лицензируемым видам деятельности относят виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:

1. защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

3. утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

4. гласность и открытость лицензирования;

5. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование - это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

1.3 Понятие лицензии . Требования, условия и содержание лицензии.

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю . Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия .

Лицензионные условия - это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензируемых видов деятельности законодатель относит: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований законодателем предусмотрены и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности .

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований .

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени. Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий .

В лицензии указывается:

1. наименование органа, выдавшего  лицензию;

2. для юридических лиц - наименование  и юридический адрес;

3. для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные  данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);

4. вид деятельности, на осуществление  которой выдается лицензия;

5. срок действия лицензии;

6. условия осуществления лицензируемой  деятельности;

7. регистрационный номер лицензии  и дата выдачи.

Содержанием последней является перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта  Его определение вызывает некоторые вопросы. В частности, нуждаются в уточнении пределы усмотрения органов управления в установлении этого перечня. Известно, что должностные лица по собственному усмотрению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности. Это представляется недопустимым. Необходимо, чтобы в лицензию включались по просьбе хозяйствующего субъекта все виды не запрещенных законом операций в пределах данного направления деятельности, для ведения которых этот субъект представил необходимые обоснования .

Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.

Следует также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны :

1) сведения о регистрации лицензии  в реестре лицензий;

2) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

3) основание и дата аннулирования  лицензии;

4) иные сведения, определенные положениями  о лицензировании конкретных  видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

 

 

2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ (далее – Закон), за исключением некоторых положений, с 3 ноября 2011 г. заменил ранее действовавший Федеральный закон № 128-ФЗ (далее – Закон № 128-ФЗ) с идентичным наименованием.

Указанный Закон принят во исполнение плана по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009—2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р, и плана по совершенствованию государственного управления в 2009—2010 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

Из основных изменений, которые внесены Законом, можно выделить следующие:

1.Сокращение списка лицензируемых видов деятельности;

2. Отмена срока действия лицензий;

3. Возможность использования электронно-цифровой подписи при подаче необходимых для получения лицензии документов в электронной форме;

4. Разграничение и сокращение полномочий лицензирующих органов; создание открытого информационного ресурса, содержащего информацию о выданных лицензиях;

5. Изменение порядка осуществления лицензионного контроля.

Принимая во внимание указанные изменения, а также правительственные программы, на основании которых был издан Закон, на первый взгляд, прослеживается стремление законодателя ослабить государственное регулирование в сфере экономики и общий тренд на либерализацию отношений в области лицензирования. Помимо этого, логично было бы предположить, что Закон призван частично переложить функцию регулирования с государственных органов на саморегулируемые организации.

Итак, рассмотрим, насколько данные предположения действительны и как механизм их реализации прописан в Законе.

I. Сокращение «списка  видов лицензируемых видов деятельности»

Как указывается в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», одним из важных положений проекта Закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.

В действительности некоторые виды деятельности исключены из категории лицензируемых в новом Законе:

    1. Осуществление работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
    2. Реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
    3. Перевозки железнодорожным транспортом багажа, грузобагажа и грузов (за исключением опасных грузов);
    4. Производство и реализация специального игрового оборудования;
    5. Обеспечения авиационной безопасности;
    6. Геодезическая и картографическая деятельность, не относящаяся к работам федерального значения;
    7. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов;
    8. Перевозка химического оружия;
    9. Транспортировка отходов I–IV классов;
    10. Перевозки воздушным транспортом пассажиров или пассажиров для собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя (согласно Закону №128-ФЗ лицензированию подлежали все подобные перевозки);
    11. Изготовление и ремонт средств измерений;
    12. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, по заказам юридического лица или индивидуального предпринимателя (такого исключения для деятельности по заказу по Закону №126-ФЗ не существовало).

Информация о работе Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности