Лекции по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:14, курс лекций

Описание работы

2. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Хозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Структура хозяйственного законодательства - это отношения между нормативными правовыми актами, в совокупности регулирующими хозяйственные отношения, их качественными характеристиками и свойствами.

Файлы: 1 файл

шпоры по хоз праву.docx

— 135.06 Кб (Скачать файл)

появится в будущем.

Биржевые сделки можно  классифицировать по различным основаниям. В зависимости от вида

биржевого товара можно выделить следующие их виды:

1. Форвардные  сделки не имеют цели непосредственного перехода товара от продавца к покупателю, а

предполагают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении  реального товара с отсрочкой  срока

его поставки.

2. Фьючерсные  сделки связаны со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных

контрактов на поставку биржевого  товара.

3. Опционные сделки. В их основе лежит уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в

отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

4. Другие сделки.

Сделки, осуществляемые на фондовой бирже, делятся на кассовые и срочные.

Кассовые сделки – это сделки, в которых момент заключения сделки не совпадает с моментом

исполнения. Расчеты по таким  сделкам производятся в течение 1–3 дней.

Срочные сделки – это сделки, при которых передача покупателю товара, а продавцу денег происходит

по истечении определенного  срока.

 

47. Банки и их  роль в условиях рыночной экономики.

Банк является коммерческим юридическим лицом, имеющим исключительное право осуществлять в

совокупности такие банковские операции, как:

– привлечение денежных средств физически и (или) юридических  лиц во вклады (депозиты);

– размещение привлеченных денежных средств от своего имени  и за свой счет на условиях

возвратности, платности  и срочности;

– открытие и ведение  банковских счетов физических и юридических  лиц.

Банк вправе осуществлять и иные банковские операции, а также  виды деятельности, предусмотренные

статьей 14 Банковского кодекса.

В Республике Беларусь могут  создаваться универсальные (имеющие  лицензию на осуществление всех

видов банковских операций), а также специализированные банки, деятельность которых направлена на

осуществление отдельных  банковских операций.

Согласно ст. 77 Банковского  кодекса государственной регистрации  подлежат:

– вновь созданные (реорганизованные) банки;

– изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы  банков.

Органом, осуществляющим государственную  регистрацию банков, является Национальный банк

Республики Беларусь. Решение  о государственной регистрации  банка или об отказе в его регистрации

принимается Национальным банком в двухмесячный срок со дня предоставления всех необходимых

документов.

Создание и прекращение  банков в общих чертах напоминает порядок создания юридических лиц  и,

следовательно, регулируется не только Банковским кодексом, но и  Гражданским кодексом Республики

Беларусь. Банки создаются  распорядительным, разрешительным и явочно-нормативным способами в

организационно-правовой форме  акционерного общества или унитарного предприятия.

Наименование банка должно соответствовать требованиям, предъявляемым  Гражданским Кодексом

Республики Беларусь, содержать  указание на характер деятельности этого  банка посредством

использования слова «банк» и указание на организационно-правовую форму. Банк действует на основе

устава, утверждаемого собственниками имущества (учредителями), в котором  содержатся сведения о

наименовании банка, его  организационно-правовой форме, о месте  нахождении, перечне банковских

операций и видов деятельности, осуществляемых банком, размере уставного  фонда, об органах управления

и контроля банка, иные сведения.

Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей, т.е. собственных средств

учредителей (участников), приобретенных  на законном основании, которые могут  быть выражены в

денежных средствах или имуществе.

К вкладам в неденежной форме относятся нежилые помещения и иное имущество, необходимое для

осуществления банковских операций, а также имущество, входящее в  состав основных фондов, за

исключением объектов незавершенного строительства; объекты интеллектуальной собственности, а также

работы (услуги).

Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка  не могут быть использованы

привлеченные денежные средства. Минимальный размер уставного фонда  определяется Национальным

банком Республики Беларусь и состоит только из денежных средств в белорусских рублях или

иностранной валюте, при  этом он должен быть объявлен в белорусских  рублях по курсу Национального

банка, установленному на дату внесения в уставный фонд. Уставный фонд банка должен быть

сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.

В случае принятия положительного решения о государственной регистрации  учредители банка

уведомляются об этом в  трехдневный срок.

В соответствии со статьей 82 Банковского кодекса государственная  регистрация банка не проводится в

случае несформирования его уставного фонда.

В государственной регистрации  банка может быть отказано, если один из его учредителей на дату

подачи заявления о  государственной регистрации банка:

– является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых

акционерных обществ и  коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно

производственную деятельность;

– имеет задолженность  по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые

бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем  юридических лиц, имеющих

задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или  государственные целевые бюджетные

и внебюджетные фонды;

– является общественным объединением, преследующим политические цели;

– является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в

отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс

прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;

– являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем

(участником) ликвидированного  юридического лица на основании  представления уполномоченного

органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;

– ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда.

Государственная регистрация  банка не производится также в  случаях несоответствия руководителей

исполнительных органов  или главного бухгалтера банка квалификационным и иным требованиям,

предъявляемым к данной категории специалистов.

Отказ в государственной  регистрации банка по мотиву нецелесообразности не допускается.

Особенности государственной  регистрации банков с иностранными инвестициями, дочернего банка

иностранного банка и  представительств иностранных банков на территории Республики Беларусь

содержатся в главе 11 Банковского  кодекса Республики Беларусь.

 

48. Банковская  система в РБ.

Банковская система является составной частью финасово-кредитной системы Республики Беларусь и

состоит из двух уровней  – Национального банка и иных банков, а также небанковских кредитно-

финансовых организаций.

Первый уровень банковской системы представляет Национальный банк Республики Беларусь, который

является центральным  банком и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь.

С одной стороны, Национальный банк является органом государственного управления специальной

компетенции, а с другой – юридическим лицом, участвующим  в гражданском обороте и осуществляющим

банковскую деятельность.

Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок

расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег, а также  выполняет иные функции. В своей

деятельности Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Согласно ст. 25 Банковского  кодекса Республики Беларусь основными  целями деятельности

Национального банка являются:

– защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности

и курса по отношению к  иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Имущество Национального  банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за ним

на праве оперативного управления. Размер уставного фонда  Национального банка определяется Уставом

Национально банка.

 

49. Национальный  банк РБ: его задачи и функции.

Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок

расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег, а также  выполняет иные функции. В своей

деятельности Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Согласно ст. 25 Банковского  кодекса Республики Беларусь основными  целями деятельности

Национального банка являются:

– защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности

и курса по отношению к  иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Имущество Национального  банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за ним

на праве оперативного управления. Размер уставного фонда  Национального банка определяется Уставом

Национально банка

Национальный банк создает  резервный и иные фонды, предназначенные  для его деятельности.

Национальный банк и его  обособленные подразделения освобождены  от уплаты всех налогов, сборов и

пошлин.

Национальный банк не может  быть участником хозяйственных обществ  и иных юридических лиц, за

исключением отдельных банков, организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих

межбанковские расчеты, финансирующих и (или) осуществляющих разработку и внедрение банковских

технологий, а также международных  организаций, занимающихся развитием  сотрудничества в денежно-

кредитной, валютной и банковской сферах. При этом порядок такого участия определяет Президент

Республики Беларусь.

Национальный банк образует единую централизованную систему, составными частями которой

являются: центральный аппарат, структурные подразделения и  организации, находящиеся на территории

республики и за ее пределами.

Центральный аппарат Национального банка образуют департаменты, в состав которых входят

управления и отделы.

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка (высший орган

управления) и Совет директоров (исполнительный орган). Председатель и члены Правления назначаются

Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального  собрания сроком на пять

лет.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Компетенция Правления Национального банка и

порядок созыва его заседаний  определяются Уставом Национального  банка.

 

50. Понятие и  виды небанковских кредитно-финансовых  организаций.

Информация о работе Лекции по "Хозяйственное право"