Лекции по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:14, курс лекций

Описание работы

2. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Хозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Структура хозяйственного законодательства - это отношения между нормативными правовыми актами, в совокупности регулирующими хозяйственные отношения, их качественными характеристиками и свойствами.

Файлы: 1 файл

шпоры по хоз праву.docx

— 135.06 Кб (Скачать файл)

Приватизация – продажа  объектов приватизации субъектам приватизации. Под субъектами приватизации следует  понимать продавцов, покупателей государственного  имущества, а также специально созданные  государственные органы.

Под субъектами приватизации понимают продавцов и покупателей государственного

(республиканского и коммунального)  имущества, а также специально  созданные государственные органы.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут

быть:

- граждане Республики  Беларусь и Российской Федерации;

- негосударственные юридические  лица, у которых доля государственной  собственности в уставном

фонде составляет менее 50 %;

- юридические лица Республики  Беларусь, созданные не менее  чем 50 % членов трудовых

коллективов приватизируемых  предприятий;

- иностранные инвесторы;

- лица без гражданства.

Требования Закона о разгосударствлении и приватизации и процедура приватизации не

распространяются на случаи отчуждения государственными предприятиями, учреждениями,

организациями имущества, закрепленного  за ними на праве хозяйственного ведения.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды

имущества, отнесенные Законом  «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от

05.05. 1998 г. № 156-З к  перечню объектов, которые могут  находиться только в собственности  государства.

Объекты приватизации – это государственное имущество, которое может быть приватизировано в

соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.01. 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации

государственной собственности  в Республике Беларусь».

Объектами приватизации являются:

– государственное и общественное жилье;

– государственные предприятия, учреждения, организации, структурные  единицы объединений и

структурные подразделения  предприятий;

– государственное имущество, сданное в аренду;

– доли (паи, акции), принадлежащие  Республике Беларусь и административно-территориальным

единицам в имуществе  субъектов хозяйствования

.

 

 

 

27. Организация  приватизации и преобразование  государственных унитарных предприятий  в ОАО.

29. Преобразование  государственных унитарных предприятий  в ОАО.

 

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий,  таких  как разукрупнение,  реструктуризация,  оценка  предприятий,  поиск   инвесторов, изменение  антимонопольного  законодательства  и  реализация  мероприятий  в социальной сфере.

  Обычно процесс приватизации  предприятия состоит из следующих  этапов.

  Предпродажный анализ  и оценка предприятия.

. стратегический анализ  и оценка предприятия;

. определение мероприятий  по реструктуризации и разукрупнению  предприятия;

. определение потребности  в капитале, ноу-хау, технологиях,  обучении;

. анализ потенциальных  покупателей;

. определение методов  продажи;

. определение  критериев   проведения  тендера,  поиска  инвесторов,  оценки

   поступающих  предложений,  которые  должны  обеспечить  объективность «прозрачность» соответствующих  процедур;

. образование комиссии  по оценке поступающих предложений;

  Подготовка предприятия  к продаже.

. реализация необходимых  мероприятий по реструктуризации;

. разукрупнение;

. осуществление кадровых  перестановок.

  Маркетинг.

. организация рекламы,  выпуск  информационных  брошюр  и  т.д.,  призванных   пробудить  интерес потенциальных покупателей;

. проведение национальных  или международных тендеров. Оценка  предложений.

.  рассмотрение  всех  поступивших  предложений   комиссией  по   проведению  тендера;

.  проведение  переговоров   с  одной  или   несколькими   заинтересованными

   сторонами.

Заключение договора.

. разработка текста стандартных  договоров.

Средние и крупные предприятия  перерабатывающей промышленности преобразуются  в основном в акционерные общества, отличающиеся по составу акционеров и доле принадлежащих им акций.

В состав акционеров, как  правило, входят производители сельскохозяйственной продукции, находящиеся в сырьевой зоне, переработчики сырья, представители государства, а также физические лица, имеющие право приобретения за именные приватизационные чеки. В случае целесообразности круг акционеров, приобретающих государственное имущество за денежные средства, расширяется за счет инвесторов, в роли которых могут выступать физические и юридические лица Республики Беларусь, других государств.

Контрольный пакет акций  предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, оставляется  за государством. Его величина зависит  от числа держателей акций и колеблется ориентировочно от 10 до 51 процента.

Контрольный пакет акций  остальных предприятий сохраняется  за государством и поставщиками сырья.

Приобретение государственного имущества в собственность физическими  лицами за именные приватизационные чеки предоставляется, прежде всего, членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и предприятий – поставщиков сырья.

Каждый сельскохозяйственный производитель имеет право на покупку акций, общее количество которых не превышает доли, определяемой в соответствии с его удельным весом в поставках сырья приватизируемому предприятию.

Зоны действия приватизируемых  предприятий (сырьевые зоны) для выделения  доли на преимущественное право покупки акций определяется соответствующими местными Советами народных депутатов, либо по их поручению органами приватизации.

В случае отказа одного (или  нескольких) из участников акционерного общества полностью или частично от своей доли орган приватизации может корректировать структуру акционерного капитала в зависимости от спроса, вплоть до открытой продажи невостребованных акций.

Сельскохозяйственные производители  выкупают акции приватизируемых  предприятий перерабатывающей промышленности по номинальной цене, а работники приватизируемых предприятий – на льготных условиях, на 20 процентов ниже их номинальной стоимости.

При создании акционерного общества государственных перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса следует руководствоваться Законами Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «Положением о льготной продаже акций акционерных обществ, созданных на основе объектов государственной собственности», Примерным регламентом проведения работ по преобразованию государственного предприятия в открытое акционерное общество, Порядком преобразования в процессах приватизации государственных, арендных предприятий, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в акционерные общества открытого типа.

Приватизация предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, работающих в условиях аренды

Приватизация арендных предприятий  осуществляется только с согласия членов трудового коллектива предприятия  – арендатора. При наличии согласия арендного коллектива применяются следующие способы приватизации:

 выкуп государственных объектов, сданных в аренду путем его приобретения организацией арендаторов (если размеры, сроки, порядок и условия внесения суммы выкупа установлены договором аренды до вступления в силу Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»); преобразование арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения акций, принадлежащих государству, арендаторами

и их поставщиками – производителями  сельскохозяйственной продукции.

 

28. Проведение  приватизации объектов государственной  собственности.

Непосредственному процессу приватизации предшествует деятельность комиссии по приватизации,

которая создается в соответствии с Положением, утвержденным Министерством по управлению

государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь 22.06. 1993 г., Министерством

экономики Республики Беларусь 25.06. 1993 г. и Министерством финансов Республики Беларусь 18.06.

1993 г. (далее – Положение).

Согласно вышеназванному Положению комиссия создается:

– в отношении объектов республиканской собственности  – Министерством экономики Республики

Беларусь или по его  поручению территориальными органами;

– в отношении объектов коммунальной собственности – органами приватизации местных

исполнительных и распорядительных органов.

Созданию комиссии предшествует принятие указанными органами положительного решения о

приватизации.

Комиссия организует выполнение работ, связанных с приватизацией  объекта государственной

собственности путем продажи  на аукционе или по конкурсу, и ее основными задачами являются:

1. Проведение комплекса  работ по подготовке объекта  к приватизации (Далее – проект приватизации),

включающего:

– определение стоимости  объекта;

– организацию проведения ревизии и инвентаризации;

– выявление дебиторов  и кредиторов;

– определение условий  включения в состав приватизируемого имущества объектов социальной

инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия;

– заключение о возможности  приватизации объекта, способе приватизации и форме платежа;

– подготовка, при необходимости, предложений по реорганизации и  преобразованию приватизируемого

объекта.

2. Подготовка проектов  договоров (купли-продажи, безвозмездного  пользования и др.).

3. Согласование проекта  приватизации.

4. Подготовка сведений  для информационного сообщения  о приватизируемом объекте.

5. Представление соответствующему  органу приватизации заключения  о приватизации объекта.

Комиссия может создаваться  для приватизации как одного объекта, так и нескольких. В состав

комиссии входят представители  органов приватизации, налоговых  органов, администрации, полномочные

представители трудового  коллектива. При необходимости включаются представители республиканских

органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных  Правительству

Республики Беларусь.

На основании заключения комиссии соответствующий орган  приватизации:

– принимает решение об оценочной стоимости приватизируемого объекта, об окончательных сроках и

условиях продажи;

– осуществляет публикацию информации об объекте, подлежащем приватизации, в республиканском

или местном периодическом  печатном издании и несет ответственность  за достоверность публикуемых

данных;

– направляет принятые решения  комиссии для проведения дальнейшей работы.

Комиссия прекращает работу после принятия органом приватизации решения о способе и об условиях

продажи объекта.

Не позднее чем за один месяц до продажи объекта приватизации в республиканском или местном

периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение об объекте,

подлежащем продаже.__

 

 

 

 

 

30. Понятие и  значение хозяйственно-правовой  ответственности.

В юридической науке нет  единства в понимании юридической  ответственности. Наиболее

распространенной является трактовка понятия правовой ответственности  как меры государственного

принуждения, как реакции  на совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность  представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение

между государством в лице его специальных органов, а также  лицом, права которого нарушены, и

правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и

Информация о работе Лекции по "Хозяйственное право"