Контрольная работа по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.
Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.

Файлы: 1 файл

хоз. право.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимательская деятельность без регистрации не допускается, и доходы, полученные от этой деятельности, могут быть изъяты по решению суда. Для осуществления деятельности, требующей лицензирования, должна быть получена лицензия.

7. Юридические лица: понятие, порядок создания.

Юридическое лицо – это коллективный субъект права. Это организация, т. е. коллектив людей, объединенных для осуществления определенной деятельности, которое, как правило, имеет определенную организационную структуру (подразделения, отделы, цехи и др.) и возглавляется органом юридического лица.

Учредительными  документами юридического лица являются: устав (для акционерных обществ), учредительный договор (для полных товариществ и товариществ на вере) или устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Способы создания юридических лиц 


Учредительно–распорядительный порядок 

Используется при создании государственных и муниципальных  предприятий путем издания актов государственных органов и регистрируется в Государственном реестре

Учредительный порядок

Применяется при создании предприятий с частной формой собственности по решению собственника имущества

Договорно-учредительный  порядок

Применим при 2-х и более учредителей предприятия, согласованно определивших условия деятельности в учредительном договоре

Дозволительно-учредительный  порядок

Предусматривает, что  при создании предприятия на основе государственной и муниципальной формах собственности необходимо решение трудового коллектива, так как его создает не учредитель – собственник, а трудовой коллектив, не располагающий собственной имущественной базой, а только соответствующим разрешением собственника


Процесс создания субъектов  предпринимательского права состоит из следующих стадий:

I стадия.

Принятие решения и  его оформление.

II стадия.

Подготовка учредительных  документов.

III стадия.

Проверка фирменного наименования на неповторяемость (по желанию).

IV стадия.

Формирование уставного  капитала, паевого фонда, уставного фонда в порядке, определяемом законодательством.

V стадия.

Подача документов для  регистрации.

VI стадия.

Оформление свидетельства  о государственной регистрации  и внесение юридического лица в Единый государственный реестр.

VII стадия.

Регистрация в органах  статистики.

VIII стадия.

Открытие расчетного счета в банке и внесение на него денежной части сформированного  уставного капитала, складочного  капитала, паевого фонда, уставного  фонда.

IX стадия.

Изготовление печати.

X стадия.

Постановка на учет в  налоговом органе.

XI стадия.

Постановка на учет государственных  внебюджетных социальных фондах.


8.Порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица происходит посредством  реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, добровольно или принудительно.

В случаях, установленных  законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или  выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. При необходимости реорганизация юридического лица поручается решением суда внешнему управляющему. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

При слиянии юридических  лиц права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении  юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Документы, оформляющие  правопреемство: передаточный акт и  разделительный баланс, которые утверждаются учредителями юридического лица или  органом, принявшим решение о  реорганизации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемника к другим лицам.

 

Юридическое лицо может  быть ликвидировано в следующих  случаях:

  • в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • в принудительном порядке по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Порядок ликвидации субъекта хозяйственного права предусматривает  следующие стадии (ст.63 ГК РФ):

  • принятие решения о ликвидации и его оформление, сообщение о принятом решении органу, осуществляющему государственную регистрацию, назначение ликвидационной комиссии;
  • помещение в органе печати публикации о ликвидации субъекта с указанием порядка и срока предъявления требований кредиторами (срок не может быть менее 2-х месяцев);
  • сообщения о ликвидации: налоговому органу, внебюджетным фондам;
  • выход ликвидируемого лица из состава учредителей других юридических лиц;
  • формирование активов и пассивов ликвидируемого лица;
  • письменное уведомление кредиторов о ликвидации;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • снятие с учета в налоговых органах и внебюджетных государственных фондах.

а) возбуждение процедуры  банкротства при недостаточности  имущества лица для полного удовлетворения требований кредиторов;

б) удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством;

в) представление в налоговые  органы, с согласованием с органом, осуществляющим государственную регистрацию: ликвидационного баланса, распределение ликвидационной квоты, закрытие расчетного счета в банке, аннулирование статистических идентификационных кодов, уничтожение печатей, штампов и бланков, сдача документов по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности в государственный архив, внесение записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной после  внесения об этом записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.

9. Правовое положение предприятий.

В хозяйственном праве  предприятием является субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, то есть предпринимательской деятельности.

Предприятие вправе пользоваться кредитом в иностранной валюте, приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и граждан в соответствии с законодательством.

Виды предприятий многообразны, поэтому их правовое положение различается  на основании определенных нормативно-правовых актов.

В качестве примера рассмотрим правовое положение казенного предприятия.

Казенное  предприятие – это предприятие, имеющее определенные черты:

1) это государственное  унитарное предприятие; 

2) оно образовано на  базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

3) основано на праве  оперативного управления;

4) учредительный документ  – устав, который утверждается  Правительством РФ;

5) предприятие финансируется  государством при недостаточности  собственных средств для ведения хозяйственной деятельности;

6) при недостаточности  его имущества по обязательствам  субсидиарную ответственность несет Российская Федерация;

7) осуществляет свою  хозяйственную деятельность в  соответствии с обязательным планом, утверждаемым компетентным государственным органом;

8) перечисляет свободный  остаток прибыли в доход федерального  бюджета.

10. Правовое положение бирж.

Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле»  от 20.02.92 г. определяет биржи, которые  бывают двух видов (товарные и фондовые), как организации с правами юридического лица, формирующие оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемые в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Биржи могут создавать  союзы, ассоциации и иные объединения  для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов. Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей. Ликвидация биржи может быть осуществлена по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Не допускается вмешательство  высших и местных органов государственной  власти и управления в деятельность бирж, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.

Биржевой деятельностью  является система осуществляемых биржевых сделок, их организация и регулирование  биржевой торговли. Гласность и публичность  торгов обеспечивается участием посредников-брокеров, аукционным методом торговли, подчинением участников торгов особым правилам биржевой торговли и особыми правилами о биржевых сделках.

Государственное регулирование  деятельности товарных бирж осуществляется: Комиссией по товарным биржам и государственным комиссаром на товарной бирже.

Комиссия по товарным биржам: выдает лицензии на организацию  биржевой торговли; осуществляет или  контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; организует изучение деятельности и развития бирж; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.

11. Правовое положение фондов.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует правовой статус фондовых бирж. Организатором торговли на рынке ценных бумаг признается фондовая биржа, не совмещающая деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Она является некоммерческой организацией и создается в форме некоммерческого партнерства.

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"