Кейс технологии в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы исследования выражается в том, что указанная технология обучения, в комплексе с другими, является одним из наиболее эффективных способов обучения будущих юристов, поскольку в процессе углубленного и осознанного обучения позволяет формировать и развивать не только теоретические, но и аналитико - практические навыки будущего специалиста, такие как способность к анализу; постановке цели и выбору путей ее достижения; способности логически верно толковать, применять и реализовывать нормы материального и процессуального права в конкретных ситуациях.
Целью настоящей контрольной работы является исследование кейс технологии обучения как таковой, с методологической позиции, а также раскрытие содержания данной технологии, ее признаков, позволяющих отличить ее от иных методов обучения.

Содержание работы

Введение .......................................................................................................2

§ 1 Сущностная характеристика кейс технологии в обучении……..2

§ 2 Кейс технология в обучении юридическим дисциплинам………4

§ 3 Аспекты применения кейс технологии в педагогической практике.………...........................................................................................8

Заключение ………………………………………………………………..8
Список использованной литературы .....................................................9

Файлы: 1 файл

Контрольная работа _.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

Кроме приложений, в полный комплект под названием «учебная конкретная ситуация» входят заключение по ситуации, в которой излагается «решение»  ситуации, как правило, представляющее развитие ситуации в реальной жизни, и, что еще более важно, записка  для преподавателя (teaching note). Последняя описывает методические особенности работы с ситуацией в «классе», авторский анализ ситуации. Оптимальный «комплект» учебного кейса выглядит следующим образом:

    1. собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения);
    2. приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (копия финансовых документов, публикаций, фото и др.);
    3. заключение по кейсу (возможное решение проблемы);
    4. записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.

Принцип использования кейс-стади при подготовке выпускников юридического факультета аналогичен вышеуказанному «комплекту». Оптимальный правовой кейс должен представлять собой следующее:

- занимательная история конкретного  бизнеса или имевший случай  из истории данного бизнеса;

- отсутствие четкой правовой  регламентации данной ситуации, наличие пробела в правовом  регулировании, неоднозначность  или отсутствие судебной практики;

- актуальная проблема, способность  дать продолжение ситуации в  будущем.

При всех достоинствах данной технологии обучения, тем не менее, у нее существуют свои недостатки:

- неизбежное «количественное»  упрощение модели по сравнению  с исходным объектом (в анализе  ситуации используется только  самая важная информация, между  тем в практической деятельности  от «второстепенной» информация  может также зависеть правильное  решение задачи);

- «качественное упрощение объекта  исследования (рассматривается только  «одна сторона» или «один аспект»  деятельности анализируемого объекта,  следовательно у обучающихся  не формируется системный подход  в исследовании);

- «отыскивание» готового решения,  а не его разработка (в кейсе  содержатся одно или несколько  вариантов готового решения, в  связи с чем проблема заключается  в неизбежном создании у обучаемых  иллюзии их полной подготовленности  – обучающиеся не готовы к  тому, что в реальной жизни  правильных решений может быть  много или не может быть  вообще, а сама правильность является  субъективным и компромиссным  понятием);

- относительно низкая заинтересованность  обучающихся ( наблюдается следующая тенденция – чем больше практический опыт аудитории, тем меньший интерес вызывают занятия в форме анализа кейсов) [2, 88].

Тем не менее, представляется, что использование рассматриваемого метода позволит дополнить и разнообразить процесс обучения студентов юридических факультетов. Вместе с тем при подготовке правовых кейсов необходимо руководствоваться, прежде всего, принципом актуальности спроектированной ситуации. В противном случае результативности в эффективной подготовке юристов-практиков достигнуто не будет [5, 7].

 

§ 3 Аспекты применения кейс технологии в педагогической практике

 

Принимая во внимание отсутствие в  момент выполнения настоящей работы педагогической практики как таковой, представляется затруднительным рассмотрение отдельных фактов и явлений педагогической практики в рамках выбранной темы исследования.

Тем не менее, по существу вопроса  хотелось бы отметить, что в рамках изучения отдельных правовых дисциплин  при обучении в высшей школе (получение  высшего образования впервые) отдельными преподавателями данная технология обучения активно применялась. В частности, данная технология использовалась при изучении гражданского права, характеризующейся многоаспектностью правового регулирования возникающих в рамках данной отрасли правоотношений.

Иными словами, отдельные факты использования указанного метода в педагогической практике раскрывается именно через призму обучающегося, а не преподавателя. Вышеуказанное свидетельствует о проблеме низкого уровня применения данной технологии преподавателями при обучении тем или иным юридическим дисциплинам, а иногда и вовсе неприменение.

Помимо вышеуказанных, иные факты и явления педагогической практики в рамках исследования кейс технологии обучения, рассмотреть не представляется возможным, в виду их отсутствия.

Таким образом, проведенный краткий  анализ кейс технологии обучения позволяет  прийти к выводу о целесообразности его использования при обучении юридическим дисциплинам, поскольку в комплексе с иными методами обучения, указанная технология будет не только способствовать эффективному закреплению изучаемого материала, но позволит «спроецировать» применение материала на конкретные ситуации, с которыми может столкнуться будущий специалист, то есть «увидеть как та или иная норма права работает в конкретных жизненных ситуациях».

 

Заключение

 

В рамках настоящей работы был проведен анализ кейс технологии обучения, в частности применительно к обучению юридическим дисциплинам. В ходе выполнения работы были исследованы вопросы, касающиеся сущности вышеуказанной технологии обучения, ее признаков, особенностей и недостатков.

В рамках имеющейся педагогической практики была рассмотрена проблема низкого уровня применения данной технологии обучения преподавателями юридических дисциплин.

В качестве выводов по итогам выполнения работы предлагается повышение уровня использования преподавателями данной технологии в образовательном процессе.

Следует отменить, что использование данной технологии обучения, тем не менее, не должно подменять иных методов обучения, поскольку ожидаемый эффект от ее применения возможен лишь в совокупности с иными методами обучения.

 

Список использованной литературы

 

  1. Ахметова Г.Д. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – 428 с.
  2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 188 с.
  3. Горылев А.И., Грудзинская Е.Ю. Организационно-управленческая деятельность преподавателя при проведении занятия в технологии «кейс-стади» при изучении юридических тем // Электронное методическое пособие [электронный ресурс] URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/gor_grud_activ.pdf
  4. Егоров В.Е. Использование казусов как дидактический метод конкретных ситуаций в преподавании правовых дисциплин (статья) - Научные исследования аспирантов Московского открытого социального университета. - М.: Изд-во МОСУ, 2006 [электронный ресурс] URL: http://cdn.scipeople.com/materials/33388/ИСПОЛЬЗОВАНИЕ%20КАЗУСОВ.doc
  5. Зыкова И.В. Использование метода кейс-стади (case-study) при обучении студентов юридического факультета // Юридическое образование и наука. 2012. №1. С. 7-8.
  6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  7. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: конспект лекций. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. – 35 с.
  8. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.

 


Информация о работе Кейс технологии в обучении