Хозяйственный механизм торговли и его основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:19, лекция

Описание работы

1. Сущность хозяйственного механизма торговой организации.
2. Хозяйственный расчёт как метод хозяйствования.
3. Планирование и прогнозирование как метод управления.
4. Стимулирование деятельности торговой организации как элемент хозяйст-венного механизма.
5. Структура управления торговой организацией в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Khozyaystvenny_mekhanizm_torgovli_i_ego_osnovnye (2).doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Хозяйственный механизм торговли и его основные элементы

 

  1. Сущность хозяйственного механизма торговой организации.
  2. Хозяйственный расчёт как метод хозяйствования.
  3. Планирование и прогнозирование как метод управления.
  4. Стимулирование деятельности торговой организации как элемент хозяйственного механизма.
  5. Структура управления  торговой организацией в современных условиях.

 

1. Сущность хозяйственного механизма организаций торговли.

Хозяйственный механизм торговой организации – совокупность форм и методов организации ее деятельности или способ организации деятельности, основанный на системе функционирования экономических отношений. 

Экономические отношения выступают в виде следующих хозяйственных форм:

- планирования и прогнозирования;

- ценообразования;

- хозяйственного (коммерческого) расчета;

- механизма получения прибыли;

- кредитования;

- налогообложения и др. 

Хозяйственный механизм торговой организации является подсистемой хозяйственного механизма всего хозяйственного комплекса региона. Различают теоретический, нормативный и реальный хозяйственный механизм.

Отличительные черты хозяйственного механизма организаций торговли в условиях рынка:

- ориентация хозяйственного механизма на более полное удовлетворение потребностей населения;

- повышение самостоятельности и самоокупаемости каждого хозяйственного звена и структурных подразделений торговой организации;

- планирование деятельности каждой торговой организации и подразделений торговли, в т.ч. разработка бизнес-планов;

Бизнес-план – программа деятельности организации, план конкретных мер по достижению конкретных целей фирмы, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

- стратегия получения максимального  конечного результата хозяйственной  деятельности с минимальными затратами;

- сочетание личных и общественных  интересов в трудовых коллективах.

Хозяйственный механизм торговой организации состоит из следующих элементов (звеньев):

  1. хозяйственного (коммерческого) расчета;
  2. планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности торговой организации;
  3. стимулирования деятельности торговой организации;
  4. организационной структуры управления торговой организации.

Основные направления совершенствования хозяйственного механизма:

  • углубление  хозяйственного расчета и усиление заинтересованности торговой организации в конечных результатах;
  • совершенствование планирования на уровне торговой организации, а именно:
    • повышение экономической обоснованности разрабатываемых плановых показателей на основе использования экономических норм и нормативов (рациональные нормы потребления, обслуживания, нормативы численности и др.);
    • совершенствование форм и методов планирования (программно-целевой метод, экономико-математическое моделирование, метод оптимизации различных вариантов планов);
    • дальнейшая демократизация содержания и организации процесса планирования.
  • совершенствование организационной структуры управления торговой организацией;
  • совершенствование и развитие форм и методов организации и оплаты труда;
  • повышение эффективности использования кредитных ресурсов;
  • проведение целенаправленной ценовой политики, придание ей гибкости в зависимости от эластичности спроса на товары и др.

 

+

Различают следующие виды хозяйственного механизма: теоретический, нормативный, реальный. Эти разновидности вполне применимы и для механизма экономического регулирования хозяйственной деятельности предприятий торговли.

Теоретический хозяйственный механизм представляет собой экономическую модель функционирования организаций торговли, которая основана на разработанных наукой представлениях об устройстве, закономерностях и путях развития экономики. 
 

Нормативный хозяйственный механизм определяется комплексом фиксированных экономических отношений, которые базируются на юридических нормативных актах и направлены на развитие торговой деятельности.

Реальный хозяйственный механизм представляет собой как нормативные, так и стихийно проявляющиеся экономические формы хозяйствования торговых организаций в условиях рыночной экономики.

 

 

2. Хозяйственный расчёт как метод хозяйствования.

+

В условиях рынка основным методом воздействия на экономику предприятия является экономический, который предполагает сопоставление результатов и затрат, осуществление деятельности субъекта хозяйствования любой формы собственности на хозяйственной основе, за счет собственных средств. Если же предприятие становится неплатежеспособным, то оно самоликвидируется, т.к. ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несет ответственности по его обязательствам, не отвечает за его долги. Применительно к субъекту хозяйствования рассматриваемый метод называется коммерческим расчетом, а для внутрихозяйственных структур предприятия –хозяйственный расчет.

Коммерческий расчет является методом эффективного ведения хозяйства, основанным на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, возмещения расходов собственными доходами.

В результате коммерческой деятельности предприятие - товаропроизводитель должно получать прибыль, доход.

Хозяйственный расчет в условиях рыночных отношений является модификацией коммерческого расчета, реализуемого на уровне структурных подразделений предприятия. Исходя из этого понимания термины хозяйственный расчет, внутрихозяйственный расчет, внутрипроизводственный хозрасчет – синонимы.

Коммерческий расчет как экономическая категория выражает отношения предприятия с внешней средой, с государством, с покупателями, поставщиками, банками и т.д. по поводу производства, распределения, обмена и потребления вновь созданной стоимости (товара).

Хозяйственный расчет как экономическая категория выражает отношение внутри предприятия между работниками, подразделениями и с администрацией по поводу производства, распределения, обмена и потребления части вновь созданной стоимости (товара).

Механизм коммерческого и хозяйственного расчета реализуется на предприятии на определенных основополагающих принципах.

 

Хозяйственный расчёт представляет собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности и нацелен на получение прибыли.

Сущность хозяйственного расчета на современном этапе перехода к рынку раскрывается через следующие его основные принципы:

- хозяйственно-оперативная самостоятельность торговой организации. Предполагает наличие у торговой организации основных и оборотных средств, возможности осуществления самостоятельного планирования и выбора партнеров (поставщиков товара, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций), статуса юридического лица;

- самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость предполагает покрытие расходов (текущих затрат) доходами и является первой ступенью хозяйственного расчета. Самофинансирование – более высокая ступень хозяйственного расчета, предполагает не только покрытие затрат, но и расширение объемов деятельности за счет получения достаточной прибыли для расширения объёмов деятельности;

- материальная заинтересованность  в торговой деятельности. Заключается в получении максимального хозрасчетного дохода при минимальных затратах. Хозрасчетный  доход – экономическая категория, выражающая конечный результат деятельности торговой организации, остающийся в ее распоряжении после уплаты налогов и отчислений (включает в себя чистую прибыль и фонд оплаты труда);

- материальная ответственность предполагает несение ответственности торговой организацией и ее работниками за нерациональное использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам (пеня за нерациональное использование кредита, санкции за недопоставку и несвоевременную поставку товаров и др.);

- экономическая ответственность  – понятие шире ,чем материальная ответственность и означает, что организация за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством;

- социальная ответственность предполагает поддержание и сохранение авторитета торговой организации, ее имиджа на рынке;

- денежный и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью торговой организации.

Хозяйственный расчет выступает в двух формах:  полный и внутренний.

Для полного хозрасчёта соблюдаются все вышеперечисленные принципы.

Для внутреннего хозяйственного расчета изменяется содержание 1 и 2 принципов:

  1. хозяйственно-оперативная самостоятельность торговой организации ограниченная контролем со стороны вышестоящего звена (потребкооперация, гос. торговля, ведомственная торговая организация)
  2. самоокупаемость.

Внутренний хозяйственный расчет составная часть полного хозяйственного расчета и выступает в следующих формах:

- хозрасчет хозяйственных единиц (магазин, столовая);

- хозрасчет структурных подразделений (участок, цех);

- хозрасчет бригад (отделов);

-  коллективный подряд с элементами внутреннего хозрасчета (бригадный и арендный).

 

3.  Планирование и  прогнозирование как метод управления.

 

 Планирование – это процесс, предусматривающий выполнение намеченной системы мероприятий с указанием порядка последовательности и сроков их выполнения.

Применительно к торговой организации, этот процесс означает экономическое обоснование основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации на основании использования внешней и внутренней информации..

Прогнозирование, в отличии от планирования, строится на предположении на более длительную перспективу и не позволяет в полной мере учесть условия деятельности организации, поэтому планирование в большей степени позволяет уменьшить и порой избежать риска в коммерческой и финансовой деятельности.

На уровне торговых организаций разрабатываются прогнозы на 2-3 года и план торгово-финансовой деятельности на предстоящий год.

По отдельным крупным торговым сделкам или инвестиционным проектам в современных условиях необходимо разрабатывать бизнес-планы, которые представляют собой конкретную программу действий торговой организации, включающую описание проекта, анализ рынка и конкурентов, план продажи или строительства, план финансирования со сроками возврата кредита, экономическое обоснование эффективности проекта.

Планирование как процесс включает в себя четыре этапа:

    1. анализ предыдущего и текущего состояния объекта планирования (показатели);
    2. прогноз развития показателей при определенных экономических условиях;
    3. постановку целей, то есть конкретного результата планирования;
    4. выработку программы достижения цели, которая предусматривает увязку целей с экономическими ресурсами, имеющимися для ее достижения.

Кроме того, планирование является экономическим методом руководства и управления хозяйственной деятельностью торговых организаций.

Этот элемент хозяйственного механизма в условиях рыночной конкуренции приобретает черты бизнес - планирования и самостоятельности.

 

4.Стимулирование деятельности торговой организации как элемент хозяйственного механизма.

 

 Стимулирование (или мотивация) деятельности торговой организации как элемент хозяйственного механизма включает в себя: заинтересованность и ответственность. Система стимулирования характеризуется экономическими рычагами и стимулами:

- формы и системы оплаты труда;

- механизм распределения прибыли;

- механизм ценообразования;

- кредитный механизм;

- налоговый механизм;

- конкуренция.

Таким образом, хозрасчетное стимулирование связано с организацией, оплатой и мотивацией труда, а также с хозяйственной и финансовой деятельностью торговой организации.

 

+ Действенность и эффективность хозрасчетного стимулирования зависит от взаимодействия таких важнейших сторон в хозяйственной деятельности торговой организации, как заинтересованность и ответственность работников.

5. Организационная структура управления торговой организацией в современных условиях.

 

Организационная структура управления является организационной формой разделения труда по принятию и реализации управленческих решений, характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. Организационная структура управления должна быть оптимальной, направленной на повышение стимулирования деятельности организации и на рост прибыли.

Информация о работе Хозяйственный механизм торговли и его основные элементы