Хозяйственный договор в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности исследования, можно сформулировать цель работы – анализ роли хозяйственного договора в предпринимательской деятельности. Цель предусматривает решение ряда задач:
1) характеристика правовой природы хозяйственного договора;
2) анализ правовой конструкции хозяйственного договора;
3) характеристика роли хозяйственного договора в предпринимательской деятельности.
Объектом исследования настоящей работы является: хозяйственный договор, его комплексная и всесторонняя характеристика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
3
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА.....................................................................................................

6
1.1 Понятие хозяйственного договора …………………………………….
6
1.2 Отличительные признаки хозяйственного договора.............................
12
1.3 Классификация хозяйственных договоров…………………………….
19
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА ……………………………..……………………………..........

24
2.1 Сделочная природа хозяйственного договора ….……………………..
24
2.2 Форма хозяйственного договора ……………………………………….
28
ГЛАВА 3 РОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………


37
3.1 Юридическая модель хозяйственного договора ………………………
37
3.2 Значение хозяйственного договора в предпринимательской деятельности………………………………………………………………….
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................
55

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим юридическую модель хозяйственного договора в аспекте парадигмы[2] одного из самых распространенных видов договоров – договора поставки.

Понятие договора поставки появилось в XIX веке в российской правовой теории и практике и не имело аналогов в других государствах. В основном договор поставки использовался для регулирования отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Впоследствии институт поставки получил закрепление и развитие в советском праве, под влиянием которого использовался восточно-европейскими странами, особенно в торговых отношениях с СССР [35, с. 23].

Характерной чертой дореволюционного российского гражданского законодательства являлось выделение договора поставки в качестве самостоятельного договора наряду с договором купли-продажи. При этом под поставкой понимался договор, по которому одна сторона обязывалась доставить другой какую-либо вещь за известную цену к известному сроку [41, с. 238]. Все отличие поставки от купли-продажи состояло в том, что поставка предполагала некоторый промежуток времени между заключением и исполнением договора, тогда как купля-продажа не предполагала (хотя и не исключала) такого промежутка времени. Это обстоятельство имело решающее значение, поскольку продавцом по договору купли-продажи мог выступать только собственник вещи, а следовательно, данным договором не охватывались правоотношения, предусматривающие, что лицо, обязующееся доставить имущество покупателю, приобретет это имущество в будущем к сроку исполнения обязательства.

В гражданско-правовой доктрине того времени отмечалось значительное сходство договоров купли-продажи и поставки и, более того, отсутствие каких-либо серьезных правовых оснований для выделения договора поставки в качестве самостоятельного договора.

Например, Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Совокупность юридических отношений, охватываемых на Западе одним понятием купли-продажи, у нас разлагается на три вида по едва уловимым признакам, а именно: на куплю-продажу в тесном значении этого слова, запродажу и поставку. В этом случае законодатель принял бытовые понятия, не обратив внимания на то, что они не содержат в себе достаточно юридических различий. С этой системой трех договоров, служащих одним и тем же юридическим средством достижения экономической цели, русское законодательство стоит совершенно одиноко среди других правильных законодательств» [57, с. 327].

При подготовке V книги проекта Гражданского уложения, который, как известно, был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 г., российские цивилисты рассматривали договор поставки как один из видов договора купли-продажи, определяя его как договор, в силу которого продавец обязуется за денежное вознаграждение доставить покупателю известное количество заменимых вещей к назначенному в договоре сроку. При этом подчеркивалось, что порядок исполнения договора поставки вполне применим и к договору купли-продажи, в особенности если он заключен с условием о доставке товара к известному сроку. Одинаковыми признавались и последствия неисполнения указанных договоров [18, с. 98].

Гражданский кодекс 1922 г., содержание которого во многом было предопределено дореволюционным проектом Гражданского уложения, не включал в себя нормы о договоре поставки как самостоятельном виде гражданско-правового договора. Однако в дальнейшем в связи с жестким централизованным регулированием имущественного оборота и всеобъемлющим планированием экономических отношений, что привело к созданию централизованной плановой административно-командной системы управления экономикой, договор поставки стал рассматриваться в качестве оптимального средства доведения плановых заданий до конкретных участников имущественного оборота. В советский период развития гражданского права договор поставки снова признается самостоятельным договором, являющимся основной правовой формой отношений организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором [36, с. 296].

Под договором поставки понимался плановый договор, по которому организация-поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок в оперативное управление организации-покупателю определенную продукцию согласно обязательному для обеих организаций плановому акту распределения продукции; организация-покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам. Договором поставки признавался также и заключаемый между организациями по их усмотрению договор, по которому поставщик обязуется передать покупателю продукцию, не распределяемую в плановом порядке, в срок, не совпадающий с моментом заключения договора (ст. 44 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., ст. 258 ГК РСФСР 1964 г.).

Отличительными признаками договора поставки как самостоятельного договора признавались: участие в договоре поставки только социалистических организаций; плановый характер договора; несовпадение момента исполнения возникающего из договора обязательства со сроком заключения договора [36, с. 297].

Договор поставки относится к договорам, широко распространенным в сфере материально-технического обеспечения и оптовой торговли. В связи с процессом реформирования экономики и внедрением в нее рыночных отношений сфера действия этого договора значительно сократилась.

Основной причиной такого сокращения является отказ от распорядительного принципа материально-технического обеспечения и оптовой торговли, а также распад СССР, образование суверенных государств и как следствие разрыв ранее сложившихся хозяйственных связей.

Вскоре после распада СССР выяснилось, что в силу сложившейся в прежнем едином пространстве интеграции большинство возникших суверенных государств не в состоянии обеспечивать нормальное развитие своих экономик. Стало очевидным, что без восстановления основных ранее сложившихся хозяйственных связей не обойтись. Лучшим подтверждением тому является тот факт, что уже в марте 1992 года между государствами СНГ заключено Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участниками СНГ [25, с. 69].

Этому процессу способствовало и то, что на прежнем едином пространстве было большое количество предприятий – монополистов, от услуг которых сразу отказаться было невозможно.

В Республике Беларусь наличие таких предприятий фактически предопределило необходимость сохранения принудительного порядка заключения договоров поставки в сфере материально-технического обеспечения и оптовой торговли. Не случайно, поэтому одним из первых законов, регулирующих отношения в этой сфере, стал Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд» [4]. В нем было предусмотрено, что поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров, не имеют права необоснованно отказываться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд.

Переход к свободному формированию хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления возможен лишь при наличии определённых экономических условий, как внешних, так и внутренних. До тех пор, пока такие условия не будут созданы, а на это, безусловно, потребуется время государство будет вынуждено вмешиваться в процесс формирования хозяйственных связей по поставкам. Такое вмешательство предполагает соответственно законодательное его закрепление.

Несмотря на наличие в правовой доктрине различных мнений по поводу того, относится ли поставка к одному из видов договоров купли-продажи либо является самостоятельным гражданско-правовым договором, в данной работе поставка рассматривается исходя из позиции, закреплённой в ГК Республики Беларусь, - как вид договора купли-продажи. В нем приводятся лишь характерные признаки этого договора, отличающие его от других видов договора купли-продажи. В частности, в ст. 476 ГК Республики Беларусь, посвященной договору поставки, сказано: «По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые им или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием» [39, с. 16].

Договор поставки является одной из разновидностей договора купли – продажи и выделился в законодательстве в отдельный правовой институт недавно по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века он был выделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время практически не имел аналогов. Иногда его называют предпринимательской или торговой куплей-продажей).

С самого зарождения этот институт использовался преимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это явилось следствием того, в середине 18 века в Российской Империи господствовал монархический строй правления, для которого характерна приоритетность интересов государства перед частными интересами. Так, в Своде законов гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемь статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) – более 240. Всё вышеупомянутое имеет прямое отношение и для Белоруссии, так как с 18 века её история (как и история её права) неразрывно связана с Российской Империей.

Итак, договором поставки называется договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий коммерческую (предпринимательскую) деятельность, обязуется передать (продать) в обусловленный срок (сроки) производимые (закупаемые) им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием, а покупатель обязуется принять эти товары и уплатить за них определенную сумму (цену).

Следует отметить, что в юридической литературе нет и не было единства мнений по поводу видовых признаков договора поставки. Одни авторы таковыми считают субъектный состав договора и предмет (особый характер использования предмета); другие - субъектный состав, цель приобретения товара покупателем и особый признак товара, выступающего предметом договора поставки (товары производятся или закупаются поставщиком); третьи - требования к субъектному составу, цель договора и предмет (только товар, но не имущественные права); четвертые - правовой статус поставщика и цель приобретения товара; пятые - состав сторон договора (правовой статус поставщика), цель продажи (приобретения) товара и передача товара в обусловленный срок или сроки [12, с. 61].

К отличительным (видовым) признакам договора поставки следует отнести:

- специфика субъектного состава – сторонами договора обычно выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- цель приобретения товара покупателем - для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием;

- срок (сроки) поставки товара покупателю.

Сторонами договора являются поставщик-продавец и покупатель.

При этом поставщик прямо определяется ст. 476 ГК Республики Беларусь как субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, - самостоятельную деятельность, осуществляемую юридическими и физическими лицами в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли (часть вторая п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь).

Покупатель же прямо не определен ГК Республики Беларусь как субъект предпринимательской деятельности, однако исходя из содержания ст. 476 ГК Республики Беларусь он ограничен в направлениях использования приобретаемого им товара, что для целей договора поставки покупатель, как правило, является осуществляющим предпринимательскую деятельность лицом. В качестве исключения можно рассматривать ситуацию, когда например, некоммерческая организация приобретает по договору поставки имущество для дальнейшей безвозмездной передачи.

Наконец, поставщик обязуется передать товары покупателю в обусловленный срок (сроки).

На наш взгляд, указанные признаки договора поставки необходимо считать главными. Все другие, называемые еще «вторичными», как правило, развивают и дополняют их.

К их числу О.С. Иоффе отнес следующие:

а) договор поставки создает обычно длительные отношения между сторонами;

б) подлежащий поставке товар может отсутствовать в момент заключения договора;

в) поставщик не всегда является производителем товара [30, с. 73].

Договор поставки является консенсуальным, двусторонним, возмездным.

Для правильной квалификации договорных отношений между сторонами следует в каждом конкретном случае проанализировать соответствие договора тем признакам договора поставки, которые следуют из буквального толкования законодательного определения данного договора. Причем не стоит основополагающее значение придавать сроку передачи товара покупателю прежде всего потому, что договор купли-продажи также может быть заключен и исполнен в разное время (в соответствии со ст. 427 ГК Республики Беларусь). Нельзя рассматривать какой-либо из признаков договора поставки в качестве основного. Именно исследование конкретного договора с точки зрения его соответствия всем признакам договора поставки позволяет правильно квалифицировать отношения сторон [12, с. 64].

Поставка в течение десятков лет регулировалась большим количеством нормативных актов. Сейчас заключение, изменение, исполнение и прекращение договоров поставки осуществляется в соответствии с Гражданским законом Республики Беларусь, а именно §3 гл. 30 ГК Республики Беларусь. В случае недостаточности этих норм к отношениям по поставке применяются в соответствии с п.5 ст.424 ГК Республики Беларусь общие положения о купле-продаже, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом и иными актами законодательства о договоре поставки.

Помимо норм ГК Республики Беларусь договор поставки регулируется специальными актами. К ним относятся:

- Положение «О поставках товаров в Республике Беларусь» (утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 года №444) [7], Положение «О приемке товаров по количеству и качеству» (утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 03 сентября 2008 г. № 1290) [8] и др.

Таким образом, значительная регулятивная роль принадлежит государственным институтам. Здесь государственное вмешательство не только вполне логично, но и абсолютно необходимо. Важно только определить разумную меру такого вмешательства. Именно государство должно без прямого оперативного вмешательства во внутренние дела субъектов гражданских правоотношений создать такие правила игры, которые бы в дальнейшем исключили существующий ныне низкий уровень договорных отношений.

Информация о работе Хозяйственный договор в предпринимательской деятельности