Хозяйственный договор в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности исследования, можно сформулировать цель работы – анализ роли хозяйственного договора в предпринимательской деятельности. Цель предусматривает решение ряда задач:
1) характеристика правовой природы хозяйственного договора;
2) анализ правовой конструкции хозяйственного договора;
3) характеристика роли хозяйственного договора в предпринимательской деятельности.
Объектом исследования настоящей работы является: хозяйственный договор, его комплексная и всесторонняя характеристика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
3
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА.....................................................................................................

6
1.1 Понятие хозяйственного договора …………………………………….
6
1.2 Отличительные признаки хозяйственного договора.............................
12
1.3 Классификация хозяйственных договоров…………………………….
19
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА ……………………………..……………………………..........

24
2.1 Сделочная природа хозяйственного договора ….……………………..
24
2.2 Форма хозяйственного договора ……………………………………….
28
ГЛАВА 3 РОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………


37
3.1 Юридическая модель хозяйственного договора ………………………
37
3.2 Значение хозяйственного договора в предпринимательской деятельности………………………………………………………………….
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................
55

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, возможно использование при заключении договора факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного подобного аналога собственноручной подписи. Но допускается это только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон. Например, при отсутствии в договоре процедуры согласования подлинности текста договора и при возникновении спора о наличии подписанного договора и других документов хозяйственный суд вправе не принимать в качестве доказательства документы, подписанные цифровой (электронной) подписью.

Во-вторых, договор может быть подписан представителем уполномоченного лица. Выяснение подлинных полномочий представителя имеет большое значение при заключении хозяйственных договоров и вытекающих из правовых последствий. Поэтому Пленум Высшего Хозяйственного Суда неоднократно возвращался к этому вопросу. В названном ранее постановлении, в п.п. 11 - 13, в частности, говорится: «При рассмотрении дел о заключении, изменении, расторжении договоров хозяйственным судам необходимо строго следовать указаниям закона в отношении статуса лиц, намеревающихся вступить или вступивших в договорные правоотношения.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 51 ГК Республики Беларусь).

Следует иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве).

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и на основании выданной ему доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 188 ГК Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 183 ГК Республики Беларусь представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. Поэтому, например, представитель предприятия не может заключать от имени предприятия, представителем которого он является, договор с самим собой, а также с другим предприятием, представителем которого он одновременно является.

Однако следует учитывать, что одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством (ст. 185 ГК Республики Беларусь).

Для заключения договора полным товариществом, ведение дел которого осуществляется совместно его участниками, требуется согласие всех участников.

Заключению договора участником полного товарищества, ведение дел которого поручено другим (одному или нескольким) его участникам, должно предшествовать получение соответствующей доверенности от участника (участников), ведущего (ведущих) дела товарищества (ст. 69 ГК Республики Беларусь). При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (п. 1 ст. 184 ГК Республики Беларусь).

Это же правило распространяется на вкладчиков в коммандитном товариществе (ст. 83 ГК Республики Беларусь)».

В хозяйственной деятельности и судебной практике нередко возникал вопрос, должен ли акцептант исполнить все обязанности, предусмотренные в оферте, или вправе исполнить лишь часть из них.

В названном выше постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (п. 4) содержится следующий ответ на этот вопрос: «В соответствии со ст. 408 ГК Республики Беларусь акцептом (ответом о согласии на заключение договора) могут быть признаны не только выраженный в письменной или иной форме ответ лица, которому адресована оферта (предложение о заключении договора), но и его действия по выполнению указанных в оферте существенных условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.). При этом достаточно, чтобы эти действия были направлены и на частичное выполнение этих условий, но обязательно в срок, установленный оферентом для акцепта. Данный порядок акцептования оферты применим, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.

Согласно п. 3 ст. 159 ГК Республики Беларусь и п. 2 ст. 408 ГК Республики Беларусь лишь в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон, молчание может быть признано выражением воли акцептанта заключить договор с оферентом. Оферта с момента получения ее адресатом, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, связывает оферента с его предложением в течение срока, необходимого для получения акцепта. До истечения указанного срока оферент не вправе заключать договор с третьим лицом, если это сделает невозможным заключение договора с акцептантом, но может в это же время сделать предложение третьему лицу о заключении с ним договора при условии отказа лица, получившего оферту. Заключение оферентом договора с третьим лицом к моменту получения акцепта, делающее невозможным исполнение договора с акцептантом, может повлечь ответственность оферента перед акцептантом за нарушение обязательств.

Однако хозяйственным судам также следует учитывать положения статьи 406 ГК Республики Беларусь, предусматривающей, что полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано».

Нотариальная форма договора является обязательной в случаях, предусмотренных законодательными актами и соглашением сторон (п. 2 ст. 164 ГК Республики Беларусь).

Порядок нотариального удостоверения договоров определяется Законом Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» [6].

В частности, в указанном Законе говорится, что нотариусы удостоверяют сделки об отчуждении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, а также принадлежащего юридическим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Удостоверение сделок об отчуждении недвижимого имущества производится нотариусом по месту нахождения недвижимого имущества. В случае, если имущество, право собственности или иное право на имущество подлежат государственной регистрации, сделка об отчуждении такого имущества удостоверяется при условии представления нотариусу документа, подтверждающего государственную регистрацию соответствующего права на имущество либо государственную регистрацию имущества на имя отчуждателя. Сделки об отчуждении недвижимого имущества, облагаемого налогом, удостоверяются нотариусом при условии представления собственником этого имущества документа, подтверждающего уплату соответствующего налога. Не может являться предметом договора отчуждения недвижимое имущество, в отношении которого наложены запрещение отчуждения либо арест (ст. 66).

Нотариальное удостоверение договоров осуществляется путем совершения на документе, соответствующем требованиям ст. 161 ГК Республики Беларусь, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

Нотариальному удостоверению подлежат, в частности, договоры об ипотеке (п. 3 ст. 320 ГК Республики Беларусь), о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (часть вторая п. 2 ст. 320 ГК Республики Беларусь), об уступке требования или переводе долга, основанных на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 360 ГК Республики Беларусь, п. 2 ст. 362 ГК Республики Беларусь).

В настоящее время нотариальное удостоверение хозяйственных договоров нередко заменяется требованием их государственной регистрации.

В ГК содержится требование о государственной регистрации права собственности и других вещных прав на все виды недвижимого имущества и сделок с ним (ст.ст. 131, 165, 320, 360, 529, 531, 545, 580, 622, 629 ГК Республики Беларусь), а также установлены последствия несоблюдения требования о государственной регистрации сделки (ст. 166 ГК Республики Беларусь).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется, помимо ГК, Кодексом Республики Беларусь о земле [3], Законом Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» [5] и иным законодательством.

В соответствии с Законом о регистрации установлены правила государственной регистрации в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества:

1) земельных участков;

2) капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений;

3) изолированных помещений, в том числе жилых;

4) предприятий как имущественных комплексов;

5) других видов недвижимого имущества в случаях, установленных законодательными актами.

Государственная регистрация является одной из форм контроля государства за законностью заключаемых хозяйственных договоров и выступает доказательством существования зарегистрированного права.

Несоблюдение требуемой формы хозяйственного договора и его государственной регистрации может вызывать различные последствия.

Как уже было сказано выше, в соответствии с п. 1 ст. 163 ГК Республики Беларусь несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В случаях же, прямо установленных законодательными актами или соглашением сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (п. 2 ст. 163 ГК Республики Беларусь).

Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее регистрации установлены ст. 166 ГК Республики Беларусь. Такие сделки считаются ничтожными.

Если же одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от него, хозяйственный суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать ее действительной. В этом случае не требуется последующего нотариального удостоверения сделки.

Если сделка совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, хозяйственный суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Таким образом, в соответствии со ст. 154 ГК Республики Беларусь сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В приведенном определении сделок содержатся их отличительные признаки.

Во-первых, сделки - это действия. Являясь действиями, сделки противостоят тем самым событиям, то есть обстоятельствам, не зависящим от воли лица (например, явлениям стихийного характера - пожару, наводнению).

Во-вторых, сделки - это правомерные действия, не запрещенные законом. Этим сделки отличаются от противоправных действий - деликтов (причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу другого лица).

В-третьих, сделки - это волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть на достижение правовых последствий. Этим сделки отличаются от поступков - действий, лишенных такой целенаправленности (в качестве примера можно привести находку: обнаружение утерянной кем-то вещи не имеет целенаправленного характера, является, как правило, случайностью).

Как волевой акт, сделка представляет собой органическое сочетание внутренней воли лица (внутреннего намерения лица совершить сделку) и волеизъявления (внешнего проявления внутренней воли, которое выражается вовне в определенной объективированной форме).

В виде общего правила, волеизъявление выражается в форме определенного действия - выдача доверенности, составление завещания, оформление договора.

Регулируя форму договора, законодатель "устанавливает требования к ней и последствия их несоблюдения в целях конкретизации отношений сторон, четкости определения их прав и обязанностей". Нормы ГК Республики Беларусь, регулирующие форму хозяйственных договоров, группируются в гл. 9, 27, 28, а также других главах, посвященных различным их типам. Форма договора регулируется специальными правилами о форме договоров и общими правилами о форме сделок (п. 1 ст. 404 ГК Республики Беларусь). Требования законодателя к форме хозяйственного договора направлены на придание отношениям сторон определенности, исключение двусмысленности и снятие спорности по их исполнению в будущем, что является залогом стабильности рассматриваемых договоров, а значит, и высокой договорной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 

РОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1 Юридическая модель хозяйственного договора

Информация о работе Хозяйственный договор в предпринимательской деятельности