Государственный контроль за хозяйственной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Понятие государственного контроля за хозяйственной деятельностью
Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.
Вопрос 3. Антимонопольная деятельность государства
Вопрос 2. Виды государственного контроля

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

Должностные лица и (или) представители  юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители  при проведении мероприятий по контролю имеют право:

 

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки;

 

получать информацию, предоставление которой предусмотрено рассматриваемым  Законом и иными нормативными правовыми актами;

 

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать  в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

 

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных  лиц, ответственных за организацию  и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих  представителей при проведении мероприятий  по контролю.

 

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю  вследствие действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством  РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

 

Защита прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

 

Заявления об обжаловании  действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных  лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством  РФ.

 

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью  или частично в порядке, установленном  законодательством РФ.

 

В настоящей главе в  силу ограниченности объема учебника рассмотрены лишь отдельные средства государственного регулирования предпринимательства. Не меньшее значение имеют и иные инструменты регулирования, например такие, как бухгалтерский учет и  отчетность, цена, государственный  заказ и др.

 

Вопрос 3. Антимонопольная  деятельность государства

 

 

Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих  субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

 

Положение о Федеральной  антимонопольной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331)

 

Федеральная антимонопольная  служба является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных  законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных  законодательством полномочий антимонопольного органа).

 

 

Руководство деятельностью  Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

 

Федеральная антимонопольная  служба в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

 

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями.

 

На рынке финансовых услуг  Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность совместно  с: ФКЦБ РФ - на рынке ценных бумаг; ЦБ РФ - на рынке банковских услуг; Минфина  РФ - на рынке страховых услуг; Федеральными органами исполнительной власти, регулирующими  этот; рынок - на рынке иных финансовых услуг.

 

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями  от 24 июня 1992 г.) устанавливает следующие  полномочия антимонопольного органа:

 

1) при наличии признаков  нарушения антимонопольного законодательства  возбуждать дела, по результатам,  рассмотрения которых принимать  решения и выдавать предписания;

 

2) выдавать хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения  предписания:

 

о недопущении действий, создающих  угрозу нарушения антимонопольного законодательства;

 

об устранении последствий  нарушения антимонопольного законодательства;

 

о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

 

о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении  из их состава одной или нескольких организаций;

 

об изменении условий  или о расторжении договоров  и иных сделок;

 

о заключении договоров с  хозяйствующими субъектами;

 

о перечислении в федеральный  бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;

 

об изменении или ограничении  использования фирменного наименования;

 

о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий;

 

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

 

3) выдавать федеральным  органам исполнительной власти, органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органам местного самоуправления  и иным наделенным функциями  или правами указанных органов  власти органам или организациям, а также их должностным лицам  обязательные для исполнения  предписания:

 

об отмене или изменении  принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;

 

о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства;

 

о расторжении или об изменении  соглашений, заключенных ими и  противоречащих антимонопольному законодательству;

 

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

 

4) привлекать коммерческие  организации и некоммерческие  организации, их руководителей,  физических лиц, в том числе  индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или  правами указанных органов власти  органов или организаций к  административной ответственности  за нарушение антимонопольного  законодательства в случаях и  в порядке, которые установлены  законодательством об административных правонарушениях;

 

5) проводить проверку соблюдения  антимонопольного законодательства  хозяйствующими субъектами, федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, иными наделенными функциями  или правами указанных органов  власти органами или организациями,  получать от них необходимые  документы и информацию, объяснения  в письменной и устной формах;

 

6) обращаться в суд или  арбитражный суд с заявлениями  о нарушении антимонопольного  законодательства, в том числе:

 

о признании недействительными полностью или в части:

 

противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями  или правами указанных органов  власти органов или организаций;

 

договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;

 

об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;

 

о ликвидации коммерческих организаций  и некоммерческих организаций;

 

7) участвовать в рассмотрении  судом или арбитражным судом  дел, связанных с применением  и нарушением антимонопольного  законодательства;

 

8) устанавливать наличие  доминирующего положения хозяйствующего  субъекта;

 

9) давать разъяснения по  вопросам применения антимонопольного  законодательства;

 

10) формировать и вести  реестр хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного  товара в размере более 35 процентов;

 

11) давать в установленном  порядке заключения о наличии  или об отсутствии ограничения  конкуренции на товарном рынке  при введении, изменении и прекращении  действия таможенных тарифов  и о введении нетарифных мер;

 

12) осуществлять сотрудничество  с международными организациями  и государственными органами  иностранных государств, принимать  участие в разработке и реализации  международных договоров Российской  Федерации, работе межправительственных  и межведомственных комиссий, координирующих  международное сотрудничество Российской  Федерации, осуществлении международных  программ и проектов по вопросам  компетенции антимонопольного органа;

 

13) осуществлять обмен  информацией с федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, международными  организациями и государственными  органами иностранных государств в пределах своей компетенции;

 

14) направлять рекомендации  о развитии конкуренции соответствующим  федеральным органам исполнительной  власти, органам исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или  правами указанных органов власти  органам или организациям;

 

15) проводить анализ состояния  товарных рынков;

 

16) осуществлять иные предусмотренные  настоящим Законом полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА  10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ

 

ЗА  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 

 

 

Вопрос  1. Понятие государственного контроля за хозяйственной деятельностью

 

     Контроль - одно  из средств государственного  регулирования экономики и предпринимательской  деятельности. Поскольку государственный  контроль осуществляется государственными  органами, его следует рассматривать  как одну из форм реализации  государственной власти.

 

     Государственный  контроль в сфере предпринимательской   деятельности представляет собой  систему проверки и наблюдения  за соблюдением коммерческими  и некоммерческими организациями  требований нормативных актов  при осуществлении предпринимательской  деятельности.

 

     Разновидностью  контроля является надзор, который   подразделяется на общий надзор  прокуратуры  за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, действующих на территории  Российской Федерации, в том  числе в сфере хозяйственной  деятельности, и административный  надзор.

 

     Согласно  науке  административного права, отличие  контроля от надзора сводится  к следующим наиболее характерным  чертам:

 

     а) органы  надзора (в том числе прокурорского)  выполняют свои функции и полномочия  в отношении тех объектов, которые   им организационно не подчинены;  органы контроля - в основном в  отношении организационно подчиненных  и в некоторых случаях в  отношении неподчиненных объектов;

 

     б) в процессе  контроля могут применяться   меры дисциплинарного воздействия   в отношении виновных лиц; в  процессе же административного  надзора применяются  меры  административного воздействия   к физическим и юридическим  лицам;

 

     в) органы  контроля занимаются проверкой   различных сторон деятельности  подконтрольных объектов; органы  административного надзора проверяют  соблюдение специальных правил  на поднадзорных им объектах.

 

 

Вопрос  2. Виды государственного контроля

 

     Виды  контроля  различаются в зависимости от  оснований его классификации.  Так, объем проверяемой деятельности  позволяет выделить общий контроль  и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

 

     В зависимости  от стадии контроля и  цели  проверки выделяют предварительный,  текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет  своей целью предупреждение и  профилактику соблюдения параметров  предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует  цель оценки реально осуществляемой  предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает  проверку исполнения тех или  иных решений государственных  органов в сфере предпринимательской  деятельности и соответствующих  результатов.

Информация о работе Государственный контроль за хозяйственной деятельностью