Виды и методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
I. Сущность финансового контроля……………………………………...........................5
1.1 Понятие и значение финансового контроля ……………………………….………..5
1.2 Функции и сущность финансового контроля……………………………………….6
II. Классификация финансового контроля………………………………...…………….8
2.1 Формы и виды финансового контроля……………………………………………....8
2.2 Методы финансового контроля…………………………………...………………...10
2.3 Сфера финансового контроля……………………………………………...………..14
III. Пути совершенствования финансового контроля РФ…………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………….............18
Список литературы……………………………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_-_kopia2.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

Место проведения контроля: Камеральный, выездной;

Полнота охвата проверяемого материала (информации): сплошной, выборочный;

Характер  источников контроля: документальный, фактический;

Периодичность проведения контроля: систематический, периодический, единовременный;

Полнота охвата проверяемых вопросов: комплексный, тематический, встречный;

Повторяемость изучения источников контроля : первичный, повторный, дополнительный.

В зависимости  от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных  операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных  учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового  законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением  деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Исходя  из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний  и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем  понимают: по отношению к органам  государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей  деятельности от органов государственной  власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению  к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами.2 Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

2

 

 

 

 

 

2.2 Методы финансового  контроля

 

Различают следующие методы проведения контроля:

1. проверки;

2. обследования;

3. надзор;

4. анализ  финансового состояния;

5. наблюдение (мониторинг);

6. ревизии.

Проверки  производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных  документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные  обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой  отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.

Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью  определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия  проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности  совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления  нарушений и недостатков в  деятельности ревизуемого объекта.

По полноте  охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

1. полные - предусматривают проверку всех  сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта;

2. частичные  - проводятся для проверки отдельных  сторон или участков финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов;

3. комплексные  - являются наиболее полными, охватывающими  все стороны деятельности проверяемого  предприятия, учреждения, организации,  охватывают хозяйственную и финансовую  деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного  использования материальных, трудовых  и финансовых ресурсов, качества  и состояния бухгалтерского учета  и отчетности. Для проверки узких  технических и технологических  вопросов к ревизии привлекаются  соответствующие специалисты. Это  позволяет при проведении комплексной  ревизии обеспечить эффективность  и полноту ее результатов;

4. тематические - проводятся на определенную  тему по деятельности однотипных  предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные  недостатки или нарушения и  принять меры к их устранению.

В зависимости  от степени «охвата» финансовых и  хозяйственных операций различают  ревизии:

1. сплошные - предполагают проверку всех  операций на определенном участке  деятельности за весь проверяемый  период;3

2. выборочные - это проверка определенной части  первичных документов за тот  или иной промежуток времени.  Как правило, проверяют один  месяц в квартале, при обнаружении  нарушений переходят к сплошной  ревизии;

комбинированные - предусматривают проверку одних  участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким  документооборотом, осуществляющие крупные  хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля .3На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Сферы финансового  контроля

 

Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность  и полноту отражения стоимостных  показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность  для анализа и объективной  оценки динамики финансовых показателей  и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития как отдельной сферы  деятельности , так и всего государства.

В странах  с рыночной экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы  государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление  и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы  государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская  деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части  соблюдения финансовой дисциплине при  выполнении монополиями государственных  заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими  налоговых деклараций.

За сферу  государственного контроля выходит  финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий  и частного предпринимательства  самим владельцами финансового  капитала или его отдельных компонентов. Конечной целью предпринимательской  деятельности в любой сфере, как  правило, является обогащение, т.е. ни что  иное как возрастание первоначального  капитала.

Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских  служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический  анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или  другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

 

В настоящее  время большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности. Совершенствование  финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.

Ключевым  направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности  является принятие единой концепции  государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

В целях  повышения эффективности расходования государственных средств перспективным  направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности  государственных расходов, который  представляет собой направление  деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведённых  ревизий и проверок. Для повышения  эффективности проведения ревизий  финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового  контроля необходимо в законодательном  порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности  ревизуемых организаций.

Важным  вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования  эффективности государственного финансового  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового  контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения  эффективности использования государственных  ресурсов. В целях совершенствования  аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения  качества оказываемых аудиторских  услуг. Важное значение в этой связи  приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых  аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления  некачественного аудита, упрощение  существующей системы судебного  делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

Информация о работе Виды и методы финансового контроля