Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Задача: Гражданин Нефедов А.С. получил перевод из-за пределов Республики Беларусь от гражданина РФ в сумме 5000 долларов США. Даная сумма передана Нефедову А.С. по договору займа на срок 8 месяцев. Является ли такая операция валютной? Назовите вид данной операции. Существуют ли какие-либо ограничения по осуществлению данного вида валютных операций? Сформулируйте понятие валютной операции, охарактеризуйте ее виды.

Файлы: 1 файл

Finansovoe_pravo_10_var.docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

 

  1. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок.

Финансы выполняют две  функции, в том числе контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом, и субъектом контроля.

В самом общем плане  реализация контрольной функции  финансов состоит в выявлении  отклонений от заданных экономической  и финансово политикой нормативных  предписаний относительно функционировать  всей системы хозяйственных и  финансовых отношений. В более узком  значении контрольная функция состоит  в предупреждении и устранении вы явленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих  развитие экономики и финансов, наносящих  вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Финансовый контроль реализуется  относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения  и использования государственных  денежных средств. Исходя из этого основными  задачами финансового контроля является проверка: выполнения финансовых обязательств перед государством; законности распределения  финансовых ресурсов; целевого характера  и эффективного использования государственных  средств; правильности совершения финансовых операций; соблюдения государственной  финансовой дисциплины.

Особенностями финансового  контроля являются его всеобъемлющий  и универсальный характер и то, что его объекты - это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную  форму.

В сфере финансового контроля находятся  практически все органы государственной  власти и государственного управления, предприятия, не зависимо от форм собственности, та часть населения, которая являете: участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в  том, что, несмотря на специфику всех субъектов финансового контроля, последние используют фактически одни и те же приемы и способы.

Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.

Финансовый контроль, особенно в  сфере материального производства имеет кроме чисто контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин «контроль рублем» широко использовался в экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.

Финансовый контроль фиксирует  отклонения от установленных государством предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных  в законодательном порядке относительно функционирования финансового механизма государства, и обязанность соблюдать их формируют финансово-правовую категорию финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ, он осуществляется постоянно, несмотря на то что финансово-плановые акты, как правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.                                                                                                                                                                                                                                        

Система финансового контроля Республике Беларусь включает государственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.1

Виды финансового  контроля.

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля, а также финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Национальное собрание и местные  Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении соответствующих бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о результатах и ходе исполнения бюджета.

Постоянные комиссии, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания в процессе своей деятельности обсуждают, анализируют  и проверяют информацию о ходе исполнения бюджета, рассматривают проект республиканского бюджета на предмет его соответствия действующему законодательству.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства, другие органы управления (объединения и т. д.) по отношению к подведомственным им организациям. В этих целях в их составе создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы и т. д.).

В системе ведомственного контроля важное значение имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, осуществляемый аппаратом бухгалтерии и финансовых служб организаций. Главная задача этого вида контроля - непрерывное наблюдение за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами, Этот контроль - платный. Между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в организациях на общественных началах. К данному виду контроля относятся обращения граждан в правоохранительные, контрольные органы, средства массовой информации, которым сообщается о фактах злоупотреблений в финансовой сфере.

Формы финансового контроля.

Предварительный финансовый контроль предшествует движению денежных средств. Его задача - обеспечить законность и целесообразность использования денежных средств, предупредить нарушения финансовой дисциплины. Он осуществляется финансовыми органами путем проверки финансовых смет, бухгалтерских отчетов, балансов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету и других бухгалтерских документов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе формирования доходов бюджетов, отраслей хозяйственной деятельности, организаций и в процессе реального движения денежных средств. Его задача - обеспечить режим экономии при расходовании денежных средств, мобилизации внутренних резервов, поступлении платежей и т. д.

Последующий финансовый контроль совершается после производства организациями денежных операций и расходов их вышестоящими и финансовыми органами. Его задача - обеспечить проверку законности, правильности и эффективности исходов.

Методы финансового контроля. Виды проверок.

Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при  помощи определенных способов и приемов.

В зависимости от источников проверяемых  данных различают контроль документальный и фактический.

Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.

Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.2

Основным методом финансового  контроля является проверка, под которой в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ) понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

В зависимости от периодичности  проведения и включения в координационный план проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в координационной план контрольной (надзорной) деятельности. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь в соответствии с п. 15 Положения о порядке организации и проведении проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Положение) формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля. Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Высшим Хозяйственным Судом, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами. Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями сводных планов проверок, включающих проверки (в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля), проводимые соответствующими государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами).

Плановые проверки проводятся:

  • в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска (сфера контроля (надзора)) для назначения плановых проверок, определенными Указом;
  • на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

В соответствии с п. 7 Указа контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  • к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года;
  • к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года;
  • к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Внеплановые проверки (проверки в отношении проверяемых субъектов без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности) назначаются:

  • по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;
  • Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями Комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;
  • Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;
  • руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

Плановые проверки проводятся:

  • в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска [сфера контроля (надзора)] для назначения плановых проверок, определенными Указом;
  • на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

В соответствии с п. 7 Указа контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  • к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года;
  • к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года;
  • к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Информация о работе Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок