Виды финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности, особенностей и видов финансовых правоотношений в целом, а также особенностей бюджетных правоотношений в частности.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
ознакомление с действующим законодательством Российской Федерации, посвященным данной теме;
изучение и анализ научной литературы по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие и особенности финансовых правоотношений 4
2.Виды финансовых правоотношений 10
Заключение 15
Список используемых источников 17

Файлы: 1 файл

фин.правоотношения.docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение          3

1.Понятие и особенности  финансовых правоотношений   4

2.Виды финансовых правоотношений      10

Заключение          15

Список используемых источников      17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней. И развитие финансовых отношений объективно требует четкого регулятора, каковым является право. В результате узаконенного закрепления финансовых отношений государство придает им юридическую силу, и, таким образом, финансовые отношения становятся правовыми: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.  

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов данных правоотношений, а также сложностью их правового регулирования.

Целью данной работы является рассмотрение сущности, особенностей и видов финансовых правоотношений в целом, а также особенностей бюджетных правоотношений в частности.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

    • ознакомление с действующим законодательством Российской Федерации, посвященным данной теме;
    • изучение и анализ научной литературы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и особенности финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

В науке финансового права наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру финансовых правоотношений, что является скорее достоинством, чем недостатком. Рассмотрим различные мнения относительно понятия и особенностей финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности. Общим в финансовых правоотношениях является:

    • то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
    • индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения;
    • связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности;
    • эти правоотношения носят волевой характер;
    • охраняются государством.

Характерные черты финансовых правоотношений проявляются в том, что:

    • они возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
    • они возникают по поводу денег и, следовательно, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер.

Следует отметить, что в ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, ибо обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

    • финансовые правоотношения требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;
    • большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер и построены по схеме «власть — подчинение»;
    • юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Стоит отметить, что указанные черты только в совокупности дают полное представление о финансовом правоотношении. И при ограничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, от административного, гражданского, конституционного) определяющим признаком является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, сформулируем понятие финансовых правоотношений следующим образом: финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие по поводу денег в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав) , т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности. Однако каждый отдельный компонент выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Содержание финансового правоотношения как способа реализации норм финансового права в финансовой деятельности выражается в следующих трех функциях:

    • финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма; таким образом в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;
    • оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов; при этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется, в частности, на основе местных традиций и особенностей);
    • финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

Что касается субъектов финансовых правоотношений, то, как уже отмечалось выше, одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или муниципальное образование само непосредственно или в лице уполномоченных представителей, в частности Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы и др.

Государство в целом является субъектом финансовых правоотношений в отношении:

    • материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов;
    • возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы;
    • государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования.

Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Другой стороной могут выступать различные государственные органы, организации, физические лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации.

Например, физические лица как субъекты финансовых правоотношений, участвуют в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. В качестве субъектов финансового права все граждане России имеют между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство может устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства. Например, существуют более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков, особый порядок лицензирования валютных операций, участия в налоговых отношениях и т. д.

Отдельные правовые институты или подотрасли финансового права имеют особенности относительно субъектного состава. Так, участниками бюджетных отношений могут быть исключительно юридические лица, граждане в них не участвуют.

Поскольку финансовые отношения носят имущественный характер, в качестве объекта финансовых правоотношений всегда выступают деньги, аккумулируемые, распределяемые и используемые соответствующими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, а также денежные обязательства .

Содержание финансового правоотношения образуют взаимосвязанные права и обязанности сторон, субъектов финансового правоотношения. Как уже отмечалось, финансовые правоотношения характеризуются неравенством сторон, которое проявляется в различном объеме прав и обязанностей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты— конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения.

Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания значимости юридических фактов в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов является их классификация по волевому признаку на действия и события .

Юридические факты-действия — это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может быть правомерным, если соответствует финансовым нормам, и неправомерным, если им противоречит.

В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.

Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки, и т. д.

Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой службы при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды финансовых правоотношений

 

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация . Финансовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ . При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:

    • бюджетные;
    • налоговые;
    • по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий;
    • по поводу организации страхового дела;
    • в области кредита;
    • в области валютного регулирования;
    • отношения по осуществлению финансового контроля;
    • в области расчетов, регулируемых финансовым правом;
    • финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и рынка ценных бумаг.

Информация о работе Виды финансовых правоотношений