Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российское налоговое законодательство, несмотря на принятие единого кодифицированного акта, остается нестабильным. Сохраняются попытки под благовидным предлогом политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и так далее вносить изменения в законодательство о налогах и сборах. В связи с этим интересна объективная оценка состояния общей части налогового законодательства в современной России.
В научной юридической литературе, посвященной налоговой сфере, по существу, нет комплексных исследований, посвященных проблемам кодификации. Кодификация налогового законодательства в современной России находится на обочине исследовательского внимания. Между тем в период серьезных исторических перемен кодификация законодательства играет весьма важную роль в совершенствовании системы правового регулирования общественных отношений.

Содержание работы

Введение3
1 История создания и роль первой части Налогового кодекса РФ 5
1.1 Особенности появления и назначение Общей части Налогового кодекса РФ 5
1.2 Значение и преимущества Общей части Налогового Кодекса РФ как кодифицированного акта 8
2 Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ 17
2.1 Структура Общей части Налогового кодекса РФ 17
2.2 Содержание Общей части Налогового кодекса РФ 19
Заключение24
Библиографический список27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

Раздел 7. Обжалование актов налоговых  органов и действий или бездействий  их должностных лиц: Глава 19. Порядок  обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц (со 137 по 139 статью); Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней (со 140 по 142 статью).

Структура первой части НК РФ не совсем логична и вызывает определенные трудности при изучении нормативного материала.

Не совсем понятна логика законодателя, в соответствии с которой  были размещены главы раздела 4 части  первой НК РФ, посвященные общим  правилам исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Название раздела – «Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и  сборов». Глава 8 раздела 4 «Исполнение  обязанности по уплате налогов и  сборов» содержит разнородные по содержанию нормы, устанавливая два, по сути, разных порядка исполнения налоговой  обязанности, т.е. добровольное и принудительное исполнение налоговой обязанности. Было бы целесообразнее выделить порядок  добровольного исполнения налоговой  обязанности и порядок принудительного  исполнения налоговой обязанности  в отдельные главы НК РФ. Глава 10 НК РФ регулирует порядок составления  и направления налогоплательщику  требования об уплате налога. При этом и теоретики и практики считают, что требования об уплате налога - один из обязательных элементов процедуры  принудительного исполнения налоговой  обязанности. Таким образом, нормы, касающиеся порядка направления  недоимщику требования об уплате налога, было бы целесообразнее включить в  главу НК РФ, посвященную принудительному  исполнению налоговой обязанности.

 

2.2 Содержание Общей части Налогового кодекса РФ

 

 

 

Содержанием части первой НК РФ является предмет  налогового права, принципы налогового законодательства, определения базовых  понятий налогового права, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, правила  законодательной техники в сфере  налогообложения, правовые процедуры, а также весьма нетрадиционные для  финансово-правового регулирования  механизмы (нормативные предписания). Иными словами первая часть НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения в России, на которых должна базироваться вся налоговая система; определяет те общие правила и процедуры, которыми должны руководствоваться все участники налоговых правоотношений, их права и обязанности, те процессуальные нормы, которые должны обеспечивать эти права и обязанности; вводит налоговые понятий и терминологию, институты и механизмы.

Первая часть НК РФ дает также, пусть и самые общие, представления  о налоговой системе, поскольку  определяет, какие именно виды налогов  могут применяться в России и  прямо запрещает, какие бы то ни было налоги, прямо не поименованные в НК РФ. Все элементы налога, которые перечислены в ст. 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия (объект налогообложения, налоговая база, особенности определения налоговой базы, освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов) конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части НК РФ.

В части 1 статьи 2 НК РФ определяется круг общественных отношений, которые регулируются законодательством  о налогах и сборах и которые  приобретают в силу этого характер налоговых правоотношений. Иными  словами, можно сказать, что в  ст. 2 НК РФ определяется предмет налогового права. Однако при этом законодатель не дает общей характеристики или  определения налоговых правоотношений, а ограничивается лишь перечислением  их основных видов.

Выделенные  в Общей части НК РФ группы (блоки) общественных отношений, регулируемые законодательством о налогах  и сборах, в целом соответствуют  основным разделам налогового законодательства:

1) отношения  по установлению, введению и взиманию  налогов и сборов в РФ - разделы  I - V НК РФ;

2) отношения,  возникающие в процессе осуществления  налогового контроля, - раздел V НК  РФ;

3) отношения,  возникающие в процессе обжалования  актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных  лиц, - раздел VII НК РФ;

4) отношения,  возникающие в процессе привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения, - раздел VI НК РФ.

Законодательство  о налогах и сборах относится  к публично-правовым отраслям законодательства. Регулируемые им отношения возникают  в процессе осуществления государственной  власти и власти муниципальных образований. Налоговые правоотношения представляют собой разновидность властных правоотношений, которые характеризуются неравенством сторон, преобладанием воли одного участника над волей другого  участника. Подобные правоотношения носят  субординационный характер и устанавливают  соподчинение между их участниками.22

В статье 3 НК РФ закреплены принципы, то есть общие начала, законодательства о налогах и сборах. Принципы представляют собой исходные начала в механизме правового регулирования налоговых отношений. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь налогового права и налоговой политики. Особую роль принципы играют в формировании правоприменительной практики. Они содействуют отмене устаревших и принятию новых правовых норм, единообразному толкованию нормативных правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и так далее.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и  сборы. Данный принцип налогового права  воспроизводит конституционно-правовую норму (ст. 57 Конституции РФ), в соответствии с которой «каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы».

Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. Принципы всеобщности и равенства  налогообложения производны от конституционно-правовых норм, содержащихся в ч. 2 ст. 6 Конституции  РФ («каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ»), ч. 1 ст. 19 («Все равны перед законом и судом») и ст. 57 («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). Всеобщность налогообложения означает, что каждый член общества несет обязанность по уплате налогов и сборов наравне с другими членами общества. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех лиц, признаваемых актами законодательства о налогах и сборах плательщиками соответствующих налогов и сборов.

Принципом юридического равенства  налогоплательщика (плательщика сбора). Юридическое (формальное) равенство  налогоплательщиков означает, что законодатель устанавливает одинаковые условия (параметры) налогообложения вне  зависимости от таких характеристик  налогоплательщика, как его организационно-правовая форма, местонахождение, форма собственности и так далее.

Принцип равного налогообложения  иначе может быть сформулирован  как принцип равного налогового обременения. Он нацелен на то, чтобы  наряду с обеспечением формального (юридического) равенства гарантировать  соблюдение неформального равенства, то есть в максимальной степени учесть фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер. Данный принцип производен от правовой нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. В законодательстве о налогах и сборах не может устанавливаться дифференциация ставок налогов и сборов в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Исключением из данного принципа является дозволение устанавливать особые виды пошлин, а также дифференцировать ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения. Особые виды пошлин могут временно применяться в целях защиты экономических интересов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, основным источником налогового права является НК РФ, который состоит из двух частей. НК РФ содержит положение о его  приоритете по отношению к иным нормативным  правовым актам о налогах и  сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может  быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК РФ - не просто закон, он «первый среди равных» в  системе налоговых законов. Тем  самым подчеркивается особое значение данного кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.

Именно  кодификация позволила сформировать общую часть налогового права, включающую общеотраслевые принципы и терминологию, понятие и содержание элементов  налогообложения, правовой статус субъектов  налогового права, процессуальные основы налогового контроля и ответственности  и т.д. Однако, как верно заметил  А.В. Брызгалин, НК РФ нельзя рассматривать  как «панацею от всех налоговых, бюджетных  и экономических бед России»23.

Действие  норм Общей части НК РФ заключается  в его информационном, ценностно-мотивационном  и непосредственно регулирующем воздействии на общественные отношения  по поводу налогообложения. Особенностью действия налоговых норм является высокий  уровень информационного воздействия  на потенциальных участников налоговых  правоотношений. Действие налоговых  норм происходит в условиях постоянного  конфликта фискальных интересов  государства и интересов налогоплательщиков-собственников, что обуславливает обязательность применения мер государственного принуждения  в сфере налогообложения, а также  возникновение значительного количества налоговых споров.

Целями  налоговых норм является пополнение бюджетов при минимальной затрате  сил и средств на налогообложение  и максимальном обеспечении паритета интересов государства и налогоплательщиков.

Важность положений первой части НК РФ для налогоплательщиков трудно переоценить. Именно в первой части НК РФ закреплен перечень действующих  в РФ налогов и сборов, установлены  определения базовых понятий  налогового права, определены права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, предусмотрены  виды налоговой ответственности  и закрытый перечень налоговых правонарушений, установлены процедуры возврата и зачета налогов и сборов, определены все возможные формы налогового контроля, а также разъяснены способы  обжалования действий и решений  налоговых органов.

Иными словами, невозможно уплатить ни один из налогов, не обращаясь к  положениям части первой НК РФ.

Налоговый кодекс РФ (первая часть), как и любой  другой нормативный акт, не свободен от недостатков. Они возникают и  в процессе научного анализа его  норм, и в процессе их применения. Но факт, что кодификация налогового права существенно повысила качество налогового законодательства с точки  зрения юридической техники, отрицать нельзя.

Развитие  нашей экономики, усложнение и диверсификация отношений, связывающих участников экономического оборота, меняющиеся экономические  потребности этих субъектов, становление  гражданского общества в стране и  укрепление составляющих его базу демократических  начал нашей жизни - вот те причины, которые уже вызвали, и будут вызывать в дальнейшем необходимость постоянного совершенствования НК РФ.

В целом  при совершенствовании НК РФ необходимо также учесть, что в НК РФ отсутствуют  базовые положения, необходимые  при регулировании любых властных отношений, в том числе и в  налоговой сфере:

- нет упоминания о Конституции РФ, то есть о том, что к налоговым "властным" отношениям применяются конституционные принципы и нормы;

- кроме  функций налоговых органов и  органов налоговой полиции, подробно  не определяется участие (функции)  в налоговых властных отношениях  ни одного государственного органа, включая Правительство РФ, которое,  согласно ст. 15 Федерального конституционного  закона «О Правительстве Российской  Федерации», разрабатывает и реализует  налоговую политику;

- нет  системы общих принципов налогообложения,  которые на основании п. "и"  ст. 72 Конституции РФ составляют  конституционную основу правового  регулирования налоговой системы  и реализации совместного ведения  РФ и ее субъектов в сфере  налогообложения. А некоторые  "основные начала" законодательства  о налогах и сборах, изложенные  в ст. ст. 3 и 5 НК РФ, нельзя считать  в полном смысле конституционными  общими принципами, поскольку вместе  они должны составлять специальную  главу Кодекса с постатейным  разъяснением каждого принципа  как конституционной гарантии  прав государства и гражданина (как это сделано, например, в  Бюджетном кодексе РФ).

С целью достижения истинности налоговых норм необходимо обеспечивать научность, обоснованность и законность правотворчества при разработке и принятии налоговых норм органами государственной власти и местного самоуправления, при этом уделяя особое внимание строгой подчиненности и согласованности налоговых норм общей и особенной частей налогового права, стабильности налоговых норм, отсутствию пробелов нормативного регулирования налоговых отношений. Необходимо обеспечить выполнение требований налоговых норм общего характера (общезакрепительных) при разработке и принятии очередных глав особенной части Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ