Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российское налоговое законодательство, несмотря на принятие единого кодифицированного акта, остается нестабильным. Сохраняются попытки под благовидным предлогом политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и так далее вносить изменения в законодательство о налогах и сборах. В связи с этим интересна объективная оценка состояния общей части налогового законодательства в современной России.
В научной юридической литературе, посвященной налоговой сфере, по существу, нет комплексных исследований, посвященных проблемам кодификации. Кодификация налогового законодательства в современной России находится на обочине исследовательского внимания. Между тем в период серьезных исторических перемен кодификация законодательства играет весьма важную роль в совершенствовании системы правового регулирования общественных отношений.

Содержание работы

Введение3
1 История создания и роль первой части Налогового кодекса РФ 5
1.1 Особенности появления и назначение Общей части Налогового кодекса РФ 5
1.2 Значение и преимущества Общей части Налогового Кодекса РФ как кодифицированного акта 8
2 Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ 17
2.1 Структура Общей части Налогового кодекса РФ 17
2.2 Содержание Общей части Налогового кодекса РФ 19
Заключение24
Библиографический список27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

     Введение3

1 История создания и роль первой части Налогового кодекса РФ 5

   1.1 Особенности появления и назначение Общей части Налогового кодекса РФ 5

   1.2 Значение и преимущества Общей части Налогового Кодекса РФ как кодифицированного акта 8

     2 Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ  17

    2.1 Структура Общей части Налогового кодекса РФ 17

   2.2 Содержание Общей части Налогового кодекса РФ 19 

Заключение24

Библиографический список27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что российское налоговое законодательство, несмотря на принятие единого кодифицированного  акта, остается нестабильным. Сохраняются  попытки под благовидным предлогом  политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и так далее вносить изменения в законодательство о налогах и сборах. В связи с этим интересна объективная оценка состояния общей части налогового законодательства в современной России.

В научной  юридической литературе, посвященной  налоговой сфере, по существу, нет  комплексных исследований, посвященных  проблемам кодификации. Кодификация  налогового законодательства в современной  России находится на обочине исследовательского внимания. Между тем в период серьезных  исторических перемен кодификация  законодательства играет весьма важную роль в совершенствовании системы  правового регулирования общественных отношений.

В Российской Федерации кодификация, выходя за рамки  обычной систематизации, активно  выполняет правотворческие функции. Она проходит параллельно с правотворчеством, выступает его формой. Неоценима  роль кодексов в формировании структурных  компонентов правовой системы. Кодексы  в системе права приобрели  качество главенствующих законов в  соответствующей отрасли законодательства, а их верховенство - залог материализации ценностей правовой государственности.

Активная  кодификационная деятельность стала  одним из определяющих направлений  проводимой налоговой реформы в  России. От эффективности процессов  кодификации, унификации и гармонизации норм налогового законодательства зависит "восприимчивость" российской налоговой  системы к изменениям условий  мировой торговли и финансов.

Объектом  данного исследования являются правоотношения в сфере современного налогового права.

Предмет изучения составляют нормы права, содержащиеся в Общей части Налогового кодекса  РФ, а также теоретические исследования в этой области.

Целью работы является выявление структурных  и содержательных особенностей, а  также значения Общей части Налогового кодекса РФ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) проанализировать  особенности появления и назначение  Общей части Налогового кодекса  РФ;

2) выявить значение и преимущества  Общей части Налогового кодекса  РФ как кодифицированного акта;

3) рассмотреть  структуру и содержание Общей  части Налогового кодекса РФ.

Методологическую  основу настоящего исследования составили  общенаучные и частнонаучные  методы познания: диалектико-материалистический, сравнительно-правовой, системно-структурный, логический и другие.

При проведении работы были использованы работы в  области финансового и налогового права О.А. Борзуновой, A.B. Брызгалина, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, А. Н. Козырина, М.В. Карасевой, О.Ю. Коннова, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.В. Томарова, Н.И. Химичевой и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История создания и роль первой части Налогового кодекса РФ

 

1.1 Особенности появления и назначение Общей части Налогового кодекса РФ

 

 

Основные  усилия государственной власти начала 1990-х годов были направлены на создание правовой базы государства с рыночной экономикой. При этом налоги должны были стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения  и потребления.1

Времени разрабатывать новые научные  подходы к правовому регулированию  налогообложения не было, и в новом  государстве - Российская Федерация  с 1992 г. стали применять законы, в спешном порядке принятые в конце 1991 г. В частности, Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»2 и другие.

 Ликвидировать  многие недостатки в действовавшем  законодательстве и создать эффективную  правовую базу для регулирования  рыночной экономики путем внесения  точечных изменений в налоговые  законы не удавалось, и уже  в 1994 г. было принято решение перенести правовое регулирование налоговых отношений на более качественный уровень - на уровень Кодекса.

В 1994 году был опубликован первый в постсоветской  России проект Налогового кодекса. Он предлагал несколько революционных  новаций по отношению к действующему на тот момент времени налоговому законодательству.3

В 1994 г. В.С. Черномырдин объявил конкурс на проект налогового кодекса. Но проблема заключалась в том, что тогда у Правительства не было собственного варианта Налогового кодекса. Как только он появился (а произошло это не очень скоро - только зимой 1996 г.), дело сдвинулось с мертвой точки.

Специальную часть, касающуюся конкретных налогов, предполагалось ввести с 1998 г. Однако общая часть Налогового кодекса надолго завязла в Думе, а затем была возвращена на доработку, так и не пройдя даже первого чтения. Дума вернулась к обсуждению Налогового кодекса лишь 19 июня 1997 г. Однако и в 1997 году судьба Налогового кодекса не сложилась. По итогам обсуждения Кодекса во втором чтении 19 ноября 1997 г. он был возвращен в первое чтение. Было принято решение о рассмотрении в феврале 1998 года всех альтернативных проектов налогового кодекса, внесенных в порядке законодательной инициативы к 15 января.

Обсуждение  представленных в Государственную  Думу проектов налоговых кодексов состоялось только 16 апреля 1998 г. Всего было представлено десять вариантов (в том числе правительственный).

В первом чтении правительственный проект налогового кодекса был принят. После чего он был разделен на две части: общую (законопроект № 98910809-2) и особенную (законопроект № 98900809-2). Общая часть  была принята летом 1998 г., подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 г. и вступила в силу 1 января 1999 г. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между органами государственной власти разного уровня.4

В настоящий  момент в Российской Федерации продолжается налоговая реформа. В связи с  этим, законодательство о налогах  и сборах, а также подзаконные  акты о налогообложении находятся  в непрерывном процессе развития и совершенствования. Возникла и  активно развивается важнейшая  подотрасль финансового права - налоговое  право. Основным источником правовых норм данной подотрасли является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).5

Активное  развитие налогового права и налогового законодательства объясняется тем, что за период с конца 1991 года и  по настоящий момент в экономике  Российской Федерации, а также в  российском обществе произошли значительные изменения. От социалистической системы  хозяйствования, основанной на господстве государственной собственности  и плановой экономики, Россия перешла  к рыночному хозяйству, основанному  на многообразии форм собственности  и свободе предпринимательской  деятельности. Как следствие экономических  изменений, в России сложились новые  для нашего общества общественные группы (классы) частных собственников и  предпринимателей, обладающие определенными  правами и интересами. С целью  собирания средств для покрытия государственных и муниципальных  расходов Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования  поддерживают постоянные финансовые отношения  с различными экономическими агентами, изымая часть имущества и дохода каждого из них в виде установленных  в соответствии с законом налогов  и сборов. Интересы государства-казны  и интересы экономических агентов  направлены на одни и те же блага, которыми являются имущество и доход, однако, диаметрально противоположны по содержанию. Экономические агенты стремятся  сохранить свое благосостояние, а  государство имеет целью изъятие  части экономических благ и обращение  их на общегосударственные нужды.6

Вот почему в современных условиях необходимо особенно тщательно регулировать налоговые  отношения, принимая налоговые нормы, обладающие высокой эффективностью воздействия на участников налоговых  правоотношений. Потому разработка, принятие и введение в действие эффективных  налоговых норм, в конечном счете, приведет к созданию в России современной налоговой системы, удовлетворяющей все финансовые потребности российского государства на современном этапе его развития.

Таким образом, Налоговый  кодекс РФ – это нормативный правовой акт, относящийся к числу федеральных законов, призванный систематизировать налогово-правовые нормы. В системе законодательства о налогах и сборах НК РФ является основным нормативным правовым актом, на базе которого выстраивается вся система нормативно-правового регулирования налоговых отношений. В этой связи все налогово-правовые нормы, независимо от того, в каких актах они закреплены, должны соответствовать требованиям норм, содержащихся в НК РФ. Несмотря на то, что НК РФ занимает, безусловно, доминирующее положение в системе законодательства о налогах и сборах, даже на федеральном уровне он не обладает монопольным правом регулировать налоговые отношения. Статья 1 НК РФ относит к числу федеральных актов, входящих в систему законодательства о налогах и сборах, иные федеральные законы, принятые в соответствии с НК РФ.

 

    1.  Значение и преимущества Общей части Налогового Кодекса РФ как кодифицированного акта

 

 

 

Анализируя  содержание НК РФ как кодифицированного  акта, можно выделить такие его  характерные черты: 1) в нем закрепляются общие положения подотраслей  и институтов налогового законодательства; 2) содержится общая часть, адекватная налоговому праву; 3) содержатся принципы права; 4) содержатся дефинитивные и  коллизионные нормы.7

Обобщая имеющиеся в литературе определения  кодификационного акта, можно сформулировать два наиболее важных признака, на которых  обычно акцентируется внимание ученых, - сводный характер и новизна акта. Т. Н. Рахманина предлагает расширить этот перечень и предлагает такое определение: «...кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно стабильных общественных отношений. Это сводный, систематизированный нормативный акт, отличающийся, как правило, большим объемом, сложной структурой и высокой степенью обобщенности нормативного материала»8.

Раскрывая проблему преемственности между  кодексами, можно увидеть также  ее проявление в сохранении особенностей кодекса как юридического акта. Таковыми по мнению некоторых ученых являются: а) полнота регулирования отношений; б) единообразие регулирования; в) закрепление  основных юридических принципов, понятий  и конструкций; г) отражение крупных  юридических теорий и концепций; д) лидирующее место среди иных законов  и особое воздействие на все правовые акты и процесс применения.9

Приведенные позиции подтверждают то, что при  описании сущности Налогового кодекса, как отраслевого, предлагается различный "набор" признаков, лежащих в  разных плоскостях. Так, одни его признаки выражают сущность кодификации (новизна  и сводный характер акта), другие (например, виды закрепляемых норм) отражают содержание кодекса, третьи (наличие  общей части и др.) говорят о  структурных особенностях этого  акта.

Соглашаясь  с мнением большинства ученых10, подчеркнем, что НК РФ как кодификационный акт закрепляет принципы налогового права, имеет максимально широкую для данной отрасли законодательства сферу действия, включает в себя нормы общего характера. Именно в этих чертах отраслевого кодекса содержится возможность наиболее полного отражения им юридического своеобразия налогового права.

Таким образом, НК РФ как кодификационный акт  обладает следующими признаками: 1) носит  сводный характер; 2) является новым; 3) содержит нормативные обобщения.

Содержание  признака сводности описывается  в юридической литературе как  бы в двух основных параметрах: количественном и качественном.

Количественная  сторона этого признака выражается либо через предмет регулирования (общественные отношения, группа вопросов), либо путем акцентирования внимания на нормативной составляющей акта (налоговое  законодательство, комплекс норм (правовой институт), взаимосвязанная совокупность институтов налогового права), либо с  одновременным использованием обоих  указанных выше приемов. Но независимо от формы описания количественной стороны  признака сводности речь, по сути, идет об одном и том же: о широте воздействия данного акта на правовую действительность.

Качественный  аспект изучаемого признака заключается  в анализе либо особенностей объединяемых указанным актом норм, либо самих  подходов к регулированию правоотношений. Смысл сводного характера рассматриваемого отраслевого кодификационного акта заключается в сведении (объединении) в одном акте определенной группы норм на уровне не ниже правового института.

Информация о работе Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ