Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

ФинПр.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с зак-вом РФ уполномоченными гос. органами и органами МСУ. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предприним. деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физ. лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие услуги, если иное не предусмотрено ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет орг.-прав. форму ОАО; 2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, гос-ным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; 3) объем выручки от продажи продукции организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для МУП законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены; 4) в иных случаях, уст-х ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Правовые основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

Основы правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства заложены двумя законами и рядом подзаконных актов. Через банки проходит основной поток денежных средств, поэтому на них ложится основной объем работы по контролю за источниками их поступления.

 

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ был принят 7 августа 2001 года. Через год с небольшим (30 октября 2002 г.) Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"», который направлен на устранение отдельных недостатков, неточностей и пробелов, выявленных в процессе применения норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Кроме того, были введены новые правовые нормы, предусматривающие использование соответствующих правовых механизмов для противодействия финансированию терроризма.

Для целей этого Закона под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под легализацией (отмыванием) таких доходов понимается придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена этими статьями).

Существенно расширен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые приводятся в статье 5 Закона. Так, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в рамках законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (далее - ДППП), относятся кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами. Не случайно на первом месте в этом списке указаны кредитные организации, поскольку основной объем операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, осуществляется именно через кредитные организации, прежде всего через коммерческие банки.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который в средствах массовой информации часто именовался финансовой разведкой. Комитет являлся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) ДППП и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными задачами КФМ России явились сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательством; ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации ДППП; направление соответствующей информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) ДППП; осуществление взаимодействия и информационного обмена с соответствующими компетентными органами иностранных государств. 

В структуре КФМ России были образованы территориальные органы - межрегиональные управления, осуществляющие свою деятельность в рамках федеральных округов.

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 апреля 2004 года № 186 Федеральная служба по финансовому мониторингу непосредственно подчиняется Министерству финансов РФ. К функциям службы относятся сбор и анализ информации о сделках, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ (о противодействии легализации преступных доходов). Она контролирует, как юридические и физические лица выполняют требования упомянутого Закона, и привлекает нарушителей к ответственности; ведет учет организаций, которые осуществляют операции с деньгами и имуществом и в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (к таковым организациям относятся, в частности, ломбарды, ювелирные магазины, тотализаторы и т. д.); издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, направляют сведения о таких операциях, подлежащих обязательному контролю. Обязательный контроль - это совокупность принимаемых мер по контролю за указанными операциями на основании представляемых сведений, а также по проверке представляемых сведений.

Кроме того, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма, законодательство относит обязательные процедуры внутреннего контроля, а также запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации незаконных доходов.

Операции, подлежащие обязательному контролю

В статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Законодателем для этих операций установлена денежная планка в шестьсот тысяч рублей. Если операция с денежными средствами или иным имуществом равна или превышает эту сумму, такая операция подлежит обязательному контролю, то есть организация, осуществляющая операцию, обязана документально зафиксировать и представить в Федеральную службу по финансовому мониторингу России соответствующие сведения. Если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в эквиваленте в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. К этим операциям, в частности, относятся: 

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, не обусловленных характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одна из сторон имеет регистрацию, место нахождения, место жительства или счет в банке в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

- размещение денежных средств во вклад «на предъявителя»;

- размещение наличных денежных средств во вклад, открытый на имя третьего лица;

- операции по счетам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев с даты регистрации либо если операции по счету не производились с момента его открытия, и др.

Даже если совершаемая операция не подпадает под указанный перечень, но у работников организации, ее совершающей, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о такой операции.

Если же совершаемая операция подпадает под установленный законом перечень, организация, осуществляющая операцию, обязана представлять в уполномоченный орган сведения по такой операции, несмотря на очевидный экономический смысл операции, полное отсутствие подозрений со стороны работников организации, осуществляющей операцию, положительный и долгосрочный опыт работы с клиентом. Каких-либо исключений в части, касающейся представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, Закон не содержит.

Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, идентифицировать своих клиентов, документально фиксировать сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, однако не определены форма и порядок документального фиксирования и хранения информации. Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документированную информацию или документ определяет как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ порядок, форма документального фиксирования и хранения необходимой информации являются неотъемлемой частью правил внутреннего контроля, которые каждая организация определяет самостоятельно исходя из специфики своей деятельности.

Сведения об операциях, подлежащих контролю

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Перечень этих сведений установлен подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Причем сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, а сведения по операциям, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации ДППП, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 245 было утверждено «Положение о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», а Письмом КФМ России от 17 мая 2002 года № 02-1-27/632 установлены формы для представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Кредитные организации представляют соответствующую информацию в порядке, установленном Банком России, который 28 ноября 2001 года принял Положение № 161-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"».

Контроль Банка России

Банк России осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями требований Закона. В целях контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, получает отчетность для определения соответствия деятельности кредитных организаций положениям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) ДППП.

Согласно Письму Банка России от 24 декабря 2002 года № 177-Т «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"» проверяется:

- наличие в кредитной организации правил внутреннего контроля и программ реализации этих правил;

- наличие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления;

- соблюдение требований об идентификации клиентов кредитной организации, по фиксированию сведений, порядка направления сведений уполномоченному органу;

- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) ДППП.

Основным принципом разработки правил и программ реализации внутреннего контроля в кредитной организации является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации (в рамках их компетенции) в выявлении в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) ДППП. Для этого Банком России Письмом от 28 ноября 2001 года № 137-Т доведены до сведения кредитных организаций разработанные критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) ДППП и критерии выявления и признаки необычных сделок.

Ограничения по открытию вкладов и счетов

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ установлен специальный запрет для кредитных организаций по открытию счетов (вкладов) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации. 

По нашему мнению, этот запрет прописан исключительно по формуле «для устрашения», поскольку действующие на территории России банковские правила открытия счетов и вкладов юридическим и физическим лицам делают невозможным открытие анонимного вклада или счета. Даже открытие вклада физическим лицом на имя третьего лица предполагает представление банку информации как о вносителе денежных средств, так и о третьем лице, на имя которого открывается вклад. 

Режим так называемых номерных банковских вкладов также предполагает представление в банк полной информации о владельце такого вклада, причем этой информацией в банке владеет ограниченное число ответственных сотрудников. Для юридических лиц установлены жесткие правила открытия счетов, содержащие обязанность представления в банк полного пакета учредительных документов (по расчетным, текущим, валютным, ссудным счетам) либо представления информации о наименовании, месте нахождения, платежных реквизитах (по депозитным, вексельным счетам). 

Тем не менее Банк России Письмом от 20 января 2003 года № 7-Т направил коммерческим банкам разъяснение, касающееся практики открытия «номерных» счетов. В Письме подчеркнуто, что порядок открытия и ведения всех счетов (в том числе имеющих такое наименование) должен соответствовать требованиям статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. 

Кредитным организациям следует идентифицировать:

                    лицо, заключающее договор банковского счета (банковского вклада) - клиента (вкладчика);

                    лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета;

                    третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика).

Рекомендовано при заключении кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) отказаться от использования в их наименовании слова «номерной».

Статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ предоставляет кредитным организациям право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае непредставления соответствующим лицом документов, необходимых для его идентификации, либо представления им недостоверных документов, а также в случае, если в отношении данного лица имеются сведения об участии в террористической деятельности, полученные в соответствии с законом. 

Полагаем, что в контексте Федерального закона № 115-ФЗ в части деятельности кредитных организаций, и прежде всего коммерческих банков, речь идет не только об операциях по договорам банковского счета и банковского вклада, но и об иных правовых конструкциях, в рамках которых осуществляются наличные и безналичные расчеты. Поэтому было бы логично установить возможность для кредитных организаций отказаться в случаях, указанных в пункте 5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, от заключения и иных договоров (сделок).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"