Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

- временные ФПН устанавливаются на определенный срок ( Пр. Фед. Закон о бюджете на 2012 год );

6. По выполняемым  операциям:

- обще закрепительные в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

- дефетивные ФПН закрепляют существенные признаки соответствующих фин. правовых категорий, понятий, дефиниций;

- нормы принципы устанавливают основные начала финансового законодательства ( Пр. принципы федерализации и. т. д. );

- комплексные ФПН определяют порядок применения и соподчиненность нормативно правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае;

- оперативные ФПН определяют порядок вступления в силу новых ФПН, отмену действующих норм, продление срока действия.

Структура и элементы ФПН:

Нормами финансового права как и любая норма права в др. отрасли права подразделяется на 3 элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза норма права предполагает условия действия ФПН, как правило гипотеза несколько четко сформулированных условий при которых предоставляется право на совершение опред. действий в области фин. деят. гос.(Пр. предприятие обязано уплатить налог на прибыль при условиях: если оно имеет расчетный счет в банке; если имеет самостоятельный баланс; если перед имеет прибыль.

Диспозиция указывает на содержание правила поведения и требует определенное поведение от участниках финансовых правоотношений и не допускает отклонения от этих требований т.е. диспотизацияопред. содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. ( Пр. По НК РФ о налоге на прибыль предприятия должно платить налог на прибыль 20% от прибыли, 6,5% фед.бюджет, 13,5% бюджет субъектов РФ).

Санкция мера ответственности которая применяется к нарушителям ФПН (штрафы, угол. Ответ, админ. отв).

2. Финансовые правоотношения. Понятия, особенности, структура  и виды.

    В процессе образования,  распределения и использования  финансовых ресурсов возникают  общественные отношения, которые  нуждаются в правовом регулировании.

    При урегулировании этих  финансовых отношений финансово  правовыми нормами они приобретают  другие свойства  и становятся  финансово правовыми отношениями.

  Финансовые правоотношения  урегулируются нормами финансового  права общественных отношений,  участники которого  выступают  как носители юр прав и обязанностей, реализуемые содержащиеся в этих  нормах предписания по образованию,  распределению и использованию  гос денежных фондов и доходов.

   Финансовые правоотношения  имеют общее свойства и особенности.

   Отличительные особенности:

    1. Фпо возникают в процессе планового образования распределения и использования государственных, а так же муниципальных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе фин деятельности гос.ва и органов местного самоуправления.
    2. Является разновидностью имущественных отношений, т.к. возникают по поводу денежных средств или финансовых ресурсов.
    3. Одной из сторон является государство или органы местного самоуправления.

   При этом отсутствует  равенство сторон, т.к. государственные  органы наделены властными полномочиями  и только они в праве издавать предписания обязательное для использования других участников финансовых правоотношений.

    Виды финансовых  правоотношений или классификация.

  1. По функциям права:

-регулятивные ФПО

-охранительные ФПО

Регулятивные ФПО – это те, которые обеспечивают реализацию регулятивной функции права, т.е. они направлены на регулирование общественных отношений  путем предоставления субъектами или  участниками соответствующих прав и возложения на них обязанностей.

Охранительные ФПО – обеспечивают реализацию охранительной функции  права, т.е. предусматривают применение мер гос. регулирования.

  1. По содержанию финансово правовых норм:

-материальные

-процессуальные

Материальные – те, через которые  реализуются права и обязанности  субъектов или участников финансового  права. Возникают на основании мат  норм финансового права.

Процессуальные – те, в которых  выражается юр форма реализации прав и обязанностей субъектов финансового  права. Возникают на основании процессуальных норм финансового права.

 

  1. По особенностям объекта:

-имущественные ФПО

-неимущественные ФПО

Имущественные – это те, объектом которых является непосредственно  деньги.

Неимущественные – это те, объектом которых является уже не деньги, а иные явления, но связанные с  деньгами.

  1. ПО структуре юр содержания:

Простые ФПО – содержат 1 право и 1 обязанность.

Сложные ФПО – содержат несколько  взаимосвязанных прав и обязанностей соответствующих субъектов.

                                    Структура финансовых правоотношений: (схема)

 

    1. Субъекты финансового права

   Финансовое право регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юр правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование гос денежных фондов. Носители этих юр прав и обязанностей являются субъектами финансового права.

    Следует различать 2 сложных понятия «субъект финансового права», «субъект финансового правоотношения».

Субъект финансового права лицо, обладающее финансовой правосубъектностью,  т.е. потенциально способное быть участником финансового правоотношения.

   Субъект финансового правоотношения  – это реальный участник конкретных правоотношения.

Понятия финансовойправосубъектности включают 3 понятия:

1-совокупной финансовой правоспособности

2-фин. Дееспособности

3-фин. Деликтосопособность

Финансовая правоспособность –  способность лица иметь предусмотренные  законом финансовые права и обязанности.

Финансовая дееспособность – способность  лица самостоятельно (либо через законного  представителя) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать свои фин права и обязанности.

Финансовая деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее либо несвоевременную реализацию своих прав и обязанностей.

 

   Виды субъектов финансового  права.

1группа: общественные территориальные  образования

Участники: РФ, субъекты РФ (республики, края, области), муниципальные образования, административные территориальные  единицы входящие в состав муниципальные образования, административные муниципальные образования закрытого типа.

2группа: коллективные субъекты  финансового права

Организационно обособленные самоуправляющиеся  группы людей, наделенные правом выступать  в отношения с другими объектами  как единое целое.

Участники: органы гос власти; органы общей и специальной компетенции; Предприятия, учреждения, организации.

3группа: Индивидуальные субъекты  финансового права

Физические лица, выступающие как: граждане РФ; иностранные граждане и подданные;  лица без гражданства; граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр лица; должностные лица.

 

 

Тема 4.

  1. Понятие, назначение, задачи и виды фин. контроля, его правовая основа.

Контроль за состоянием экономики, развитие социально-экономической сферы в обществе является важнейшей целью деятельности государства.

Финансовый контроль – это один из главных видов контроля. Государство не может реализовывать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами.

Существование финансового  контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, которая присуща  финансам. Данная функция проявляется  в распределении национального  дохода, совокупного общественного  продукта, национального богатства  по соотв.фондам и расходованием этих фондов по целевому  назначению.

Т.о., гос-ый фин.контроль – это неотъемлемая часть гос-ого устройства и одна из важнейших функций управления страной. Финансовый контроль охватывает, прежде всего, общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности гос-ва, т.е. в процессе планового формирования, распределения и использования фондов ДС.

Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты проверок, ревизий различный  хозяйствующих субъектов (Например, Минэкономразвития).

Т.о., фин.контроль – это контроль за финансовой и хозяйствующей деятельностью.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов местного самоуправления, в том числе специально созданными контрольными органами при  участии общественных организаций  и других хозяйствующих субъектов. Права и обязанности субъектов, их ответственность строго регламентированы нормативно-правовыми актами.

Назначение фин.контроля – содействие успешной реализации финансовой политики гос-ва, а также эффективному использованию фин.ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.

Сущность фин. контроля отражается в его задачах:

  1. Обеспечение своевременности и полноты выполнения фин. обязательств перед гос. Бюджетом всеми субъектами фин. правоотношений.
  2. Проверка соблюдения правильности совершения расчетов, хранения ДС предприятиями, учреждениями и организациями.
  3. Проверка правильности использования предприятиями, учреждениями и организациями находящихся в их распоряжении ДС: бюджетных ср-в, дотаций, субсидий, трансфертов, и т.д.
  4. Устранение и предупреждение нарушений фин.дисциплины.

Реализации вышеназванных  задач – важнейшее условие  обеспечения законности финансовой и хоз.дея-ти, а также экономичного и эффективного использования бюджетных, заемных, собственных ср-в и укрепление финансовой дисциплины.

Т.о., фин.контроль обеспечивает интересы гос-ва и способствует охране прав граждан, предприятий и организаций. Также финансовый контроль призван предупреждать бесхозяйственность, расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и ДС.

Объектом финансового  контроля являются не только ДС, но и различные материальные ресурсы страны, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляются в денежной форме. Непосредственным предметом проверок являются такие стоимостные показатели:

  1. Прибыль
  2. Цена
  3. Доходы
  4. Налоги
  5. Себестоимость
  6. Издержки произ-ва
  7. Отчисления на различные цели в различные фонды.

Сферой фин. контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег или без них, например, бартерные сделки.

Финансовый контроль включает в проверку:

  1. Соблюдение требований экономических законов
  2. Проверка составления и исполнения бюджета
  3. Проверку финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов
  4. Налоговый контроль, и др.

Принципы финансового  контроля:

  1. Принцип независимости должен быть обеспечен:
    • Финансовой самостоятельностью финансового органа (н-р Счетная палата)
    • Более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий  руководителей органов контроля
    • Их права и обязанности должны быть прописаны в Конституции, и др. ФЗ
  1. Принцип объективности и компетентности – неуклонное  неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень, предусмотренный строго установленными стандартами проведения проверок
  1. Принцип гласности – постоянное взаимодействие органов финансового контроля с гражданами, предприятиями, организациями, а именно доведение до них информации с помощью СМИ, и т.д.

Виды финансового  контроля (классификация):

  1. В зависимости от субъектов, осущ-щих финансовый контроль (схема): государственный ФК (общегосударственный и ведомственный, ведомственный – внутриведомственный и внутрихозозяйственный)  и негосударственный ФК (аудиторский и внутренний)

Государственный финансовый контроль осуществляется органами гос-ой власти общей компетенции (Госдума, Правительство, Президент),  а также специальными контрольными органами.

Ведомственный ФК проводится на подведомственных предприятиях и учреждениях конрольно-ревизионными подразделениями Министерств и Ведомств, иных органов исполнительной власти, а также соотв. учреждениями.

Внутриведомственный ФК осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций.

Внутрихозяйственный ФК – это проверка финансовой, производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, либо отдельных структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль осущ-ют: бухгалтерия, финансовый отдел, прочие экономические службы.  Правовая база этого вида контроля: ФЗ от 21 ноября 1996 года №129 «О бухгалтерском учете»

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"