Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

Казначейство – это федеральный орган исполнительной власти, осущ. в соотв. с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения ФБ, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, а также предварительному и текущему контролю за средствами федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями ФБ

ЦБ РФ действует в соотв. с ФЗ от 10 июля 2002 года №86 «О ЦБ РФ». В соотв. со ст.3 этого закона на ЦБ РФ возложены след. цели деят-ти банка:

  1. защита и обеспечение стабильности рубля
  2. развитие и укрепление банковской системы РФ
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

Получение прибыли не является целью деят-ти банка. ЦБ РФ подотчетен Нижней палате Федерального собрания, является юр.лицом и одновременно осущ. функции гос. управления, наделенного властными полномочиями. он издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также для всех ЮР, И ФИЗЛИЦ, отнесенных к его компетенции. Уставный капитал и иное имущество является собственностью гос-ва. Председатель – Игнатев.

В соотв. со ст.4 функции  ЦБ РФ

  1. разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику
  2. монопольно осущ. эмиссию денег, организует наличное денежное обращение
  3. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ
  4. устанавливает правила проведения банковских операций
  5. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами
  6. принимает решения о гос. регистрации кредитных организаций, выдает им лицензий на осущ. операций, приостанавливает действия лицензий и отзывает их
  7. осущ. контроль и надзор за деят-ю кредитных организаций 

Федеральная налоговая  служба действует в соотв. с положением «О ФНС», утвержденным правительством РФ от 30 сентября 2004 года.

ФНС – федеральный орган  исполнительной власти, осущ. функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба действует в соотв. с положением «О федеральной таможенной службе», утвержденным правительством от 24 июля 2006 года №459. таможенные органы подобно налоговым осущ. деят. по налогообложению в связи с исполнением задач в области финн. права. Они несут обязанности и пользуются правами о взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. таможенные органы осущ. и другие функции финн. деят-ти

ГВФ осущ-ют управление финансами каждый в своем фонде в соотв. с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их деять-ть (см. вопрос 3)

Счетная палата РФ. Самый главный орган финн. контроля в РФ. Возглавляет Степашин. Д-ть регулирует ФЗ РФ от 11.01.95 года №4 «о СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ Рф».  Это постоянно действующий орган гос-ого финн. контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетный ему. Счетная палата руководствуется Конституцией РФ, данным ФЗ и прочими законодательными актами. В рамках задач, определяемых действующим законодательством, Счетная палата  обладает организационной и функциональной независимость. Является юр.лицом.

Задачи и полномочия:

  1. организация и осущ. контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей ФБ, и бюджетов ГВФ по объемам структуре и целевому назначению
  2. определение эффективности и целесообразности расходов гос-ых средств и использования федеральной собственности
  3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов ГВФ
  4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативно-правовых актов федеральных органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые засчет средств ФБ, или влияющих на формирование и исполнение ФБ и бюджетов ГВФ
  5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей ФБ и бюджетов ГВФ, подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом
  6. контроль за законностью и своевременностью движения ср-в ФБ и бюджета ГВФ в ЦБ РФ, а также уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях.
  7. регулярное представление совету федерации и ГОСДУМЕ информации о ходе исполнения ФБ и результатах проводимых контрольных мероприятий

Принципы осуществления  контроля Счетной палата

Счетная палата осуществляет контроль за соблюдением ФБ на основе принципов: законности, объективности. независимости, гласности.

Состав Счетной  палаты

  1. председатель (Сергей Степашин)
  2. заместитель председателя
  3. аудиторы счетной палаты
  4. аппарат счетной палаты. структура и штатное расписание аппарата утверждает коллегия счетной палаты по представлению председателя в пределах ср-в на её содержание

Председатель счетной  палаты назначается на должность  Госдумой по рекомендации президента сроком на 6 лет.

 

4.4. Методы осуществления  фин. деят. гос.

Фин. деят. осущ. гос. с помощью разнообразных методов (приемов, способов и средств).

Различие этих методов  определяется с какими субъектами гос. вступает в отношения. И во вторых с условиями по собиранию и распределению ден. ср. Исходя из этих двух сторон фин. деят. методы осущ. этой деят. принято делить на 2 группы:

1. Методы собирания  состоят из 6 методов:

- налоговый метод (составляет 80% доходной части любого уровня  бюд. системы).

- метод установления обязательных сборов в гос. внебюд. фонды. Сборы в гос. внеб. фонды осущ. через единый соц. налог. С 1.01.10. данный налог потерял свою юр. силу.

- метод добровольного привлечения ден. средств.

- метод взыскания сборов и пошлин.

- метод проведения страхования.

- эмиссия денег.

2. Методы распределения  и использования фондов  ден. средств состоит из 4 методов:

-метод гос. финансирования, финансирование – система обеспечения фин. ресурсами затрат по развитию экономики и соц. сферы содержанию объектов соц. – культурного назначения, обороны, управления, погашению гос. долго и. т д.

- кредитование – это  плановая целевая, но возвратная  выдача средств, в виде банковских  ссуд.

- выплата страховых возмещений, пособий, выигрыша.

- метод осуществления  расчетов  между различными субъектами  фин. правоотношений (расчеты с  держателями акций, облигаций,  госцб)

В целях урегулирования финансовой деят. гос использует самый действенный регулятор, которым является право, формы фин. деятельности также явл. разнообразные. Эти формы могут быть правовыми и не правовыми.

Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права, а не правовые формы это  инструктирование фин. службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение  фин. законодательства, фин. тех. Операций.

Не юрид. формы создают предпосылки для осущ. правовых форм фин. деят. в которой проявляется гос. властный характер действий органов гос. власти, органов местного самоуправления в области финансов.

Гос. органы в пределах своей компетенции применяют финансово – правовые, нормативно – правовые акты, посредством которых в в пред своих компетенций регулируют общественное отношение в области формирования, распределения, использования фин. ресурсов, а также проведение контроля за их распределением, выполнения фин. планов и фин. обязательств перед гос.

 

5. Финансовая политика государства: понятие, содержание и направления деятельности.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы России. Финансовая политика используемая государством для решения задач, стоящих перед экономикой страны, то есть финансовая политика – это надстроечное понятие. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения задач, поставленных перед государством. Другими словами, в процессе выработки финансовой политики, в которых финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику страны.

Финансовая политика имеет 2 направления деятельности:

1.финансовая стратегия

2.финансовая тактика

Финансовая стратегия – это долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу. Именно этот курс предполагает решение крупномасштабных задач, которые, в свою очередь, определяются экономической и социальной стратегиями. В процессе выработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов; намечаются принципы использования (ведущие положения) и организации финансов; решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что финансовая политика как составная часть  экономической политики решает задачи изыскания, концентрации и их дальнейшего  распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической  политикой.

Финансовая тактика – это решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направляемых на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика является более гибким (оперативным) направлением деятельности, так как именно она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия  и финансовая тактика – это  понятия взаимосвязанные. Финансовая стратегия создает условия для  решения тактических задач, а  также выявляет решающие участки  развития и приводит в соответствии со способами и формами организации  финансовых отношений. Финансовая тактика  позволяет в более сжатые сроки  и с наименьшими затратами  решать задачи финансовой стратегии.

Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение важнейших задач  экономики, что в свою очередь, позволяет  государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и на социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно-обоснованной теории. Опыт экономического развития показывает, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития нашего общества.

Основные направления  финансовой политики в современных  условиях

1.проведение мероприятий  по переводу предприятий на  рыночные отношения.

2.преодоление кризисного  состояния финансов и оздоровление  денежно-кредитной системы.

3.комплекс мер по социальной  защите населения.

4.разумная приватизация  государственного сектора.

5.дальнейшее развитие  антимонопольной политики.

6.совершенствование действующей  налоговой системы.

7.ликвидация бюджетного  дефицита.

8.сокращение внутреннего  и внешнего долга РФ.

 

 

Тема 2. Финансовое право, как самостоятельная  отрасль российского права.

1. Понятие,  предмет и метод правового  регулирования финансового права.  Основные и дополнительные критерии  и предпосылки выделения отрасли  самостоятельно.

Финансовое право – это одна из ведущих и активно развивающихся отрасль. Как и любая отрасль права имеет отличительные признаки: предмет и метод правового регулирования. Из самого названия финансовое право следует, что основу предмета составляют финансы или финансовые отношения. Финансовое право разнообразно, что обусловлено многообразностью, многозвенностью всей системы.

Предметом финансового права  являются те финансовые отношения, которые  возникают в процессе финансовой деятельности государства. Государство  с помощью права не просто регулирует финансовые отношения, возникающие  в процессе его финансовой деятельности, но и устанавливает для них  особый правовой режим. Именно это и  позволяет говорить о существовании  особой отрасли права. Предметом  финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть отношения  по плановому формированию, распределению  и использованию государственных  денежных фондов для выполнения его  задач и функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"