Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому праву"

Файлы: 1 файл

Финансовое право (ответы).doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие и стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных / местных бюджетов. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

составление проекта  бюджета;

рассмотрение и утверждение  бюджета;

исполнение бюджета;

составление отчета об исполнении и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются отражением как экономических процессов, так и политической культуры общества.

 

  1. Бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения  денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.

Система бюджетного финансирования включает механизм предоставления бюджетных средств распорядителям ассигнований и проведение финансового контроля за целевым, экономным и эффективным использованием денежных средств.

Важное значение в  системе бюджетного финансирования имеют установленные принципы предоставления бюджетных средств и расходования полученных бюджетных ассигнований. Принципы бюджетного финансирования, используемые в современной практике, можно подразделить на общие, касающиеся всех получателей бюджетных средств, и частные, определяющие порядок предоставления бюджетных ассигнований предприятиям и учреждениям в зависимости от организации их деятельности и метода ведения хозяйства. К первой группе относятся такие принципы, как целевой характер предоставления бюджетных средств, финансирование в соответствии с утвержденными нормами и фактически достигнутыми производственными и сетевыми показателями, учет использования ранее отпущенных бюджетных ассигнований. Ко второй - принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства.

Заемщиками федеральных бюджетных средств могут выступать российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (за исключением предприятий с иностранными инвестициями), а также органы исполнительной власти субъектов Федерации. При предоставлении бюджетных средств на возвратной основе может использоваться вексельная форма оформления задолженности. За несвоевременный возврат бюджетных средств, а также за просрочку уплаты процентов взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ.

 

  1. Внебюджетные средства.

Внебюджетные  средства — это денежные средства государства, которые не включаются в государственный бюджет и используются по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, фонд занятости, государственный страховой фонд).

Внебюджетные  средства — средства, находящиеся в распоряжении учреждений и организаций, выделяемые не из федерального (местного, республиканского) бюджета, а формируемые за счет других источников.

Это такие средства, которые находятся в распоряжении учреждений, организаций, фирм и корпораций, выделяются не из федерального (местного) бюджета, а формируются за счет других источников.

Внебюджетные средства можно классифицировать на специальные  депозиты и прочие. К специальным внебюджетным средствам относятся доходы, которые принадлежат учреждениям зданий, помещений, учитываются от эксплуатации транспорта, от производственной деятельности учебных мастерских и подсобных предприятий, поступления от входной платы в музеи и на выставки, плата за проектную экспертизу, рассмотрение дел в ведомственном арбитраже и др.

Депозиты — это  средства, которые поступают во временное  распоряжение бюджетного учреждения (залог, суммы по неразрешенным судебным делам). По истечении сроков невостребованные депозиты зачисляются в бюджет.

К прочим внебюджетным средствам  относятся: суммы по поручениям (средства подведомственных организаций для  централизованной закупки литературы, материалов, оборудования), родительские взносы на содержание детей в дошкольных учреждениях, суммы по договорам на проведение научно-исследовательских работ и др.

Фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов страны, используется на обеспечение пенсионных пособий, социальное страхование в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные средства могут привлекаться из различных  источников:

— проверяются сметы  на проектные работы и сметная  документация по объектам;

— привлекаются средства, физических лиц и организаций  на строительство объектов социальной сферы и благоустройство;

—привлекаются средства организаций для реализации программы  ветхого и аварийного жилья;

— вводится усиление контроля за постоянным внесением платежей предприятиями - природопользователями, начисление пени за их задержку;

— концертная деятельность музыкальных коллективов и праздничных  и юбилейных мероприятий;

— спонсорские средства.

 

  1. Налоговое право и его источники.

Источниками налогового права выступают нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. При этом налоговоправовые нормы представляют собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Система важнейших источников налогового права выглядит следующим  образом.

1.Конституция Российской Федерации.

2. Специальное налоговое  законодательство (в Налоговом кодексе  РФ (НК РФ) оно именуется "законодательством  о налогах и сборах"), которое,  в свою очередь, включает следующие  элементы:

- федеральное законодательство  о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее:

- НК РФ;

- иные федеральные  законы о налогах и сборах;

- региональное законодательство  о налогах и сборах:

- законы субъектов  РФ;

- иные нормативные  правовые акты о налогах и  сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

- нормативные правовые  акты о налогах и сборах, принятые  представительными органами местного  самоуправления.

3. Общее налоговое  законодательство (иные федеральные  законы, содержащие нормы налогового права).

4. Подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами:

- акты органов общей  компетенции:

- указы Президента  РФ;

- постановления Правительства  РФ;

- подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

- подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами,  принятые исполнительными органами  местного самоуправления;

- акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.

Решения Конституционного Суда РФ.

Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 

  1. Характеристика налоговых правоотношений.

Стержнем налоговых  правоотношений являются отношения  по взиманию налогов. Это – массовые отношения, поскольку обязанность  платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Ос новными участниками этих отношений являются налогоплательщики и государство.

Обязанность платить  налоги имеет публично-правовой, а  не частноправовой характер. Этот характер проявляется в том, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Налоговым органам, действующим от имени государства, принадлежат властные полномочия, основанные на законе. Границы этих властных полномочий определяются с учетом того, чтобы их реализация не отменяла и не умаляла прав и свобод человека и гражданина.

Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы контролируют выполнение этих обязанностей. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе.

Таким образом, суть взаимоотношений  участников налоговых отношений  состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые органы контролируют выполнение налогоплательщиками требований налогового законодательства и имеют право действовать властно-обязывающим образом. Налогоплательщики имеют право оспаривать законность действий налогового органа в административном или судебном порядке.

Природой налоговых  правоотношений обусловлен метод их регулирования – метод властных предписаний. Он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются зако нами и другими актами государственных органов.

Методу властных предписаний характерно преобладание обязываний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве).

Наряду с властными  предписаниями налоговому праву  известны и договорные отношения, допускающие  некоторую инициативу обязанных  субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает  возможность заключения договором между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Налогоплательщик имеет  право оспаривать конституционность законодательных актов.

Признаки налоговых  правоотношений

• Имущественный характер – связан с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных (как правило) средств.

• Односторонняя обязательственность.

• Субъективная определенность (относительность) – имеет строго определенный состав участников (платеж налога всегда проводится адресно).

• Активность – налогоплательщик обязан совершить действие – заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности.

• Целенаправленность –  налогоплательщик вносит платежи в  пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти.

• Гарантированность  – побуждением к ее выполнению выступают санкции, установленные  законодательством.

• Положительное содержание – предусматривает обязанность  совершить определенные действия (представить  отчетность, заплатить налог и  т.п.), ему не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий.

 

  1. Права и обязанности налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 21 ч.1 НК РФ налогоплательщики  имеют право:

1) получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или  инвестиционный налоговый кредит  в порядке и на условиях, установленных  настоящим Кодексом;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"